Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание

Цель: Изучение совершенной конкуренции, и определение условий возникновения рынка совершенной конкуренции при участии производства и ценообразования.
Задачи:
1. Определить основные черты, преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.
2. Определить условия возникновения совершенной конкуренции.
3. Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика рынка совершенной конкуренции 5
1.1 Понятие, основные черты совершенной конкуренции 5
1.2 Преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции 7
2 Условия возникновения совершенной конкуренции 10
3 Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 14
3.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 14
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 20
Заключение 23
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции..doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

      4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»).

      Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

      Если  продавцы располагают большим объемом  информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией.

      Примером  служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о  качестве оказываемых им услуг, степени  их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

      5. Совершенная мобильность.

      Покупатель (продавец) может мгновенно заключить  сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется  дополнительных затрат.

      В настоящее время совершенная  мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера.

      В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого  обычно требует затрат времени, а  нередко и транспортных расходов.

      Если  имеется совершенная мобильность  и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар  продается по единой цене.

      6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы, сговор в какой-либо форме исключен.

      7. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы.

      Если  это условие не соблюдается и  одна из фирм имеет существенно более  низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

      8. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

      9. Уместность (чистая конкуренция на практике встречается довольно редко, это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неуместное логическое упражнение).

      Существует  несколько отраслей, более близких  к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре.

      Например, многие особенности американского  сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

      Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки», она служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

      Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

      Короче  говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и  оценить значение реальной экономики.

      В результате, при совершенной конкуренции  доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

      Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала.

      Лишь  некоторые рынки по своим характеристикам  могут приближаться к совершенной  конкуренции (например, рынок зерна).

        Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения

принципов функционирования рыночного механизма.

3 Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции 

3.1 Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде 

      В одной и той же отрасли действуют  не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек.

      Сравнение средних издержек фирмы с уровнем  цены дает возможность оценить положение  этой фирмы на рынке.

      В условиях совершенной конкуренции  при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее.

      Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых, а снижение цены приводит к тому, что предприятиях высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.

      На  рисунке 3 показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке.

      Если  линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М (рис. 3а), то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли. 

      

        
 
 
 
 

                       а)                                                    б)                                                  в)

 

Рисунок  3 – Положение конкурентной фирмы на рынке 

      Следует особо подчеркнуть, что, говоря о  нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что фирма вообще не получает никакой прибыли.

      Как уже было показано, в издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли.

        Иными    словами,   нормальная    прибыль    как    нормальная   отдача   от   капитала,

определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек.

      Обычно  фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор.

      В связи с этим нормальная прибыль  относится на постоянные издержки.

      Если  средние издержки ниже цены (рис. 3б), то фирма при определенных объемах производства (от Q1 до Q2) получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, то есть сверхприбыль, или квазиренту.

      Наконец, если средние издержки фирмы при  любом объеме производства выше рыночной цены (рис. Зв), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

      Динамика  средних издержек характеризует  положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства.

      Действительно, если средние издержки ниже цены (рис. 36), то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q1 до Q2, находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q3, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта.

      Однако означает ли это, что точка Q3 - это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия?

      Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли.

      Линия средних издержек не показывает, где  достигается этот максимум.

      В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, то есть дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом.

      Предельные  издержки получаются как разность между  издержками производства и единиц и издержками производства n-1 единиц: МС = ТСn - ТС n-1.

      На  рисунке 4 показана динамика предельных издержек.

      Кривая  предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции.

      Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек.

      Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит  меньше средних издержек предшествующих продуктов, то есть средние издержки выше предельных.

      Последующий роет средних издержек означает, что  предельные издержки становятся

выше  предшествующих средних издержек, таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

      Производство  дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции: MR = ТR n - ТR n-1.

      В условиях свободной конкуренции, как  известно, производитель не может  повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене.

      Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, то есть предельный доход будет равен цене: MR = Р.

      Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли.

      Очевидно, что фирма будет расширять  объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль.

      Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство, если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.

      На  рисунке 5 показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Р1, в точке М, соответствующей объему производства Q1

      Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.

      

         

Рисунок 4 – Предельные издержки                                    Рисунок 5 – Равновесие фирмы на   

                     фирмы                                                                рынке совершенной конкуренции

       Таким образом, условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = MR.

      Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия.

      На  рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС = Р.

Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции