Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая интеграция: содержание и формы 5
2 Всемирная торговая организация, принципы ее функционирования 11
2.1 История создания ВТО 16
3 Проблемы вступления России в ВТО 19
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО 19
3.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО 23
3.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО 28
3.4 Кадровые проблемы при вступлении России в ВТО 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

     По  итогам встреч было принято решение  о необходимости продолжения  работы на уровне переговорщиков для  выхода на приемлемые для России и  членов ВТО обязательства по поддержке.

     3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

     По  итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства  примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть  транспортных услуг, часть медицинских  услуг и пр.). Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.

     4. Переговоры по системным вопросам  посвящены определению мер, которые  Россия должна будет предпринять  в области законодательства и  его правоприменения для выполнения  своих обязательств как будущего  члена ВТО. Основой для переговоров  здесь является проект Доклада  РГ  – ключевого документа,  в котором будут изложены права  и обязательства, которые Россия  примет на себя по итогам  всех переговоров. Сейчас работа  по системным вопросам сконцентрирована  на обсуждении текста этого  документа. 

     В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению  России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены  консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского  хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского  хозяйства и другим системным  вопросам. Состоялось восемь раундов  трехсторонних консультаций с делегациями  США и ЕС, по результатам которых  удалось существенно сблизить позиции  сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам[17].

     Очередная версия Доклада РГ по присоединению  России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа.

     Вопросы присоединения России к ВТО постоянно  находятся в поле зрения федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

     В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную  комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с  Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее  время возглавляет первый заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители  ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация  процесса присоединения и выработка  переговорной позиции российской стороны [18].

     Основным  элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского  законодательства и правоприменительной  практики в соответствие с нормами  и правилами ВТО.

     С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.

 

     

     2 Всемирная торговая  организация, принципы  ее функционирования

     Всемирная торговая организация (ВТО) – это  международная организация, созданная  для урегулирования торговых проблем  в соответствии с соглашением  крупнейших торговых стран мира о  снижении экспортных и импортных  барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)[1].

     Всемирная торговая организация обеспечивает общие институциональные рамки  для осуществления торговых отношений  между ее членами в вопросах, относящихся  к соглашениям и связанным  с ними правовым документам.

     Таким образом, ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами.

     Правовую  основу ВТО составляют:

     -  Генеральное соглашение о торговле  товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),

     - Генеральное соглашение о торговле  услугами (ГАТС);

     - Соглашение о торговых аспектах  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПС).

     Соглашения  ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

     Основной  целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с  другом на основе справедливой и свободной  конкуренции.

     Правила ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом  дели они основаны на трех простых  принципах[2]:

     1)            Принципе наибольшего благоприятствования  (РНБ), который означает предоставление  иностранным товарам и иностранным  поставщикам услуг таких же  условий на внутреннем рынке  государства-участника, какие предоставляются  иностранным товарам и иностранным  поставщикам услуг из третьих  государств-участников. То есть, речь  идет о недискриминации между  товарами (работами, услугами) из различных  стран-участниц;

     2)            Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам  не следует применять менее  благоприятный режим в отношении  иностранных товаров и услуг,  чем тот, который применяется  в отношении отечественных аналогичных  товаров и услуг. В то же  время в отношении услуг возможно  сделать определенные изъятия,  которые дадут национальным поставщикам  услуг более льготные условия  деятельности на рынке; 

     3)            Принципе транспарентности, который  является ключевым в юридической  системе ВТО. Хотя формально  он закреплен только в Генеральном  соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает  всю систему Соглашений в рамках  ВТО. Он означает, что для обеспечения  доведения до сведения иностранных  поставщиков товаров (работ, услуг)  всей информации, касающейся торговли  соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны  обязаны публиковать документы,  содержащие нормы права, которые  регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется  создать информационный центр,  где другие страны-члены могут  получить информацию о законах  и постановлениях, действующих в  соответствующих секторах экономики.  Принцип транспарентности является  международно-правовым выражением  принципа неприменения неопубликованных  нормативных правовых актов, на  котором основаны правовые системы  всех цивилизованных стран мира.

     Важнейшими  функциями ВТО являются[3]:

     1)            контроль за выполнением соглашений  и договоренностей пакета документов  Уругвайского раунда;

     2)             проведение многосторонних торговых  переговоров между заинтересованными  странами-членами;

     3)             разрешение торговых споров;

     4)            мониторинг национальной торговой  политики стран-членов;

     5)        техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

     6)            сотрудничество с международными  специализированными организациями.

     Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений  в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся  странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

     Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

     Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, которая  собирается как минимум один раз  в два года. Первая конференция  в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила  курс стран-участниц на либерализацию  торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО  три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между  торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок[4] .

     Подробная схема организационной структуры  ВТО представлена в Приложении 1.

     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.

     В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа:

     - орган по анализу торговой  политики;

     - орган по разрешению споров.

     Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам.

       Совет по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности,  помимо осуществления контроля  за выполнением соответствующего  соглашения (ТРИПС), занимается также  вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения[5].

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены.

     Основные  обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат также  обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства  стран, желающих стать членами ВТО.

Информация о работе Проблемы и экономические последствия присоединения Российской Федерации к ВТО