Проблемы банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что и по сегодняшний день про-блема банкротства особенно остро стоит в сфере агропромышленного комплекса страны, поскольку аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Общеэкономический кризис в стране, неэквивалентный межотраслевой обмен, спад спроса, сокращение государственного финансирования агарного сектора, низкая инвестиционная активность и другие, крайне неблагоприятные макроэкономические условия мешают значительной части сельскохозяйственных предприятий адаптироваться к новым условиям хозяйствования. В результате многие сельхозпредприятия оказываются хронически неплатежеспособными и утратившими перспективу своего дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
1. Понятие банкротства
1.1. Обзор литературы 4
1.2. Понятие, признаки и сущность банкротства 11
1.3. Основные виды банкротства 12
2. Причины и процедура банкротства
2.1. Причины банкротства отечественных предприятий 15
2.2. Процедура банкротства 21
3. Банкротство в России
3.1. Банкротство предприятий в России 29
3.2. Банкротство в Пензенской области 35
3.3. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Словарь 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовик по эк.теории.docx

— 94.10 Кб (Скачать документ)

    Закон о банкротстве, согласно распространенной точке зрения, он – «худший закон России». Однако с позиции современной экономической теории данный закон – один из лучших в мире. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее результаты применения данного закона не слишком впечатляющи – по-прежнему отмечаются очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных и ликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий. [12;118]

    Развитые  страны столкнулись с угрозой  системного банковского кризиса. В  целях недопущения массовых банкротств кредитных организаций государственные органы решились на поддержку текущей ликвидности банков, а также частичную смену целей денежно-кредитной политики. Финансовая стабильность оказалась выше целевых ориентиров, связанных с удержанием инфляции. Смена приоритетов, а также предоставление ликвидности финансовым институтам стали серьезной преградой для кризиса.

    В течение 2009 г. ставка рефинансирования в РФ снизилась с 13 до 8,75%. В 2010 г. ее снижение продолжилось: ставка рефинансирования на 29.03.2010 составляет 8,25%.

    В 2009 г. политика центральных банков была направлена на предупреждение дефляции и уменьшение системного риска в финансовом секторе. В большинстве стран продолжилось снижение процентных ставок. В октябре 2008 г. ФРС уменьшила ставку-ориентир по федеральным фондам с 2 до 1%, а в декабре установила ее в виде интервала от 0 до 0,25% (в начале 2008 г. ставка составляла 4,25%, в 2006 г. - 5,25%). В Великобритании в марте 2009 г. ставка была снижена до 0,5%. Снижение ставок продолжалось в течение всего 2009 г. в странах как с развитыми, так и с развивающимися рынками.

    Действия  центральных банков принесли результаты: краха банковских систем не произошло, но восстановления платежеспособности недостаточно для возобновления  функционирования банковской системы  в прежнем объеме. Высокие риски  в области кредитования снизили  чувствительность к изменениям процентных ставок. Отягощение балансов кредитных организаций проблемными активами формировало предпосылки массовых банкротств, требующих значительных вложений. Таким образом, для восстановления и наращивания объемов кредитования в интересах стимулирования экономического роста требовались меры по прямой государственной помощи и рекапитализации кредитных организаций.

    Таким образом, в условиях, когда проблемная задолженность продолжает увеличиваться, вопрос расширения кредитования для  частных кредитных организаций остается гипотетическим (частные инвесторы не готовы тратить деньги, не зная рентабельности вложений и масштабов проблем токсичных активов). Применительно к России следует отметить, что в 2009 г. из бюджета на антикризисные меры было потрачено 1,21 трлн руб., в том числе на поддержку банковского сектора - 280 млрд руб. Это значительные средства, но вопросы, связанные с выводом проблемных активов из финансовых организаций, они не решили.

    В ходе ежегодной встречи руководства  Банка России с руководителями кредитных  организаций, состоявшейся 4 февраля  2010 г., был предложен оптимистичный прогноз развития ситуации в сфере кредитования. Руководство Банка России прогнозирует рост кредитного портфеля в 2010 г. (прогноз является логичным обоснованием сокращения масштабной поддержки кредитных организаций). Стабильность национальной валюты и снижающаяся инфляция при росте ВВП бесспорно являются ключевыми факторами в оздоровлении экономики в целом. Кроме того, прогнозируется возможное решение проблемы некачественных активов естественным путем. Вместе с тем описанная выше международная практика свидетельствует, что легких решений не бывает и при благоприятном стечении обстоятельств прогноз может сбыться, но нужно заранее быть готовыми и к другим сценариям.

    В течение 2009 г. просроченная задолженность по кредитам нефинансовому сектору выросла в разы (до 762,5 млрд руб.). Ответом на существующую проблему явилось поручение Правительству Российской Федерации от Президента Российской Федерации (17.02.2010) - к 1 июня 2010 г. подготовить предложения, направленные на создание инфраструктуры для управления просроченной задолженностью.

    В настоящее время вывод проблемных активов в РФ - приоритетная задача, и главное, чтобы ее решение не переросло в национальный проект.[9;45]

    По  данным Банка России, в I полугодии  2009 г. объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, составил 12 829,3 млрд руб., увеличившись на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., притом что кредитование предприятий осуществляется с очень сильной пробуксовкой. С учетом того что внесенные изменения в положения ЦБ РФ позволили банкам не создавать повышенные резервы под реструктуризированные ссуды, можно сказать, что фактически суммы выданных кредитов в статистике отражают объемы реструктуризации.

    Ясно  одно - прогнозы относительно того, что  просроченная задолженность по итогам 2009 г. не превысит 10% от общего объема кредитного портфеля банков, уже пересмотрены в сторону увеличения. В общем-то, это неудивительно: оптимистичные оценки в 10% на момент прогноза уже были превышены в реальности. И сейчас какие-либо заявления о том, что рост просроченной задолженности остановился, являются необоснованными, так как скрытая за реструктуризациями и другими "схемными" решениями часть айсберга проблемных банковских активов не поддается оценкам.

    К счастью, понимание необходимости  реального финансового оздоровления предприятий постепенно приходит. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) претерпевал внесение изменений дважды за 2009 г., и в настоящее время готовятся новые поправки. В частности, его название планируется изменить на "О финансовом оздоровлении и банкротстве", что подчеркивает особую важность процедуры финансового оздоровления и стремление превратить процедуру банкротства из "похорон" предприятия (чем Закон о банкротстве является в настоящее время де-факто) в восстановление его платежеспособности (чем она и должна являться). После внесения изменений в Закон предприятие будет иметь возможность получить реструктуризацию имеющейся у него задолженности на срок до 5 лет в случае, если более четверти кредиторов согласуют план финансового оздоровления, который будет утвержден арбитражным судом.

    Таким образом, финансовое оздоровление перестанет быть пустой формальностью и начнет играть действительно существенную роль в восстановлении экономики страны. Дело за малым - за принятием поправок в Закон и его корректной реализацией. А с этим, как всегда, могут возникнуть проблемы. Ведь, с одной стороны, банки не заинтересованы в грамотном составлении планов финансового оздоровления предприятий-заемщиков, так как далеко не все из них будут в выигрыше после принудительной судебной реструктуризации. С другой - арбитражные управляющие, на которых возлагаются функции отстаивания планов финансового оздоровления компаний, сами признают отсутствие специалистов, обладающих соответствующей квалификацией и опытом.

      По информации Высшего Арбитражного  Суда РФ, за I полугодие 2009 г. из 18 279 предприятий, подавших заявления о банкротстве, только 2 сумели восстановить платежеспособность в результате финансового оздоровления и еще 6 - в результате внешнего управления.

    В этой ситуации настает время профессиональных посредников - финансовых консультантов. Раньше банки их не особо жаловали, законно задавая вопрос о степени их финансовой ответственности и предполагая возможность игры "на две стороны". Предприятия также относились к консультантам-посредникам без особого энтузиазма, подозревая их в рейдерстве: ведь работа по аудиту и финансовому оздоровлению бизнеса требует высокой степени доверия и раскрытия внутренних процессов, происходящих в компании. Возможно, ситуация улучшится после принятия изменений в Закон о банкротстве. [13;74]

    В 2009 г. в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поступило 39 570 заявлений о признании должников несостоятельными, что на 15% больше показателей 2008 г., когда было подано 34 367 заявлений. Статистика 2010 г. показывает, что количественный вектор банкротств все еще направлен в сторону увеличения.

    В связи с кризисом в экономике  страны были предприняты попытки  активировать существующие рычаги контроля для противодействия умышленному банкротству, рейдерству и проведения санации среди недобросовестных налогоплательщиков. В большей степени внесенные изменения относятся к желанию конкретизировать формулировки в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время в течение 2009 г. были приняты поправки, которые изменяют процесс банкротства, делая данный институт более эффективным.

    По  статистике, в Российской Федерации  процедура банкротства чаще применяется для ликвидации, а не для финансового оздоровления должника. Однако ужесточение законодательства о банкротстве может в ближайшее время, с одной стороны, усложнить жизнь недобросовестных контрагентов, а с другой - открывает новые возможности для рейдерства. Многие схемы банкротства, которыми предприятия привыкли пользоваться для защиты от кредиторов, исчезнут, но при этом увеличится уязвимость добросовестных компаний к рейдерским захватам.[3;12]

    Зачастую  процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовой и налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачи его активов более эффективным собственникам, а для перераспределения прав контроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. [12;133]

    3.2. Банкротство в Пензенской области

    В последнее время в Пензенской области увеличивается число  сельскохозяйственных предприятий, на которых вводятся процедуры банкротства. При этом, как правило, в период банкротства происходит не финансовое оздоровление этих предприятий, а их ликвидация с последующей распродажей имущества, зачастую с ущемлением прав трудовых коллективов.

    Все это приводит не только к уменьшению объемов производства сельскохозяйственной продукции, но и к сокращению рабочих мест, что порождает безработицу, создает кризисную социальную ситуацию на селе. Одной из главных причин этого, как показывает практика, является недостаточно тщательный отбор и низкая квалификация большинства арбитражных управляющих, а нередко – их недобросовестность.

    19 марта 2009 года по телевидению был показан репортаж из села Старая Каменка Пензенского района о ненадлежащем хранении вакцин и других медицинских препаратов, находящихся в ветеринарной аптеке животноводческого комплекса ОАО Племенной завод «Дертевский».

    Проведенной проверкой указанных в телевизионном  сюжете фактов установлено следующее: На территории Пензенского района в селе Старая Каменка расположено ОАО Племенной завод «Дертевский». Основным видом деятельности с предприятия являлось производство племенного крупнорогатого скота и сельскохозяйственная деятельность. Для этого приобретались медицинские препараты в готовых формах для ветеринарных мероприятий. Медикаменты и препараты  хранились в ветеринарной аптеке, расположенной на территории откормочного комплекса. 22.06.2007.определением  Арбитражного   суда  Пензенской  области ОАО ПЗ  «Дертевский»  признано  несостоятельным  (банкротом) и в  отношении него   введено    наблюдение:    21.11.2007.    -    открыто    конкурсное производство 14.07.2008 инспекцией     ФНС     №3     по     Пензенской     области зарегистрировано  крестьянское  (фермерское) хозяйство,  главой которого является Медянцева Л.А.

    10.10.2008. между главой КФХ Медянцевой  Л.А. и Хохловым В.Н., представляющим по доверенности от 07.10.2008. интересы предпринимателя Батурина В.Н., заключен договор безвозмездного пользования. По договору Медянцевой Л.А. во временное пользование предоставлено поголовье КРС в количестве 525 голов на общую сумму 15 350 710руб. В соответствии с п. 1.5 договора хозяйство обязуется осуществлять кормление и надои КРС, выращивать телят и нетелей, обеспечивать их своевременное осеменение, а также проводить работы по трансплантации эмбрионов племенных животных. [22]

    По  состоянию на 01.01.2010 в области  зарегистрировано 10 государственных унитарных предприятий, из них:

    - осуществляют  хозяйственную деятельность - 8

    - проводится  процедура банкротства на 2 предприятиях.  

    В течение 2009 года численный состав госпредприятий сократился на 4 единицы в связи  с завершением процедуры банкротства  на трех государственных унитарных предприятиях, а также завершением процедуры приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество одного предприятия. 

Информация о работе Проблемы банкротства в России