Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая старая.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

Научить потребителя  распознавать те или иные способы  обмана, подделок и фальсификаций, дать им необходимые знания о потребительских  свойствах тех или иных продуктов - вот главная цель законодательных актов по защите прав потребителей.

 

 

2.2. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

 

Закон о защите прав потребителей имеет длинную историю, которая  начинается еще с древнейших времен. Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консьюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консьюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.

Но как массовое явление движение потребителей получило свое распространение  в 20 веке. Сначала внимание потребителей было обращено на продукты питания, в  это же время была написана книга  «Джунгли», в которой говорилось о стандартах безопасности при производстве мясных продуктов. Она вызвала большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что в 1906 году было принято решение о создании государственного органа «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Джон Ф. Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен»

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди  произнес в Конгрессе США речь, в которой он назвал шесть  основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:

  1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  2. Право на здоровую окружающую среду.

Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей [8, С.29].

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и  направленных на регулирование общественных отношений , возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

«Защита прав потребителей» — исторически  сложившееся понятие, введенное  Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным  Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно  должно было указывать на начало перестройки  российского общества, ориентацию экономики  на нужды потребителя, поскольку  все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов  изготовителя и продавца, представленного  преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон  Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

Закон «О защите прав потребителей»  — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и  имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее  законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Теперь закон значительно повысил  ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей, установил для них ряд новых обязанностей.</h4>

Любой потребитель имеет право  на: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование  работ и услуг;  надлежащее качество продукции; полную и достоверную  информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и  другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации  потребителей; возмещение причиненного ущерба.

В целях защиты своих прав и законных интересов  граждане имеют  право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или  продавцу продукции ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам, в случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд [14, С.25].

И вроде  бы есть закон, и государство стоит  на стороне потребителя, но без участия  самих потребителей, закон просто не будет действовать.

Статистика  безрадостная: права каждого потребителя  в России нарушаются, в среднем, четыре раза в год.

Потребитель, купивший некачественный товар, предпочитает не связываться с продавцами, видимо полагая, что правды все равно  не добиться. При том, что у потребителя есть все права, определяемые Законом. С жалобами по качеству товаров или услуг обращается всего 20% от недовольных своей покупкой потребителей.

Из всех, этих 20%, обратившихся к продавцам  с жалобой на качество товара, в  случае, если претензии по качеству не удовлетворяются, всего 4 % обращаются в суд.

Как видно из приведенной статистики, продавцы могут себе позволить нарушать наши права, ведь мы, потребители, сами предоставляем им такую возможность. Происходит это либо из-за незнания своих прав, либо из-за кажущейся  экономической нецелесообразности - не хочется влезать «во все тяжкие» из-за каких то пары тысяч. Лень или робость, так же, не исключаются. Вот и носим раз в неделю свои новые сапоги в ремонт; покупаем новый мобильник, потому что «старый», не проработав и года, сгорел без видимой причины или же  выкидываем только что купленное нами просроченное молоко - перечислять можно долго. Данная ситуация меняется очень медленно и без активного участия в защите прав потребителей самих потребителей и непосредственно государства добиться заметных положительных изменений в положении потребителя не удастся.

 

 

 

2.3. ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА

 

 

Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует, к  тому же попытки создания только абсолютно  безопасных товаров резко увеличили  бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о  качестве производимых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),

законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему? Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».

С ростом качества товара растет и  его цена, но именно она может  сделать товар недоступным для  широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного  знания, а оптимальное соотношение  качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая  информационная асимметрия.

Существует и другие, требующие  урегулирования, негативные явления  рынка. Например: обман, обвес, обсчет, продажа некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому каждому потребителю  необходима государственная поддержка  и защита от этих негативных явлений. Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти  права потребителя закреплены в  законе о “Защите прав потребителей”. В то же время, принятие закона зачастую не уменьшает обмана покупателей, осуществляемых на рынках России. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. «Не обманешь - не продашь!» Этот неписаный лозунг, господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не «надули». А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с «живыми» деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать больше «живых» денег, сами пытаются выйти на рынки в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. Сразу же возникает вопрос – Неужели обман покупателя так широко практикуется? Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке. Он может быть представлен в цивилизованном виде - когда вам продают апельсины, лимоны, яблоки или виноград в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что продукт никогда не портится, или в наглом виде - когда вам просто продают испорченный товар, доказывая, что так и должно быть.

 Рассмотрим некоторые виды обмана покупателей на примере пищевых продуктов.

Обсчет покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Подсчитывая  в уме, продавец легко может к  полученной сумме добавить несколько  рублей или десятков рублей в зависимости  от стоимости покупки. То же самое  делают и продавцы, считая в последнее  время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма в память калькулятора и затем при подсчете суммы  за товары незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся.

В этом случае покупателю настойчиво показывают, полученную сумму на своем  калькуляторе, и продавец доказывает в случае выявления обмана, что  это просто неправильно считает  его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.

Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое  наиболее чувствительно действует  на покупателя. Здесь имеется много  способов и методик мошенничества. Примеров такого мошенничества в  повседневной жизни очень много. Самое банальное: Вам дают сдачу  мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали  подсчитывать. В случае, когда Вы все таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.

Обман за счет продажи  товара с истекшим сроком хранения обычно применяется при продаже  скоропортящихся товаров - это прежде всего мясо, молоко, рыба, полуфабрикаты и многие другие. Поскольку в настоящее время нет дефицита на продукты питания, а имеется большая конкуренция при их продаже, то многие из этих товаров во время не реализуются. Чтобы не списывать просроченные продукты за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать просроченный товар.

Для этого применяются  следующие способы:

1. Исправляется  дата выпуска продукта или  эта дата уничтожается или  заклеивается.

2. Продукт переупаковывают  в другую потребительскую тару  и ставят новую дату.

3. На упаковке  с товаров ставят дополнительно  новую дату, ссылаясь, что это  было сделано на предприятии.

Сюда же можно отнести продукты, которые хранились не при оптимальных  температурных режимах, а при  более высоких или под воздействием солнечного света. Многие, наверное, видели, как целыми днями летом реализуют  куриное яйцо, находящееся под  воздействием солнечных лучей, а  не как положено при температуре 2-40 С. В результате яйцо изменяет свои показатели качества очень быстро. Продержав куриное яйцо при температуре 300 С в течение двух суток Вы получите по качеству такое же, как хранившееся в холодильнике две недели. Но об этом конечно покупателю не говорят. Ему говорят, что яйца свежие, только что из птицефабрики.

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей