Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая организация, принципы ее функционирования 11
2.1 История создания ВТО 16
3 Проблемы вступления России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 23
3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

     Отрасли, ориентированные на экспорт –  металлургия, часть химической промышленности (в том числе производство минеральных  удобрений), отрасли ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку  их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего  относят отрасли машиностроения (прежде всего автомобильную и  авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли)[41].

     В результате вступления России в ВТО  в тех регионах и муниципальных  образованиях, где концентрируются  наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей  конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер  и отсутствии четкой переговорной позиции.

     В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим  фактором. Правда преобладающая часть  субъектов Российской Федерации  образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного  периода показывает, что низкий уровень  развития экономики региона прямо  влияет на ее устойчивость.

     Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного  процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и  др.

     В более десяти регионах региональные и местные бюджеты зависят  от одного-двух крупнейших налогоплательщиков, но чаще это ‑ металлургические и нефтегазовые предприятия, не относящиеся к отраслям группы риска. Негативно выделяется Самарская область, где АвтоВАЗ (отрасль риска ‑ машиностроение) дает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г.Тольятти. В случае ухудшения экономических условий после вступления в ВТО, налоговые потери бюджетов области и города обернутся резким сокращением социальных расходов[45].

     Регионы со специализацией на отраслях группы риска, за исключением Самарской  области, относятся к группам  с низкой или ниже средней покупательной  способностью доходов, для которых  характерна наиболее сильная реакция  на ухудшение экономической ситуации. Для существенных изменений регионального  неравенства нужны очень большие  объемы межбюджетного перераспределения  финансовых ресурсов.

     Основной  формой адаптации для регионов и  городов с низким качеством населения  стала стратегия выживания с  помощью расширения личного подсобного хозяйства, в таких регионах резко  увеличилась маргинализация населения  и алкоголизм. Среди проблемных по качеству населения регионов значительная их часть имеет также уязвимую структуру экономики с высокой  долей машиностроения, пищевой или  текстильной промышленности.

     Наиболее  проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться  Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская  области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

     Выделение территорий максимального риска  не означает, что негативные последствия  неизбежны. Проведенный анализ позволяет  вносить необходимые уточнения  в переговорные позиции и вырабатывать меры, способствующие снижению издержек для проблемных регионов и городов  при вступлении России в ВТО.

     Необходимо  обратить внимание на проблемы реформы  жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и ее последствий для населения. С ВТО это связано по нескольким причинам, первая среди которых –  тематика переговоров между делегациями  России и ЕС по поводу внутренних и  внешних цен на энергоносители. Даже если Россия согласится с минимальными изменениями в этой сфере, внутренние цены вырастут в несколько раз. Во-вторых, ВТО – катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора  экономики, к которому относится  и ЖКХ, и сектор энергоносителей, включая электроэнергию и газ.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  проведение реформы энергетики и  ЖКХ необходимо независимо от вступления в ВТО, но социальные последствия  ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного  субсидирования повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения. Кроме того, в  ЖКХ имеет место «эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на ЖКУ для населения по сравнению с общим ростом цен  в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен.

3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО

     Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного  для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться  неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого  кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента  вступления России в ВТО, особое место  занимает проблема кадрового характера.

     Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически  мало, особенно среди молодежи, тогда  как потребность в них большая  и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием  в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями  ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате[48].

     Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких  специалистов, способных со знанием  дела знакомить с правилами ВТО  российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и  отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

     Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для  которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным  агентствам, службам и совместно  с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной  и долгосрочной перспективе; формы  и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

     Было  бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней  торговли в подготовке высококвалифицированных  кадров в области ВТО. Академия внешней  торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и  на втором образовании, предлагая несколько  программ. Есть одно- и двухдневные  семинары, по восемь и шестнадцать  академических часов. Есть программа  в сто академических часов, после  чего участники получают свидетельство  о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой  большой программы в пятьсот  академических часов участники  получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще  ряд вузов, занимающихся подготовкой  по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно  было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием  «Информационно-методологический центр  по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам  и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО[49].

     Прорывом  и сдвигом с мертвой точки  в проблеме обеспеченности кадрами  на пороге вступления в ВТО явилось  то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной  программы подготовки консультантов  по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в  таких специалистах будет очень  велика: уже сейчас в деловом языке  появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых  многим российским управленцам не хватает.

     Суть  нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту  конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций.  

Заключение

 

     В процессе взаимодействия национальных экономик, при участии транснациональных  корпораций в ХХ веке возникли различные  международные организации, регулирующие экономические взаимоотношения  стран-участниц, а также определяющих отношения этих стран к странам, не являющихся членами данных организаций. Участие, или не участи страны в международных  организациях определяет её место в  системе мирового хозяйства.

     Россия  встала на путь перехода к рыночным отношениям, в условиях, когда международная  интеграция стран-членов СЭВ прекратила своё существование, Советский Союз распался на разнородные государственные  образования. Смена общественных формаций, с последующей сменой собственников  привели к дальнейшей дезинтеграции  страны и потери доходов не только от международной, но и внутригосударственной  торговли. Попытки вернуть хотя бы часть утраченных возможностей в  области международного производства и торговли, рассматриваются современными политическими лидерами страны, как  жизненно необходимые условия выживания  национальной экономики России.

     В настоящее время наиболее актуальным является для России вопрос об участии  в мировом хозяйственном процессе производства и продаже продукции  по всему миру. Этому препятствуют многие национальные законодательства других государств (например, закон  Джексона-Веника, США), действия соглашений о международной торговле, существующие между отдельными организациями, так  и внутри международных организаций, в которые входят те или иные государства.

     Всемирная торговая организация является по существу центром международной экономики. Не участие в данной организации, по сути, лишает многие страны прав на участие в деятельности мирового хозяйства, оставляя их в стороне, и  тем самым не позволяет им развиваться.

     Не  смотря на все оптимистические прогнозы, после вступления России в ВТО  следует готовиться к худшему, а  именно:

     приходу на российский рынок компаний, предлагающих в огромном количестве более дешёвые  товары и услуги, что не будет  способствовать успеху отечественных  производителей;

     приток  иностранного капитала не только создаст  новые рабочие места, но и отнимет  лучших специалистов у подавляющего большинства российских фирм, а кроме  того, поставит Россию в условия  политической, финансовой и экономической  зависимости от иностранного капитала.

     Российская  экономика может поплатиться  своей независимостью, поскольку  иностранные партнёры России видят  нашу страну лишь как источник различных  ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии, дешёвой рабочей силы с высоким  уровнем профессиональной подготовки). Россия станет исполнителем работ связанных  с вредными производствами, большими рисками в процессе производства, ответственность за которые ляжет  на российскую сторону.

     Вступление  России в ВТО сегодня на руку только российским «олигархам», ТНК, иностранным  финансовым центрам. Большинство российских фирм не готово в ближайшие год-два  войти в открытую систему мирового рынка. Это подтверждает и заявление  сделанное Примаковым.

     В свою очередь отказ от вступления во Всемирную торговую организацию  приведёт к затягиванию российского  экономического кризиса, превратив  Россию в страну-изгоя. В любом  случае, не зависимо от того, когда Россия вступит в ВТО, сделать это  придётся, ибо, не являясь полноправным членом мирового экономического сообщества, нельзя рассчитывать на успех национального  хозяйства в долгосрочной перспективе.

 

Список  использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 1993. – 25 декабря. – №237.

2. Таможенный  кодекс Российской Федерации"  от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008) // Собрание  законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2066.

Информация о работе Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО