Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание

Цель: Изучение совершенной конкуренции, и определение условий возникновения рынка совершенной конкуренции при участии производства и ценообразования.
Задачи:
1. Определить основные черты, преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.
2. Определить условия возникновения совершенной конкуренции.
3. Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика рынка совершенной конкуренции 5
1.1 Понятие, основные черты совершенной конкуренции 5
1.2 Преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции 7
2 Условия возникновения совершенной конкуренции 10
3 Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 14
3.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 14
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 20
Заключение 23
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции..doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

      Соотношение предельных издержек и предельного  дохода - это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.

      Однако  нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании  динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают  постоянных издержек.

      Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС).

      В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR = ОхР), а валовые издержки - произведение количества продукции на средние издержки (ТС = QxAC).

      Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.

      Рассмотрим  три возможных рыночных ситуации.

      Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. 6а), валовая выручка в точности равна валовым издержкам, прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

      Если  на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис. 6б), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, то есть прибыль, превышающую нормальный уровень.

      При оптимальном объеме производства Q2, средние издержки будут равны C2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2.

      Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

      На  рисунке 6в показана иная ситуация; средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену.

      В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС = Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3).

        

      

        
 
 

                        а)                                                      б)        в)

Рисунок 6 – Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции 

      Рассмотрим  эту последнюю ситуацию подробнее, от убытков в рыночной экономике не застрахован никто.

      Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры  рынка) фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки.

      Если  рассматривать поведение фирмы  в краткосрочной перспективе, когда  она по-прежнему остается на данном рынке, то, что для нее предпочтительнее - продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производство?

      В каком случае убытки будут меньше?

      Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки.

      Если  же она производит продукцию, то к  постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж.

      Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизирует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменными издержками (AVC).

      Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке 7.

      Рыночная  цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек.

      При оптимальном объеме производства Q величина средних издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних переменных издержек - отрезок Q1L,         следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки.

      Если  фирма продолжает работать, то ее валовая  выручка (прямоугольник OP1ЕQ1) будет меньше полных издержек (прямоугольник OCТMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник 0СVLQ1) и часть постоянных издержек.

      Размер  убытков будет измеряться площадью прямоугольника Р1СТМЕ. Если же фирма остановит производство, то убытки составят, вею величину постоянных издержек (прямоугольник СVСТМL).

                                      

                     

                     
 

                           

                  

 

        
 
 

Рисунок 7 – Минимизация убытков фирмы 

      Таким образом, пока цена выше минимальных  средних переменных издержек, фирме  в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки.

      Если  цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его.

      Если  же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено.

      Мы  видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС.

      Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения.

      Суммируя  индивидуальные кривые предложения  всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения.

      По  мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение.

      Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением.

      Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого  имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода. 

3.2 Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде 

      Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале.

      Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени?

      По  мере увеличения рассматриваемого периода  времени, во-первых, для отдельной  фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке целом изменяется число фирм.

      Рассмотрим  сначала, что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде.

      При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (количества нанятых рабочих, используемого сырья, полуфабрикатов и так далее).

      В этом случае эффективность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек) нарушится оптимальное сочетание факторов производства.

      Для увеличения получаемой прибыли фирма  стремится к снижению средних  издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры  при изменении объемов производства.

      Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит»  на новую кривую средних издержек (АС).

      Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, расположена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эффекта масштаба.

      На  рисунке 8 показаны несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба.

      При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2).

      При убывающей отдаче от масштаба, когда  объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4).

      U-образная линия LAC, огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок - убывающей отдаче от масштаба.

      При изменении своего размера фирма  каждый раз «переходит» на новую  краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC. 

                              

      Рисунок 8 – Долгосрочные средние издержки фирмы 

      Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

      Рассмотрим  теперь, как изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку 6.

      Если  рыночная цена выше средних издержек (рис. 66) и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль.

      В условиях совершенной конкуренции  существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых  фирм, нет.

      Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

      Когда ситуация на рынке складывается для  фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис. бв), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается.

      При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

      Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис. 6а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующим образом:

      МС = Р = АС = LAС

      Графически  условие равновесия конкурентной фирмы  в долгосрочном периоде показано на рисунке 9.

        
 
 
 
 
 

   
 

                        
 

Рисунок  9 – Равновесие конкурентной фирмы  в долгосрочном периоде 

      Можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.

Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции