Последствия государственного долга и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - государственный долг и его последствия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

       Пролонгация государственного долга означает продление  срока действия долгового обязательства.

       Уступка права требования представляет собой  замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

       Отсрочка  погашения займа или всех ранее  выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов.

       Ещё одним методом управления государственным  долгом является его частичное или  полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика.

       Также, одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Так, в настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждена Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2011 год на основании, которой Правительство Российской Федерации вправе осуществить государственные внешние заимствования Российской Федерации в объемах, не превышающих 7,0 млрд. долларов США, путем выпуска и размещения в 2011 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации. Также установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2012 года в сумме 11,3 млрд. долларов США, или 9,1 млрд. евро, на 1 января 2013 года в сумме 15,8 млрд. долларов США, или 12,7 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 21,1 млрд. долларов США, или 16,2 млрд. евро. Кроме того, Правительство Российской Федерации в 2011 году в пределах сумм, определенных Программой государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2011 год, вправе предоставить Министерству финансов Российской Федерации право принятия решений о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 150 000,0 тыс. долларов США по каждой государственной гарантии Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Государственный долг - сумма задолженностей (включая  проценты по ней) по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

       Причиной  появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации  экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.

       Государственный долг классифицируется по ряду признаков.

       Так, в зависимости от слагаемых элементов, государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной. В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Большинство государственных долгов различаются по степени старшинства – очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. С точки зрения рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

       Внешний долг более опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг необходимо отдавать теми деньгами (валютой), которыми был взят заем.

       В целом, рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия. Во–первых, поиск источников его погашения приведет к необходимости повышения налогов, что повлечет за собой уменьшение инвестиций и потребления; во–вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможность частного предпринимательства и роста экономики; в–третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга; в–четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг; в–пятых, происходит подрыв финансово–кредитной системы, что может привести к негативным последствиям в экономике государства в целом; в–шестых государство покрывает долг за счет печатного станка, что оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции.

       Для того чтобы государственный долг не стал причиной нарушения экономической  безопасности страны необходимо целесообразное использование занятых средств и правильное управление государственный долгом. Управление государственным долгом – это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. При этом, к основным методам управления государственным долгом, можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию, новацию, пролонгацию, уступку права требования, отсрочку погашения займа, аннулирование и списание долга

       Правильное  управление государственным долгом ведёт к экономическому росту  страны. 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников 

       
  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
  3. Бескова И.А. Государственный долг // Банковские услуги, 2009, №7;
  4. Вавилов Ю.Я. О природе и классификации государственного долга // Финансы и кредит, 2009, № 6;
  5. Гаген А.В. Государственный долг. Управления государственным долгом // Финансовый юрист, 2010, № 2;
  6. Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник – М.: ЧеРо, 2010;
  7. Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит, 2008, № 10;
  8. Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Основы экономической теории: Учеб. Пособие – М., ИНФРА-М, 2009;
  9. Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века, 2009, № 4;
  10. Игнашевич И.В. Внутренний и внешний государственный долг и их последствия // Деньги и кредит, 2009, № 5;
  11. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: Учебник. - 2-е изд., стер – М.: КноРус, 2011;
  12. Козикова Е.Н. Государственный внешний долг: функционирование в экономике страны-заемщика. — М.: МАКС Пресс, 2009; 
  13. Лебеда Г. Бюджетный дефицит и государственный долг // Теория и практика управления, 2009, № 4;
  14. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов – М.: КноРус, 2008;
  15. Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008;
  16. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп – М.: Дашков, 2010;
  17. Федулова С.Ф. Финансы. — М.: Кнорус, 2008;
  18. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Волтерс Клувер, 2008;
  19. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009;
  20. Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им