Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая старая.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

Точно также происходит и со многими  кондитерскими изделиями с добавлением  жира, шоколада в палатках и павильонах, не имеющих холодильников. Они быстро портятся на солнце и при высокой температуре, хотя срок годности на упаковке не будет просрочен.

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или  иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при  сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для  потребителя.

Фальсификация продовольственных  товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем  ухудшении или полной утрате отдельных  наиболее значимых свойств пищевой  ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.

При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Например, рекламируя подделку-заменитель сливочного масла - маргарин, пытаются навязать потребителю ошибочное  представление о том, что он также  полезен покупателю, как и сливочное  масло, поскольку приближен к  коровьему молоку, имеет низкое содержание холестерина, его можно намазывать на хлеб и другие хвалебные оды.

В то же время в маргарине имеются  следующие отличительные особенности, приводящие к обману покупателя:

1. Обязательно присутствуют антиокислители - бутилокситолуол и бутилоксианизол, вызывающие раковые заболевания;

2. Полезные жирные кислоты олеиновая и линолевая, содержащиеся в растительных маслах, из чего сделан маргарин, полностью гидрированы и витаминоподобными свойствами не обладают;

3. Добавлено до 20-25% воды и введены  дополнительно эмульгаторы, разрушающие  красные кровяные тельца (плазмолиз)  в крови;

4. Присутствуют химически измененные  жирные кислоты, которые не  всегда метаболируются в организме человека и многие другие пагубные воздействия.

Таким образом, маргарин в небольших  количествах можно применять  только здоровому человеку, а для  питания больных и особенно детей  противопоказан. Проще и полезнее помазать хлеб растительным нерафинированным подсолнечным маслом (раз у Вас  есть пагубная привычка к бутербродам  и дикая потребность чего-то намазывать на хлеб). В принципе, заменители и  дефектные товары не относятся к  фальсифицированным, если на маркировке и в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование и сорт, а цена соответствует их качеству и происхождению

В итоге можно сделать вывод что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях и существует с доисторических времен, и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения по их распознаванию.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

РЫНКА РОССИИ

 

 

3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

 

Потребительский рынок, с одной  стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей  с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой  отношения между участниками  взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми  актами. Такая система не может  функционировать и развиваться  на основе саморегулирования.

Государство обязано вмешиваться  в рыночную экономику, создавая условия  для развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции  проектов, товаров, предприятий, для  соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов  демократизации общества и либерализации экономики [7, С.123].

Наличие на рынке товаров и услуг  разных участников с различными интересами и правами осуществления своей  деятельности делает задачу обеспечения  баланса их интересов и устойчивого  развития рынка очень сложной. Создать  необходимые условия для такого развития и осуществить контроль над их соблюдением участниками  рынка без государственного регулирования  и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование  – это, прежде всего, актуализация законодательной  и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

Государственное регулирование и  общую координирующую функцию деятельности рынка должны осуществлять органы исполнительной власти во взаимодействии с общественными  институтами предпринимателей и  потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. Существующий бюрократический режим деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях без централизованной системы общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Независимый общественный контроль отсутствует по всем направлениям деятельности потребительского рынка: при разработке нормативно-правовых документов и их исполнении, при решении финансовых, социально-экономических и организационных вопросов развития предпринимательства, при организации и проведении контрольно-надзорной деятельности, при разрешении конфликтных ситуаций и споров. Это все еще раз подтверждает идею о не достаточном применении принципов государственного регулирования и общественного контроля.

В будущем приоритет этой функции  в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными  организациями предпринимателей и  потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке  государства.

В современный период усиливается роль государственных и общественных контролирующих организаций, прежде всего в области качества и безопасности реализуемых товаров и предоставления услуг потребителям как главного направления решения задачи конкурентоспособности отечественных производителей и продукции (товаров, услуг). Среди многих государственных и общественных контролирующих организаций систематизировано, комплексно работать на потребительском рынке могут лишь некоторые – прежде всего, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также общественные организации по защите прав потребителей с профессиональным кадровым составом.

Разумеется, нельзя недооценивать  роль других государственных организаций, осуществляющих контроль финансового  состояния предприятий потребительского рынка и выполнения ими кредиторских и дебиторских обязательств; контроль за соблюдение требования стандартов, сертификацией товаров и услуг, единством измерений; качеством  сырьевых и пищевых продуктов; санитарно-эпидемиологических требований и норм и других аспектов хозяйственной деятельности предприятий  и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, такие организации  являются большей частью узкоспециализированными, и на их базе трудно создать эффективную  систему координации и взаимодействия между участниками рынка. Они трудно адаптируются к рыночным механизмам реализации товаров и предоставления услуг потребителям, не используют современные информационные технологии взаимодействия между участниками рынка и изучения его деятельности, не имеют в своей структуре мобильных и технических оснащенных испытательных центров и компьютерных баз данных, не владеют методологическим аппаратом анализа и прогноза ситуаций, не связаны с системой подготовки кадров и повышения квалификации работников в области комплексных проблем развития рынка товаров и услуг.

