Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая организация, принципы ее функционирования 11
2.1 История создания ВТО 16
3 Проблемы вступления России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 23
3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

     Рабочие языки ВТО - английский, французский  и испанский. Бюджет организации  на 2008 г. составляет 163 млн. швейц. франков (около 90 млн долларов США).

     Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно  сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия  стран-членов ВТО могут торговать  друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО  для получения определенных экономических  выгод и повышения конкурентоспособности  свои товаров.

     2.1 История создания ВТО

     Попытки создать Всемирную торговую организацию  были предприняты сразу по окончании  Второй мировой войны. Люди, которые  этим занимались, ясно представляли, что  такой важный участок международного экономического общения, как международная  торговля, не может существовать без  общепринятых правил движения на мировом  рынке.

     В 1947-1948 гг. был создан проект, устав  полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали  и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации  мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный  валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого  не произошло по вине Соединенных  Штатов Америки [6].

     Второй  раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать  это не удалось опять из-за американцев.

     В 1964 г. инициативу проявил Советский  Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран нам реализовать  эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и  развитию. Она действует и сегодня.

     Только  в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная  торговая организация.

     В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой  для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали  условия доступа к рынкам с  тем, чтобы позволить бизнесу  превратить торговые уступки в новые  торговые возможности.

     В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам  по торговле, из которого выросла Всемирная  торговая организация. Чтобы стать  полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.

     Цель  создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы  рынки оставались открытыми и  чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных  и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО  имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных  мер для ограничения доступа  на свой рынок[7].

     Введение  таких мер возможно в связи  с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или  в связи с нарушением торговыми  партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца  осведомлены о преимуществах  торговой системы ВТО. Основная причина  этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым  людям получить от нее выгоду и  осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что  эта правовая система не только коммерчески  выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет  им большие права.

     Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров  о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность  как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО  стали 96 стран и две зависимых  территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой  торговли. В их числе Соединенные  Штаты, Канада, Япония, большинство  государств Западной Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской  Америки и Африки. 

     В настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 153 государства, причем, только 25 из них стали новыми членами [8]

     Более тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства  СНГ  находятся на различных стадиях  присоединения к ВТО.

     Помимо  этого, свыше 60 международных организаций  имеют статус наблюдателя в различных  структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО  действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере  мировой торговли.

     Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.

     Дата  начала существования ВТО как  преемницы ГААТ- 1995 года. С этого  самого момента ВТО начинает активно  расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на 2011 год ВТО включает в себя 151 страну-участницу и более  тридцати стран – наблюдателей.

     История отношений России с ВТО насчитывает  уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания экономических  выгод и потерь России от присоединения  к организации как не было, так  и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки  биржевых товаров правилами Всемирной  торговой организации не регламентируются).

 

     

     3 Проблемы вступления России в ВТО

      

3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО

     В секторах монопольного типа, то есть в  так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая  и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными  банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые  услуги [19].

     Противниками  членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые  принято называть реальными секторами  экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли  в ходе реформ и не в состоянии  конкурировать с зарубежными  фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в  сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее  её научному, кадровому, природному и  иному материальному потенциалу.

     Возможно, со временем на «расчищенную» от российских предприятий экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной напряженности в  стране, который будет усиливаться  по мере развала упомянутых ранее  и других реальных секторов экономики [20].

     В спорах по поводу вступления в ВТО  противники форсирования данного процесса обоснованно отмечают недостаточную  прозрачность позиций российской стороны  на переговорах. Действительно, руководство  страны не освещает в должной мере условия вхождения в ВТО, а  также возможные позитивные и  негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили  бы общество в целесообразности принимаемых  Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание  полагать, что интересы России на переговорах  с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.

     Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.

     Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая  льгота, предоставленная одной стороне  по какому-либо вопросу, сопряжена с  необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько  уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют  уступок на рынке других товаров.

     В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике  страны может быть нанесен очередной  удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический  кризис.

     Основным  условием обеспечения приемлемых условий  хозяйствования является наличие научно-обоснованного  межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения  диспаритета цен практически  невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису [22].

     Механизм  зарождения кризиса в одной отрасли  и его распространения на всю  экономику схематично заключается  в следующем.

     Известно, что кризис в аграрном секторе  во многом обусловлен несправедливыми  отношениями между сельскохозяйственными  предприятиями и формированиями других отраслей. К примеру, пользуясь  своим монопольным положением, в  течение продолжительного времени  банки существенно завышали стоимость  кредитов, предоставляемых хозяйствам, а перерабатывающие предприятия  слишком явно занижали цены на закупаемую у сельхозтоваропроизводителей  продукцию. Более того, даже по таким  бросовым ценам рассчитывались с  хозяйствами несвоевременно, или  вовсе не рассчитывались[23].

     Это способствовало подрыву экономики  сельхозорганизаций и, тем самым, сокращению сырьевой базы перерабатывающих предприятий. Как следствие, данная практика вскоре отрицательно повлияла уже на состояние  экономики самих перерабатывающих предприятий. В результате из них  выжили, в основном, лишь те, которые  усовершенствовали свои отношения  с сельхозтоваропроизводителями, то есть построили их на более справедливой основе.

     Затем, экономически ослабевшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия  оказались не способными обновить свою техническую базу, снизили объемы закупок других ресурсов. Это негативно  сказалось на экономике предприятий, производящих для них технику, оборудование и оборотные средства. В связи  с этим цены на средства производства быстро стали расти. Многие это явление  восприняли, лишь как желание машиностроительных и других предприятий увеличить  свои прибыли. Однако, как показывает анализ, это не совсем так. Дело в  том, что многократное снижение объемов  реализации продукции вынуждает  данные предприятия увеличивать  цены на тракторы, комбайны, другую технику  и оборудование. Иначе они не смогут возместить затраты, то есть выжить.

     В конечном итоге, от кризиса в сельском хозяйстве в той или иной форме  пострадали многие секторы экономики, включая торговый и банковский, а  также бюджеты всех уровней. Вызвано  это снижением покупательной  способности населения, уменьшением  средств предприятий на банковских счетах, ухудшением инвестиционной привлекательности  производящих отраслей и т. д. Естественно, эти явления препятствуют росту  конкурентоспособности предприятий  торговли, банков. Поэтому вполне понятны  опасения представителей банковского  сектора, признающих свою неспособность  работать на одном поле с зарубежными  банками. Вместе с тем следует  отметить, что в этом во многом виновны  и сами банки, много лет «рубившие  сук, на котором сидят» [24].

     Нетрудно  спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию  с более сильными и гибкими  зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

     Таким образом, ущемление интересов одной  отрасли (в данном случае аграрного  сектора) по принципу домино вызвало  цепную реакцию и нанесло ущерб  всей экономике России. Из этого  следует, что в экономике существует такой принцип, как «кризис в  одном секторе экономики приводит к кризису в других секторах». Его наличие и объективный  характер объясняются тем, что национальная экономика представляет собой единый организм. Поэтому, во избежание кризиса, с помощью государственных экономических  регуляторов необходимо формирование условий хозяйствования, приемлемых для всех отраслей.

Информация о работе Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО