Последствия государственного долга и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - государственный долг и его последствия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

_____________

6 Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века, 2009, № 4

воздействие на экономику и приводит к различного рода сбоям, поскольку дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Этот способ подвергся жесткой критике еще в начале XIX в.

       Увеличение  налоговых поступлений в бюджет происходит в результате роста налоговых  ставок, что означает фактически прямое или косвенное изъятие доходов у населения и частного сектора и их перераспределение. Происходит снижение стимулов и деловой активности к инвестированию, спад производства, социальные негативные последствия. При этом если применение первых двух способов финансирования дефицита достаточно быстро приводит к нежелательным последствиям для экономики, то долговое финансирование имеет определенную длительность срока возврата долгов, который можно неоднократно продлевать, что и определяет временной промежуток от начала накопления заимствований до наступления непосредственно кризисных явлений, обусловленных неуправляемым ростом государственного долга, который ложится тяжелым бременем на экономику. Вследствие этого государство не в состоянии погашать и обслуживать свои долговые обязательств в полном объеме и в срок.

       Следует отметить, что в рамках долгового  способа финансирования бюджетного дефицита (основные принципы которого были сформулированы немецким экономистом  А. Вагнером в конце XIX в. в «законе возрастающей государственной активности», вошедшего в состав мировой экономической науки) посредством долгового финансирования достигалось оптимальное распределение во времени инвестиционной нагрузки на государственные бюджеты. С другой стороны, исключалась необходимость повышения налогов для финансового обеспечения чрезвычайных расходов. Поэтому такой подход в финансировании государственных расходов посредством долгового, или, по-другому сказать, кредитного, финансирования широко пропагандировался экономистами немецкой школы конца XIX — начала XX в. Данные принципы оказали существенное влияние на современный этап развития теории о роли государственного долга, поскольку они стали использоваться многими европейскими странами при планировании бюджетов. На различных стадиях развития экономики, будь то спады или подъемы, темпы роста доходов бюджета, определенные на основе налогового законодательства, выше или ниже темпов роста расходов бюджета, которые, как правило, имеют тенденцию к росту. Поэтому необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе для своих нужд вытекает из противоречий между размером потребностей и возможностью государства удовлетворить эти потребности за счет доходов бюджета.

       Активное  использование этого способа финансирования обусловлено рядом факторов, на которых следует кратко остановиться. Так, например, большинство населения до конца не понимает, что рост государственного долга сегодня связан с усилением налогового бремени в будущем. При этом политики под давлением населения скрывают значительную часть бюджетного дефицита в сфере социального, медицинского страхования или пенсионного обеспечения путем создания дополнительных бюджетных или внебюджетных фондов, проведения квазифискальных мероприятий. С другой стороны, учитывая возраст и работоспособную продолжительность жизни, население одобряет кредитное финансирование расходов, которые запланированы как дефицитные. Таким образом, с помощью кредитного финансирования государственных расходов правительство решает проблемы развития экономики, которые иначе просто недостижимы, или при попытке использования других методов финансирования дефицита бюджета несет значительные издержки7.

       Таким образом, причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и

_____________

7 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008

внешнего  займов. В целом, рост государственного   долга   может  повлечь  за  собой  реальные  негативные экономические последствия. 

       1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики 

       В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его  влиянии на развитие экономики.

       Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды макроэкономистов на эту проблему совершено различны. С одной стороны, имеет место рыночный либерализм, при котором государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику рассматривается как негативный фактор. В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу. С их точки зрения, дефицит бюджета, образовавшийся во время кризиса и депрессии, должен покрываться соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периодом подъема8. Однако, 

_____________

8 Федулова С.Ф. Финансы. — М.: Кнорус, 2008

они недостаточно учитывают временной фактор цикличности  экономики, когда возникает хронический  характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает  предпосылки к необходимости заимствований.

       С другой стороны, преобладает теория о необходимости сильного государственного регулирования экономики, допускающая  использование государственных  заимствований. В результате проведения государством активной долговой политики многие экономисты видят в росте государ-ственного долга две главные опасности. Одна из них – это вероятность

вероятность наступления банкротства государства, вторая — опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения. Например, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что, если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, значит, оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения. Американские же ученые К.Р. Макконел и С.Л. Брю полагали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов9. К. Маркс в своих трудах отмечал, что государственные займы являются своего рода «двигателем» для первоначального накопления капитала: «государственный долг создал акционерные общества, торговлю всевозможными ценными бумагами, биржевую игру и современную банкократию»10.

       Основные  тезисы, выработанные в мировой практике в отношении регулирования зависимости  роста долга от роста экономики, говорят о том, что чем выше темпы экономического роста и  ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством заемных средств для

_____________

9 Федулова С.Ф. Финансы. — М.: Кнорус, 2008

10 Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века, 2009, № 4

финансирования  своих расходов; в случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении долгом11. Эти положения впервые были сформулированы представителем неокейнсианского направления в экономике Е. Домаром в 1944 г. на основе разработанной им модели, которая увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост государственной задолженности — с ростом экономики. С помощью этой модели он сделал несколько выводов.

       Во-первых, постоянно растущий государственный  долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста. Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.

       Обобщая проведенные экономистами исследования вопросов государственного долга, следует сказать, что они легли в основу нескольких подходов к его функциям и классификации. Так, главная функция государст-

_____________

11 Козикова Е.Н. Государственный внешний долг: функционирование в экономике страны-заемщика. — М.: МАКС Пресс, 2009 

венного кредита — перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики и целесообразностью поддержки социально-экономической сферы. Эта функция обеспечивает формирование денежных фондов на уровнях бюджетной системы государства и их использование на принципах срочности, возвратности, платности. Регулирующая функция проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке капитала, на производство и занятость. Используя государственный кредит в качестве регулирования экономики, государство проводит финансовую политику. 

       Проблема  взаимозаменяемости налогов и государственного долга в период экономического спада проявляется, когда имеет место и увеличивается разрыв между налоговыми доходами и государственными расходами. В это время происходит наращивание объемов заимствований с целью финансирования дефицита бюджета. Таким образом, государственным долгом выполняется заместительная функция. По мнению исследователей, перечисленные функции государственного долга скорее характерны для государственного бюджета, то есть функции центрального уровня государственного управления. Наконец, практическое значение контрольной функции заключается в обеспечении полноты и своевременности погашения долговых обязательств и эффективного использования заемных средств.  

       1.3 Структура государственного долга и его виды 

       Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

       Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по12:

_____________

12 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (пункт 2, статья 98)

       1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика  от кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

       2) государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;

       3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

       4) государственным гарантиям Российской  Федерации;

       5) иным долговым обязательствам, ранее  отнесенным в соответствии с  законодательством Российской Федерации  на государственный долг Российской  Федерации.

       Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

       К государственному долгу, а точнее сказать, к государственным заимствованиям различными исследователями-экономистами применяется классификация по ряду признаков.

       В зависимости от слагаемых элементов, государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной.

       Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

       Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им