В современных условиях ощущается  необходимость в разработке концепции  регулирования и развития процессов  потребительского рынка на долгосрочный период с выделением основных этапов ее реализации, а также программы  развития рынка. Концепция регулирования  рынка как перспективный документ даст органам управлениям долговременную стратегию и укажет возможность  альтернативы ее реализации. С ее помощью  можно определить пути формирования развитых рыночных отношений; определить социально-экономические, инвестиционные и экологические параметры развития рынка на перспективу; обосновать систему  форм и методов экономического и  правового регулирования рынка.

Основы концепции такого регулирования  базируются на следующих положениях:

1) структура рыночной системы  включает несколько типов рынков, каждый их которых имеет свои  особенности образования и регулирования;

2) потребительский рынок характеризуется  специфическими субъектами, что  определяет показатели деятельности, формы и методы управления;

3) развитие инфраструктуры потребительского  рынка происходит в тесной  взаимосвязи с другими элементами  рыночной системы;

4) механизм регулирования потребительского  рынка должен строиться на  непротиворечивой основе, учитывающей  взаимосвязи всех типов рынка.

В соответствии с концепцией, долгосрочной целью развития является создание экономической  среды потребительского рынка на основе системы торгово-посреднических, финансово-кредитных, информационно-коммерческих, внешнеэкономических и управленческих связей между всеми элементами рыночной системы.

 

 

3.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

 

 

Данные исследований показывают, что  товарное предложение на потребительском  рынке формируется за счет приоритета импортных товаров (65-70%), причем наблюдается  дальнейшее вытеснение отечественного производителя. Торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность  отечественных непродовольственных  товаров.

Засилье импорта показывает отсталость отдельных отраслей российской экономики, и прежде всего легкой промышленности, производства товаров длительного  пользования. Можно определить приоритеты развития потребительских товаров  в нашей стране, по которым необходимо дальнейшее развитие отечественных производителей (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, товары хозяйственного назначения).

Приоритетным направлением на современном  этапе развития страны является насыщение  внутреннего потребительского рынка  отечественными конкурентоспособными товарами. Это необходимо не только для того, чтобы обеспечить экономическую  безопасность страны, но и чтобы  способствовать преодолению безработицы, развитию инвестиций в экономике России. Формирование и развитие рынка должно идти по двум направлениям: 1)развитие отечественного производства и переработка продуктов питания; 2)развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка  произведенных продуктов питания; однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют ресурсов для внедрения современных технологий. Поэтому в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств.

Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.

Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения  новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических  линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием «Тонус» позволил значительно увеличить сроки хранения продукции. Важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных производителей прямыми поставками от непосредственных производителей. Вследствие этого предприятия могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент при их высоком качестве.

Эти мероприятия должны способствовать развитию рынка отечественных потребительских  товаров и постепенному сокращению доли импортных товаров на внутреннем рынке страны.

 

 

3.3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ  С НЕГАТИВНЫМИ ФАКТОРАМИ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

 

Для тех, кто хоть раз столкнулся с проблемой ремонта или замены товара по гарантии, закон «О защите прав потребителей» становится настольной книгой. Многие продавцы надеются на неподготовленность покупателей и пытаются обмануть их. На таких продавцов отрезвляюще действует эта небольшая книжечка в руках покупателя.

В соответствии со статьей 18.1 «Закона о правах потребителей» покупатель вправе по своему выбору потребовать:

    1. безвозмездного устранения недостатков товара;
    2. замены на товар аналогичной марки;
    3. замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, а можно просто потребовать вернуть деньги [11, С.23].

Возьмем, к примеру, рынок обуви.

Даже дорогая обувь известных фирм может не подойти по ноге или расползтись через пару недель. Как же защититься от этих напастей рядовому покупателю, которому всего-то хочется держать ноги в тепле и по возможности в красоте. Если вы хотите вернуть или поменять обувь, вам надо знать следующее:

1. Возврату подлежит не только  новая обувь, но и ношеная.  Правда, вернуть ее можно только  в том же сезоне, в котором  она была куплена.

2. Основанием для возврата обуви  служит не только ее деформация  или брак. Это может быть, к  примеру, неприятный скрип при  ходьбе и даже отталкивающий  запах.

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей