Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая старая.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

3. В любом случае нужно иметь  в наличии чек, удостоверяющий  факт покупки.

4. Ваша претензия к обуви  должна выглядеть обоснованно,  поэтому ее надо четко сформулировать. Лучше озадачиться этим до  похода в магазин или офис.

5. Надо помнить, что у торговой организации тоже есть права [22, С.15].

 Магазин, например, может заказать  независимую экспертизу, чтобы установить  истинную причину повреждения  обуви. Так как известно, что в крупных городах регулярно фиксируются случаи намеренной порчи обуви с целью последующего возврата денег за нее [10, С.23].

Большинство людей покупают вещи на распродажах, когда цены снижаются на 30-70%. Если продавец говорит, что товар возврату и обмену не подлежит, он говорит неправду. Купленный на распродаже товар, по закону можно вернуть в магазин. Возврату не подлежит только уцененный товар.

Какой же самый действенный способ определить обман со стороны продавца? Всё очень просто: необходимо прочитать  и запомнить основные положения, описанные в законе “О защите прав потребителей”, ну или хотя бы при  возникновении затруднительной  ситуации всегда иметь под рукой  эту маленькую книжечку. Также  люди уже давно начали объединяться в общества потребителей, помогая  друг другу в сложных жизненных  ситуациях.

Конечно же, вы не сможете при каждом походе в магазин носить с собой в кармане этот самый закон, это не очень удобно, хотя не было бы лишним. Не всегда у людей найдется время или хотя бы желание присоединиться к союзу потребителей.  Да и честно говоря, большинство людей просто не знает свои права.

В настоящее время существует множество  интересных проектов направленных на помощь потребителю. Одними из самых  ярких примеров можно выделить телепередачи «Контрольная закупка» и «Среда обитания». «Контрольная закупка» работает с различными товарами длительного пользования и выделяет из них самые лучшие и самые безопасные для потребителя. «Среда обитания» рассказывает о современных способах обмана потребителей и показывает основные способы определения этого обмана. Если бы было возможным проводить подобные телепередачи в городах с острой проблемой некачественного товара, это бы положительно сказалось на современном состоянии продовольственного рынка.

В наш век современных технологий огромным прорывом стал интернет. Многочисленные потребительские форумы пользуются большой популярностью, но их основная проблема состоит в том, что далеко не все люди знают об их существовании. О таких интернет сайтах должен знать каждый гражданин, потому что на этих форумах публикуют свои сообщения обычные люди, такие же потребители.  На таких сайтах можно обсудить проблему, с которой вы столкнулись, и другие люди постараются помочь вам. Такие информационные сайты должны создаваться в каждом городе и тогда возможно производители поймут, что продавать качественный товар гораздо выгоднее по ряду факторов. Если люди знают что фирма «Х» производит и продаёт только качественную продукцию, естественно они будут советовать этот товар другим людям, которые в свою очередь также желают потреблять только продукцию хорошего качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение хотелось бы отметить: принятие закона «О защите прав потребителей» стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в  законодательстве, в настоящее время  потребитель имеет реальную возможность  защитить нарушенное право в сфере  торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован  законодателем. Определен ряд органов  как содействующих потребителю  в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения  в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Можно сделать вывод, что необходимо внести в Закон некоторые изменения, которые положительно скажутся на современном  состоянии потребительского рынка. Например:

1. Законодательно закрепить возможность внесудебного порядка компенсации морального вреда, причиняемого потребителям.

2. Ввести в Закон положения об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

3. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», в частности. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» в качестве способа доведения информации до потребителей.

4. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

5. Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил скидку возврату и обмену не подлежат. Хотя, каких либо оговорок о товарах проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон «О защите прав потребителей», где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

Также не стоит забывать, что государство  не сможет регулировать потребительский  рынок без вмешательства самих  потребителей. В наших же интересах, чтобы ситуация на потребительском рынке нормализовалась, но для этого необходимо провести ряд реформ как в самом законе, так и на рынке.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Закон «О защите прав потребителей». – М: Юридическая литература, 2009. – 51 с.
  2. Вводный курс по экономической теории: электронный учебник / В. Плеханова - М.: Инфра-М, 2003.
  3. Абрютина М.С. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 518 с.
  4. Алегин А.П. Современный потребительский рынок. – М.:Российский исследователь, 2006. – 275 с.
  5. Анурин В.Г. Маркетинговые исследования потребительского рынка – М.: Питер, 2004. - 270 с.
  6. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник для студентов средних проффесиональных учебных заведений - «Академия», 2005. – 208 с. 
  7. Богданова Т.Н. 50 лекций по микроэкономике: Учебник для вузов - М.:«Экономическая школа», 2000. - том 1 - 424 с.
  8. Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты. – М.: Безопасность бизнеса,  2007.- № 2.- 289 с.
  9. Брагина Л.А. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.
  10. Гущина И.А. Всегда ли прав потребитель / Российская юстиция. – 2008. - №12. - С.23
  11. Данько Т.П. Рынок потребительских товаров России / Экономист. - 2006. – №4. – С. 23 – 33.
  12. Завьялов П.Н. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с.
  13. Зейналов М.М. Правовые основы определения понятия «потребительский рынок» / Современное право. – 2009. - №5
  14. Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав потребителей» - М.: ПРИОР, 2006. - 99 с.
  15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - Питер, 2006. - №2. - 464 с.
  16. Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей / Журнал российского права.- 2007.- № 8.- С.45.
  17. Кыров А.А. комментарии к закону РФ «О защите прав потребителей», 2009 - Москва – 154 с.
  18. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 340 с.
  19. Николаева И.П. Основы микроэкономики. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 224 с.
  20. Новоселов А.С. «Теория региональных рынков» - РнД.: . Феникс, 2002. – 142 с.
  21. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – Норма, 2008. -  576 с.
  22. Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя - Новосибирск: ЮКЭА, 2000. - 90 с.
  23. Федько В. П., Федько Н. Г.  «Инфраструктура товарного рынка». – Феникс, 2000. – 253 с.

24. Чикин И.Е. Потребительский рынок РФ: значение и понятие. – Юрист, 2005 - №12.

25. Чиркин В. Е. «Конституционное право России». – Юрист, 2008. – 103 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис. 1. Пирамида потребностей по А.Маслоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Подробная классификация потребностей по А.Маслоу


Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей