Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:54, курсовая работа
Цель: Изучение совершенной конкуренции, и определение условий возникновения рынка совершенной конкуренции при участии производства и ценообразования.
Задачи:
1. Определить основные черты, преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.
2. Определить условия возникновения совершенной конкуренции.
3. Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Введение 3
1 Характеристика рынка совершенной конкуренции 5
1.1 Понятие, основные черты совершенной конкуренции 5
1.2 Преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции 7
2 Условия возникновения совершенной конкуренции 10
3 Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 14
3.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 14
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 20
Заключение 23
Список использованных источников
Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.
Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль.
Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса, и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль.
Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет, таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы.
Такая
предпосылка кажется
лучшем
сырье, другие имеют более современное
и эффективное оборудование, третьи
- более квалифицированных
Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм, совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими.
Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отрасли одинаковы?
В
экономической теории существует следующее
объяснение этого парадокса: предполагается,
что владельцы более
Например,
более квалифицированные
Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату.
Это
объясняет тенденцию к
Недостатки совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.
Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.
Это
создает равенство
Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.
Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.
В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях).
Поэтому
в условиях недостаточной спецификации
прав собственности возможно недопроизводство
положительных и
Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно).
Это относится к таким общёственным благам, как противопожарная безопасность,
национальная оборона и так далее.
Совершенная
конкуренция, предполагающая огромное
число фирм, не всегда способна обеспечить
концентрацию ресурсов, необходимую
для ускорения научно-
Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.
Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.
Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы.
Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека.
Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.
Актуальность чистой конкуренции.
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко.
Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неактуальное логическое упражнение.
1)
Существует несколько отраслей,
более близких к чистой
Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2)
Чистая конкуренция
Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
3)
Функционирование чистой
Короче
говоря, чистая конкуренция - это модель
рынка, которая помогает понять и
оценить значение явлений реальной
жизни.
2 Условия
возникновения совершенной конкуренции
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства.
Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.
Таким образом, отраслевое предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности?
Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка.
Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к
некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение
равновесной цены.
Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.
Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико.
Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2. Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный.
Много фермеров продает картофель каждый день, ни один из них не имеет более 1 % объема продаж на рынке за день.
Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2 %, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.
Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро).
Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры и уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
- наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права
выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование
экспорта);
- относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
- значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
- прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
- ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска, любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции