Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.
Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………
Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.
Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов.
Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика.
Также,
одним их элементов управления государственным
долгом является регламентирование допустимых
пределов роста долга в планируемом периоде
либо установление предельно допустимого
уровня долга по отношению к валовому
внутреннему продукту. Так, в настоящее
время, в соответствии с Федеральным законом
от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013
годов» утверждена Программа государственных
внешних заимствований Российской Федерации
на 2011 год на основании, которой Правительство
Российской Федерации вправе осуществить
государственные внешние заимствования
Российской Федерации в объемах, не превышающих
7,0 млрд. долларов США, путем выпуска и
размещения в 2011 году облигаций внешних
облигационных займов Российской Федерации.
Также установлен верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации
по государственным гарантиям Российской
Федерации в иностранной валюте на 1 января
2012 года в сумме 11,3 млрд. долларов США,
или 9,1 млрд. евро, на 1 января 2013 года в
сумме 15,8 млрд. долларов США, или 12,7 млрд.
евро, и на 1 января 2014 года в сумме 21,1 млрд.
долларов США, или 16,2 млрд. евро. Кроме
того, Правительство Российской Федерации
в 2011 году в пределах сумм, определенных
Программой государственных гарантий
Российской Федерации в иностранной валюте
на 2011 год, вправе предоставить Министерству
финансов Российской Федерации право
принятия решений о предоставлении государственных
гарантий Российской Федерации в иностранной
валюте для поддержки экспорта промышленной
продукции в размере, не превышающем суммы,
эквивалентной 150 000,0 тыс. долларов США
по каждой государственной гарантии Российской
Федерации.
Заключение
Государственный
долг - сумма задолженностей (включая
проценты по ней) по обязательствам государства
перед физическими и
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.
Государственный долг классифицируется по ряду признаков.
Так, в зависимости от слагаемых элементов, государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной. В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Большинство государственных долгов различаются по степени старшинства – очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. С точки зрения рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний долг более опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг необходимо отдавать теми деньгами (валютой), которыми был взят заем.
В целом, рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия. Во–первых, поиск источников его погашения приведет к необходимости повышения налогов, что повлечет за собой уменьшение инвестиций и потребления; во–вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможность частного предпринимательства и роста экономики; в–третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга; в–четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг; в–пятых, происходит подрыв финансово–кредитной системы, что может привести к негативным последствиям в экономике государства в целом; в–шестых государство покрывает долг за счет печатного станка, что оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции.
Для того чтобы государственный долг не стал причиной нарушения экономической безопасности страны необходимо целесообразное использование занятых средств и правильное управление государственный долгом. Управление государственным долгом – это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. При этом, к основным методам управления государственным долгом, можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию, новацию, пролонгацию, уступку права требования, отсрочку погашения займа, аннулирование и списание долга
Правильное
управление государственным долгом
ведёт к экономическому росту
страны.
Список
использованных источников
Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им