Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39
Точно также происходит и со многими
кондитерскими изделиями с
Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Поэтому
фальсификация, в широком понимании,
может рассматриваться как
Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.
При использовании термина «
Например, рекламируя подделку-заменитель сливочного масла - маргарин, пытаются навязать потребителю ошибочное представление о том, что он также полезен покупателю, как и сливочное масло, поскольку приближен к коровьему молоку, имеет низкое содержание холестерина, его можно намазывать на хлеб и другие хвалебные оды.
В то же время в маргарине имеются
следующие отличительные
1. Обязательно присутствуют
2. Полезные жирные кислоты
3. Добавлено до 20-25% воды и введены
дополнительно эмульгаторы,
4. Присутствуют химически
Таким образом, маргарин в небольших количествах можно применять только здоровому человеку, а для питания больных и особенно детей противопоказан. Проще и полезнее помазать хлеб растительным нерафинированным подсолнечным маслом (раз у Вас есть пагубная привычка к бутербродам и дикая потребность чего-то намазывать на хлеб). В принципе, заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке и в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование и сорт, а цена соответствует их качеству и происхождению
В итоге можно сделать вывод что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях и существует с доисторических времен, и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения по их распознаванию.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ
3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования.
Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики [7, С.123].
Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль над их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.
Государственное регулирование и общую координирующую функцию деятельности рынка должны осуществлять органы исполнительной власти во взаимодействии с общественными институтами предпринимателей и потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. Существующий бюрократический режим деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях без централизованной системы общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Независимый общественный контроль отсутствует по всем направлениям деятельности потребительского рынка: при разработке нормативно-правовых документов и их исполнении, при решении финансовых, социально-экономических и организационных вопросов развития предпринимательства, при организации и проведении контрольно-надзорной деятельности, при разрешении конфликтных ситуаций и споров. Это все еще раз подтверждает идею о не достаточном применении принципов государственного регулирования и общественного контроля.
В будущем приоритет этой функции в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными организациями предпринимателей и потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке государства.
В современный период усиливается роль государственных и общественных контролирующих организаций, прежде всего в области качества и безопасности реализуемых товаров и предоставления услуг потребителям как главного направления решения задачи конкурентоспособности отечественных производителей и продукции (товаров, услуг). Среди многих государственных и общественных контролирующих организаций систематизировано, комплексно работать на потребительском рынке могут лишь некоторые – прежде всего, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также общественные организации по защите прав потребителей с профессиональным кадровым составом.
Разумеется, нельзя недооценивать
роль других государственных организаций,
осуществляющих контроль финансового
состояния предприятий
В современных условиях ощущается
необходимость в разработке концепции
регулирования и развития процессов
потребительского рынка на долгосрочный
период с выделением основных этапов
ее реализации, а также программы
развития рынка. Концепция регулирования
рынка как перспективный
Основы концепции такого регулирования базируются на следующих положениях:
1) структура рыночной системы
включает несколько типов
2) потребительский рынок
3) развитие инфраструктуры
4) механизм регулирования
В соответствии с концепцией, долгосрочной
целью развития является создание экономической
среды потребительского рынка на
основе системы торгово-
3.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Данные исследований показывают, что
товарное предложение на потребительском
рынке формируется за счет приоритета
импортных товаров (65-70%), причем наблюдается
дальнейшее вытеснение отечественного
производителя. Торговые агенты и покупатели
отмечают низкую конкурентоспособность
отечественных
Засилье импорта показывает отсталость отдельных отраслей российской экономики, и прежде всего легкой промышленности, производства товаров длительного пользования. Можно определить приоритеты развития потребительских товаров в нашей стране, по которым необходимо дальнейшее развитие отечественных производителей (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, товары хозяйственного назначения).
Приоритетным направлением на современном этапе развития страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами. Это необходимо не только для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны, но и чтобы способствовать преодолению безработицы, развитию инвестиций в экономике России. Формирование и развитие рынка должно идти по двум направлениям: 1)развитие отечественного производства и переработка продуктов питания; 2)развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.
В первом направлении наиболее слабым
звеном является именно переработка
произведенных продуктов
Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.
Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием «Тонус» позволил значительно увеличить сроки хранения продукции. Важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных производителей прямыми поставками от непосредственных производителей. Вследствие этого предприятия могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент при их высоком качестве.
Эти мероприятия должны способствовать
развитию рынка отечественных
3.3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕГАТИВНЫМИ ФАКТОРАМИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Для тех, кто хоть раз столкнулся с проблемой ремонта или замены товара по гарантии, закон «О защите прав потребителей» становится настольной книгой. Многие продавцы надеются на неподготовленность покупателей и пытаются обмануть их. На таких продавцов отрезвляюще действует эта небольшая книжечка в руках покупателя.
В соответствии со статьей 18.1 «Закона о правах потребителей» покупатель вправе по своему выбору потребовать:
Возьмем, к примеру, рынок обуви.
Даже дорогая обувь известных фирм может не подойти по ноге или расползтись через пару недель. Как же защититься от этих напастей рядовому покупателю, которому всего-то хочется держать ноги в тепле и по возможности в красоте. Если вы хотите вернуть или поменять обувь, вам надо знать следующее:
1. Возврату подлежит не только новая обувь, но и ношеная. Правда, вернуть ее можно только в том же сезоне, в котором она была куплена.
2. Основанием для возврата обуви
служит не только ее
Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей