Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая организация, принципы ее функционирования 11
2.1 История создания ВТО 16
3 Проблемы вступления России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 23
3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

     Анализ  зарубежного, а также передового российского опыта дает основание  полагать, что доля производителя  в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости  от глубины переработки продукции [25].

     Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения  паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение  или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.

     Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики  могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых  уже говорилось, автоматически потребует  необходимость «сдачи», то есть ущемления  интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что  ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это  приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще  большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного  и других реальных секторов экономики  приобретут крайне жесткий характер.

3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО

     В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского  законодательства в соответствие с  нормами и правилами этой организации  является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки  требуют не только федеральное, но и  региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и  ее субъектов. В первую очередь это  касается вопросов государственной  поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными [26].

     Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и  приняты новые законодательные  акты, регулирующие взаимоотношения  в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости  от состояния переговорной позиции  России, в первоочередном порядке.

     Наибольшее  количество проблем и претензий  к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и  контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

     В этих целях Правительство РФ своим  распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий  по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и  правилами ВТО». Во исполнение Плана  в настоящее время приняты  новые федеральные законы, выполняющие  базовые требования ВТО к законодательству РФ

     Так, например, обеспечение соответствия нормам и правилам ВТО законодательства в области применения технических  барьеров в торговле (Федеральный  закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению  конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем  рынке. Основные последствия, которые  в принципе могут возникнуть в  данной области, можно суммировать  следующим образом.

     Во-первых,  можно рассчитывать на упрощение  процедур, связанных с ввозом и  доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности  процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность  более жесткого контроля за соблюдением  технических требований и более  жесткой ответственности за их нарушение.

     Во-вторых, применение таких принципов ВТО, как недискриминация, минимизация  обременительных процедур и расходов, по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку  объем производства и реализации местных товаров существенно  больше, чем импортных, логично ожидать  некоторого повышения конкурентоспособности  тех российских предприятий, которые  смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

     В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований в РФ и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Теоретически это должно привести к повышению  качества и конкурентоспособности  российских товаров. При этом обязательства  по унификации не являются безусловными. Соглашение предусматривает унификацию только тогда, когда это не противоречит национальным целям технического регулирования[31].

     Благодаря тому, что будет существенно повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а  также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям и  правилам ВТО, создаются благоприятные  условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением  мер технического регулирования. В  особенности это относиться к  применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер.

     Благодаря выравниванию условий применения мер  административного регулирования  в РФ и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом  рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные  элементы искусственного снижения конкурентоспособности  российских товаров из-за существования  элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

     В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования  может проявиться в следующем:

     -                     упрощение и рационализация процедур  подтверждения соответствия, ускорение  оборачиваемости средств;

     -           повышение конкурентоспособности  продукции за счет более гибкой  системы технических требований  и гармонизации национальных  и международных требований;

     -           повышение инвестиционной привлекательности  экономики;

     -           снижение расходов и устранение  дублирования в области надзора  и контроля за соблюдением  требований;

     -           уменьшение числа документов  и повышение степени прозрачности  системы технического регулирования.

     По  словам главы департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максима Медведкова, в настоящее время российское законодательство приведено в соответствие с нормами Всемирной торговой организации на 99%. Остаются лишь незначительные "недоделки", в частности, пакет  поправок к законам по алкоголю, поправки к закону о таможенном тарифе, касающиеся оценки таможенной стоимости  товаров, поправки к закону о таможенном сборе, изменяющие порядок его взимания, а также поправки к закону об авторском  праве и смежных правах [32].

     Помимо  проблем, возникающих при вступлении России в ВТО на федеральном уровне, существует ряд проблем и для  каждого отдельного региона России. В этой ситуации особенно актуально  обеспечить государственную поддержку  депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим  ВТО. Сегодняшняя система федеральных  трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой  поддержки проблемных регионов и  обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства.

     В условиях, когда уровень бюджетной  обеспеченности граждан, живущих в  разных субъектах Федерации, различается  в 4-7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение  системы межбюджетных отношений  с переносом ответственности  за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень[34].

     Так же существует целый комплекс проблем, связанных с федеративным характером устройства Российской Федерации и  воздействием решений руководства  субъектов федерации в сфере  экономики на обязательства Правительства  Российской Федерации в случае подписания Россией всех соглашений Уругвайского раунда.

     При вступлении в ВТО (согласно Статье XXIV ГАТТ), страны-члены ВТО с федеративным государственным устройством обязаны  обеспечивать соблюдение правил ВТО  региональными органами власти. Значительная часть соглашений, участие в которых  подразумевается при вступлении в ВТО, охватывает те области формирования внутренней экономической среды  в регионах, которые зачастую не воспринимаются как внешнеторговые:

     -охрана  окружающей среды; 

     -антимонопольное  регулирование; 

     -условия  регистрации; 

     -поддержка  местных предприятий; 

     -стандарты. 

     Процесс вступления России в ВТО и активизация  переговоров по доступу на рынок  вызывает необходимость тщательного  анализа соответствия законодательных  и нормативных актов субъектов  федерации положениям и нормам ВТО. В настоящее время такая работа ведётся с большим или меньшим  успехом на федеральном уровне.

     Нормы ВТО учитываются при подготовке проектов новых федеральных законов, определяющих экономическую политику России. Вместе с тем сложный процесс  внесения необходимых изменений  в действующее законодательство практически не начат на региональном уровне. В связи с этим, после  вступления России в ВТО неизбежно  возникнут коллизии между законодательными и административными действиями на уровне регионов России и обязательствами  Российской Федерации, что сделает  Россию в целом крайне уязвимой для  жалоб и протестов партнеров  по ВТО. В данном случае как следствие  произойдет обострение отношений региональных и федеральных органов власти [36].

     Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений  в региональное законодательство это  достаточно сложный процесс, требующий  большого объема работы, а также  информационного обеспечения органов  исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между  федеральными и региональными структурами  законодательной и исполнительной власти.

     Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной  власти по недопущению действий и  принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.

      

3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО

     Российские  банкиры опасаются конкуренции, и в этом их можно понять. Здесь  их корпоративный интерес может  значительно расходиться с интересами обычных граждан. Последние очень  хорошо знают, чего они хотят от банков. А именно: надежности, низких ставок по кредитам и приемлемого процента по вкладам. И еще высокого качества обслуживания.

     Открытие  филиалов иностранных банков в России сейчас нецелесообразно, поскольку  может сильно повредить отечественной  банковской системе. Н.Н. Ливенцев и  Я.Д. Лисоволик считают, что низкий уровень капитализации (обеспеченности активами) крайне опасен для российской банковской системы [38].

     В условиях неразвитости финансового  рынка, а также достаточно радикальных  изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень  активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью  проводимых финансовых операции неизбежно  приводит к кризису неликвидности  в банковской системе. С точки  зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень  капитализации российских банков значительно  ослабляет их стартовую позицию  перед началом полномасштабной  либерализации банковского сектора.

     Как отмечают исследователи, российские банки  по уровню капитализации и технологиям  серьезно отстают от Запада.

     В то же время иностранные банки  смогут предложить клиенту более  низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна  Центральному банку РФ, что, как считают  российские аналитики, периодически объявляющие  о "чрезмерности" надзора со стороны  Центробанка, также очень опасно [39].

     Во-первых, большие, а главное, дешевые кредиты - это безусловное благо для  каждого заемщика и для экономики  в целом.

     Во-вторых, усиление конкуренции между иностранными и российскими банками, безусловно, выльется в то, что ряд отечественных  банков ее не выдержит и уйдет с  рынка, а в лучшем случае будет  куплен иностранными организациями  или российскими крупными банками.

Информация о работе Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО