Последствия государственного долга и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - государственный долг и его последствия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

       При осуществлении любых государственных  заимствований следует ввести в  практику деятельности соответствующих властных структур осуществление обязательных просчетов последствий таких заимствований как для государственного бюджета, так и для макроэкономического развития в целом - по годам определенного временного периода. Такие просчеты позволят проанализировать общий эффект (убытки) от осуществления заимствований и принять окончательное решение.

       Что касается бюджетного дефицита, то это  экономическое явление также  неоднозначно и по-разному трактуется и оценивается в экономической  теории. Так, представители кейнсианской школы считают, что умеренный бюджетный дефицит - это положительный фактор экономического развития, поскольку именно бюджетный дефицит дает возможность увеличить совокупный спрос через дефицитное финансирование государственных расходов. Однако, с другой стороны, бюджетный дефицит может рассматриваться как неудовлетворение общественных потребностей, которое порождает различного рода отрицательные экономические явления.

       В целом, наличие государственного долга  имеет реальные негативные последствия18.

       1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

       2. Повышение налогов с целью  выплаты процентов по государственному  долгу или их снижение может  подорвать действие экономических  стимулов развития производства.

       3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

       4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности.

       Учитывая  все положительные и отрицательные  стороны заимствования государством денежных средств для преодоления дефицита бюджета, можно прийти к выводу, что преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов

_____________

18 Игнашевич И.В. Внутренний и внешний государственный долг и их последствия // Деньги и кредит, 2009, № 5

является  сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.  

       2.2 Методы управления государственным  долгом 

       Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по управлению им. Под управлением  государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление государственным долгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

       Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

       В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

       Недостаточная законодательная разработанность  вопросов, связанных с управлением  государственным долгом, в частности  отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

       В целом, к основным методам управления государственным долгом, можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию, новацию, пролонгацию, уступку права требования, отсрочку погашения займа, аннулирование и списание долга19.

_____________

19 Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008

       Самым худшим вариантом, с точки зрения подрыва престижа страны как заёмщика, является, безусловно, аннулирование государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

       Другим  методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных  займов за счёт привлечения новых.

       Особенно  часто рефинансирование принимается  при выплате процентов и погашений  по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что если полученные средства не

идут  на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

       Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга20.

       В  условиях  долгового  кризиса   реструктуризация  задолженности 

_____________

20 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (статья 105)

становится  одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга.

       Условия проведения реструктуризации внутреннего  долга определены Бюджетным Кодексом РФ и заключаются в погашении  долговых обязательств путем выпуска  новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

       Реструктуризация  внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии  условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. 

       Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы  могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

       Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии  происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

       В отличие от реструктуризации конверсия  направлена не на отсрочку платежей, а  на сокращение денежного объема государственного долга.

       Консолидация - это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

       Возможно  совмещение консолидации с конверсией.

       Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может  быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

       Конверсия, консолидация и унификация государственных  займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

       Новация государственного долга означает прекращение  обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое  обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

       Новация может коснуться и других элементов  обязательства, включая саму его  сущность. Так, возможен переход в  заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот.

Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им