Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая старая.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

У каждого человека свои потребности, которые он старается удовлетворить. Чтобы понять всю суть потребностей человека, можно к примеру рассмотреть пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт,     постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация [Приложение 1].

Существует  также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности [Приложение 2].

  По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться [18, С.140].

Несомненно, потребности людей  бесконечны, а ресурсы необходимые  для их удовлетворения ограничены. Но развитие потребительского рынка позволит в какой-то мере решить эту проблему.

 

 

 

1.3. ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ

 

 

Современный потребительский рынок  характеризуется существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, а также что именно побуждает

покупателя  совершать покупки.

В процессе осознания и обоснования  необходимости совершения покупки покупатель находится под постоянным воздействием экономических, политических, социальных, культурных, психологических факторов. Кроме того, собственные личностные характеристики играют большую роль в процессе принятия решения о покупке. Существует множество факторов, влияющих на поведение покупателей на потребительском рынке.

На поведение покупателя оказывают  влияние четыре основных группы факторов. Все они дают представление о том, как эффективнее обслужить покупателя.

1.) Факторы культурного порядка:

Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение, конечно, вещь в основном благоприобретенная. Например, ребенок усваивает базовый набор ценностей, воспр иятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.

Субкультура - более мелкая составляющая понятия культуры. Она представляет своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Например, различные молодежные движения, обладающие своими характерными чертами.

Социальное положение определяется отношением индивида к тому или иному общественному классу. Общественные классы сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения [15, С.230].

Для общественных классов характерны: явное предпочтение товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведением досуга, автомобилях и т.д.

2.) Социальные факторы.

Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.

Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношение или поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называются членскими коллективами. Первичные коллективы - семья, коллеги по работе, соседи,

друзья. Вторичные коллективы - формальные общественные организации типа профсоюзной  ассоциации и религиозных объединений. Маркетинговые службы, изучая рынок, стремятся выявить все референтные  группы конкретного рынка, на котором  они продают свои товары. На понятие  референтной группы опирается идея продажи на дому.

Семья - самая важная в рамках общества потребительских закупок и соответственно, маркетологи подвергают всестороннему изучению. Семья наставляющая состоит из родителей индивида, порожденная семья индивида - его супруга и дети.

Роли и статусы: индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждом из них  можно охарактеризовать с точки  зрения роли и статуса. Например, в  одном индивиде роль сына или дочери по отношению к родителям плюс одновременно роль мужа или жены в  собственной семье, плюс какая-то производственная роль.

Роль представляется как набор  действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень  положительной оценки ее со стороны  общества. Например, производственная роль имеет в глазах общества более  высокий статус по сравнению с  ролью, к примеру, сына или дочери. И соответственно, товар будет  приобретать потребитель в соответствии со своим основным статусам в обществе.

3.) Факторы личного порядка.

Возраст - с возрастом происходят изменения в выборе ассортимента и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, меняются вкусы и привычки.

В жизненном цикле семьи, в зависимости  от финансового положения и типичных товарных предложений, различают пять этапов:

1) холостяки;

2) юные молодожены без детей;

3) «полное гнездо» в трех стадиях: младшему менее 6 лет, младшему 6 и более лет, пожилые супруги с детьми на их попечении;

4) «пустое гнездо» в двух стадиях: дети отдельно, глава работает; дети отдельно, глава на пенсии;

5) вдовствующее лицо - работает или на пенсии.

Род занятий: рабочий - рабочая одежда и обувь: президент предприятия - дорогие костюмы, часы, самолет и  т.д.

Экономическое положение - важнейший фактор оно определяется размером расходной части доходов, сбережениями и активами.

Образ жизни - устоявшиеся формы  бытия человека в мире, находящие  свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни  рисует «всесторонний портрет» человека в его взаимодействии с окружающей средой.

Тип личности - совокупность отличительных  психологических характеристик  человека, обеспечивающих относительные  последовательность и постоянство  его ответных реакций на окружающую среду. Обычно эти личности описывают  на основании таких присущих индивидуальных черт, как уверенность в себе: влиятельность, независимость, непостоянство, агрессивность и т.п.

У всех нас существует сложный мысленный  образ самих себя. Изучая рынок, следует  стремиться создавать образ марки, соответствующим образом собственного «я» членов целевого рынка.

4.) Факторы психологического характера (порядка): восприятие, мотивация, усвоение, убеждение, отношение.

Мотив (побуждение) представляет собой  нужду, ставшей столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и методы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.

Восприятие – «процесс, посредством  которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой кармы окружающего  мира». Все мы познаем через ощущения, т.е. благодаря потоку информации, оно воздействует на пять наших чувств: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.

Люди могут отличаться разной реакцией на один и тот же раздражитель в  силу избирательного восприятия. Люди более склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями, которые резко отличаются какими-то значениями от обычных. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-нибудь. Производителей обычно интересуют убеждения людей в отношении конкурентных товаров и услуг. Из них складываются соответствующие образы. Однако надлежит учитывать, что почти ко всему на свете человек имеет свое отношение.

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся данных знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная  оценка индивидом какого-либо предмета, объекта или идеи, присваиваемые  к ним чувства и направленность каких-то действий.

Изучив поведение потребителей на рынке, можно заметить, что существует огромное количество человеческих факторов влияющих на выбор товара или услуги.

Подводя итоги можно сказать, что  потребительский рынок – это  экономическое явление, в котором  взаимодействуют продавцы (производители) и потребители. Потребитель – это основа потребительского рынка, без потребителей не было бы рынка, и наоборот. Потребители при выборе товаров основываются на своих личных потребностях, а также на различных потребительских факторах.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

РЫНКА РОССИИ

 

 

2.1. ПРОБЛЕМА НАСЫЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО  РЫНКА: ДЕФИЦИТ

КАЧЕСТВЕННЫХ  И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

 

Для анализа сегодняшнего потребительского рынка и выявления причин изменения  структуры товарного предложения  в России ниже представлены исследования рынка потребительских товаров  Красноярского края, так как обстановка в целом по России примерно та же. В ходе работы было исследовано 98 предприятий розничной торговли и ряд организованных рынков; опрошено 100 торговых работников, осуществлено анкетирование 200 покупателей.

Анализ розничной реализации продовольственных  товаров в разрезе производителей показал высокую степень проникновения  импортных товаров. В ассортименте реализуемых продовольственных  товаров преобладают такие зарубежные товары, как йогурты (91%), сыры (89%), колбасы  полукопченые и сырокопченые (68%), масло кукурузное (95), масло подсолнечное (82%) и т.д. Следует отметить, что на продовольственных рынках насыщенность импортными товарами выше, чем на предприятиях розничной торговли.

 Вместе с тем в последнее  время наблюдается расширение  предложения отечественных производителей. Широко представлены такие виды  товаров, как майонез, мясные  консервы, куры и др. По данным  товарам отечественные производители  представляют широкий ассортимент  и достаточно высокое качество.

На непродовольственном рынке  товаров доля иностранной продукции  телевизоры составляют 96% от общей массы, видеомагнитофоны – 100%, холодильники – 82% и т.д. Более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в магазинах, а не на рынках.

Опрос специалистов показал, что при  реализации продуктов питания более  половины торговых агентов (59%) отдают предпочтение товарам отечественного производства, но при продаже непродовольственных  товаров они предпочитают импортные  товары (76%). Большая часть специалистов считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами.

Опрос потребителей показал, что большинство  из них (82%) отдает предпочтение импортной  продукции (непродовольственные товары). При покупке же продовольствия  62% потребителей предпочитают отечественные товары.

По мнению работников торговли основными критериями при выборе товара являются цена, качество, упаковка. Покупатели стали меньше обращать внимание на упаковку, а больше – на экологическую безопасность и срок годности.

 При выборе потребителями  продовольственных товаров основными  критериями являются цена и  качество, однако, при выборе непродовольственных  товаров – внешний вид изделия и торговая марка

[20, С.42].

Рассмотрим подробнее проблему насыщения качественной продукцией. Возьмем, к примеру, продовольственные  товары. Как правило, отечественные  продовольственные товары обладают большим качеством, чем импортные. Этот факт объясняется временем транспортировки, большинство продуктов имеет  не очень большой срок годности. В этом смысле отечественные товары гораздо качественнее и, что немало важно, гораздо безопаснее  импортных  товаров. Но отсюда не стоит делать вывод, что вся без исключений отечественная продукция имеет  хорошее качество. Как и в случае с импортной продукцией, большое  количество товаров имеет ограниченный срок годности (кисломолочные продукты, фрукты, овощи и т.д.). И как же быть в данной ситуации производителю? Понятно, что ему любым путем нужно реализовать свою продукцию, даже если придется прибегнуть к обманным путям, но есть одно но - потребители не хотят быть обманутыми.

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей