Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая организация, принципы ее функционирования 11
2.1 История создания ВТО 16
3 Проблемы вступления России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 23
3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

АНО ВПО  ЦЕНТРОСОЮЗА РФ

"РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

 ЧЕБОКСАРСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал)

Финансовый факультет 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория» 

Тема:

Проблемы  и экономические  последствия присоединения  Российской Федерации  к ВТО 
 

                Работу  выполнил:  

                Работу  проверил 
                 
                 
                 
                 

Чебоксары 2011 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5

2 Всемирная торговая  организация, принципы  ее функционирования 11

2.1 История создания  ВТО 16

3 Проблемы вступления  России в ВТО 19

3.1 Проблема паритетности  условий вступления  секторов российской  экономики в ВТО 19

3.2 Правовые проблемы  присоединения России  к ВТО 23

3.3 Социально-экономические  последствия вступления  России в ВТО 28

3.4 Кадровые проблемы  при вступлении  России в ВТО 32

Заключение 35

Список  использованной литературы 37 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Мы  твердо приняли решение двигаться  в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.

     Но, подтвердив в очередной раз решимость  России присоединиться к ВТО, президент  тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава  российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах  на вступление в ВТО на нестандартных  условиях».

     Насчет  нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам  пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

     Ключевой  вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения  к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях  ситуацию в различных секторах российского  хозяйства, в принципе невозможно.

     Сегодня можно достаточно точно назвать  как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это  сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора  и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО.

     Другими словами, отраслевые интересы сегодня  очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.

     «Одним  из негативных моментов вступления в  ВТО является то, что наша наука  не очень хорошо анализирует эти  вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы  не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в  целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях  основываемся прежде всего на диалоге  с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках  нашей науки».

     Невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.

 

     1 Экономическая интеграция: содержание и формы

     Процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

     На  первом этапе в рамках специальных  рабочих групп (РГ) происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны на предмет  их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как  правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  РГ. В рабочей группе по присоединению  России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров[9].

     Прежде  всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а  также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется  в Докладе Рабочей группы).

     В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

     В случае противоправных действий со стороны  какого-либо члена организации, любая  страна сможет обращаться с соответствующей  жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны  для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

     В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров  по либерализации доступа на рынки  и условия присоединения оформляются  следующими официальными документами[10] :

     - Докладом Рабочей группы, где  изложен весь пакет прав и  обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров;

     - Списком обязательств по тарифным  уступкам в области товаров  и по уровню поддержки сельского  хозяйства;

     - Перечнем специфических обязательств  по услугам и Списком изъятий  из РНБ;

     - Протоколом о присоединении, юридически  оформляющим достигнутые договоренности  на дву- и многостороннем уровнях. 

     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

     На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного  Генеральным советом. После этого  указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

     Круг  вопросов, рассматриваемых российской Рабочей группой является стандартным  для всех присоединяющихся стран  и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к  Всемирной торговой организации  на основании Статьи XII и представить  Генеральному Совету рекомендации, которые  могут включать проект Протокола  о присоединении»[11].

     Первое  заседание Рабочей группы по присоединению  России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией  в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами  по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного  процесса по присоединению России к  ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению  дальнейшего проведения переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался  в связи с определенными политическими  и экономическими проблемами.

     В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем  направлениям [12].

     1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

     К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров  на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание  вступить в такие переговоры.

     В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих  в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению  с сегодняшним днем.

     Уровень таможенной защиты сельского хозяйства  не уменьшается ни по одному из базовых  сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период.

     Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный  уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень  в настоящее время – 10,0 % (при  этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом  эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 2,9 % [14].

     2. Переговоры по  сельскохозяйственной  проблематике.

       Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы   допустимых объемов внутренней  господдержки аграрного сектора  (AMS) в рамках так называемой  «желтой» корзины (субсидии, подлежащие  сокращению), а также уровня экспортных  субсидий на сельхозтовары и  продовольствие. Рассмотрение этих  вопросов, как правило, проходит  в ходе многосторонних консультаций  с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской  группы (ведущие либерально настроенные  экспортеры сельхозпродукции) и  других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно  сложный характер.

     23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах  по сельскому хозяйству принял  участие  Министр сельского  хозяйства Российской Федерации  А.В. Гордеев. Министр представил  аргументы в поддержку позиции  России на переговорах по сельскому  хозяйству, подчеркнув необходимость  согласования заявленного ранее  объема поддержки сельского хозяйства  для реализации Государственной  программы развития сельского  хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год)[16].

Информация о работе Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО