Развитие розничной торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………..3

1 Торговля в социально-потребительскомкомплексе....5

1.1 Понятие, сущность и развитие торговли ……………………………....5

1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования……………………………………………………………………7

1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции ……………...10

1.4 Виды торговли …………………………………………………………12

1.5 Организационные формы торговли ……………………………….….15

2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях ………………………………………………..16

2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства …………………………………………………………………….16

2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли …..18

2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь …………...19

3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций……………………………..…………………..26

3.1 Научно-технический прогресс в торговле …………………………..26

3.2 Новые технологии для завоевания покупателей ……………………30

3.3 Перспективность электронной коммерции ………………….............39

Заключение ……………………………………………………………42

Список использованных источников ……………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Торговля является важнейшей  сферой жизнеобеспечения, способом улучшения  качества жизни населения.

Торговля выступает самостоятельной  отраслью экономики, особым видом хозяйственной  деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.

Торговля взаимосвязана  как с отдельными отраслями, так  и со всей экономикой страны и Ставропольского  края в целях достижения рыночного  соответствия объемов, структуры и  качества товарного предложения  требуемым объему, структуре и  качеству потребительского спроса.

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и  потому оказывает решающее влияние  на обеспечение устойчивости поступательного  развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета  Ставропольского края.

От результатов деятельности торговой отрасли зависит степень  удовлетворения платежеспособного  спроса населения на потребительские  товары и услуги. Поступления в  бюджет создают экономические условия  для развития важнейших социальных сфер - образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с  достаточно высоким уровнем насыщения  товарами, преобладанием свободной  купли - продажи. Динамика объемов и  структуры реализованных товаров  приобретает все более устойчивый характер. Организации торговли и  общественного питания получили хозяйственно-финансовую самостоятельность  и перешли на рыночную модель функционирования.

Как ни в одной из других отраслей экономики в торговле созрела  конкурентная среда, сложились разнообразный  ассортимент предлагаемых потребительских  товаров и услуг и самая  высокая предпринимательская и  инвестиционная активность. Здесь реально  апробированы меры организационно-экономического и нормативно-правового характера, направленные на согласование объемов, структуры и качества товарного  предложения и потребительского спроса. Как ни одна другая отраслевая система торговля оказывает наиболее сильное влияние на формирование и рост доходной части бюджета государства.

Все это в настоящее  время требует всестороннего  исследования и выработки рациональных решений по накоплению и практическому  применению опыта эффективной экономической  деятельности организаций торговли, что говорит об актуальности данной темы.

Целью исследования является выявить проблемы и перспективы  развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:

1. Рассмотреть теоретические  основы организации и управления  торговлей на современном этапе  хозяйствования, а именно:

- определить место торговой  сферы экономики в системе  рыночного хозяйствования;

- раскрыть формирование  и развитие инфраструктуры торговли;

- обозначить роль и  виды торгового маркетинга в  розничной торговле.

2. Рассмотреть общее состояние торговой деятельности в Республике Беларусь;

3. Выявить проблемы развития торговой деятельности в Республике Беларусь;

4. Обозначить возможные перспективы развития торговой деятельности в Республике Беларусь.

Объектом исследования является торговая деятельность в Республике Беларусь. Предметом исследования являются факторы и механизмы развития торговли.

Методологической основой  курсовой работы явились Законодательные  акты Республики Беларусь, официальные  нормативные инструктивные материалы  Минфина РБ, Министерства экономики  РБ, научные труды, учебная литература и периодические издания по теме исследования.

Применяемый в курсовой работе метод исследования есть метод сравнительного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ

 

1.1 Понятие, сущность и развитие торговли

 

 

Элементы торговли возникли из натурального родового хозяйства  и было это в глубокой древности. Известно, что обмен товарами существовал  в Вавилоне за 4-6 тысяч лет до н.э. Почти 2,5 тысячи лет назад, как свидетельствуют  исторические документы, выдвигались  идеи о том, что государственную  политику надо строить на «началах»  товарообмена и денежного обращения. Ещё в IV веке до н.э. греческий мыслитель  Аристотель описал ряд терминов и  понятий торговли, таких как «товар», «стоимость», «потребительская стоимость», «деньги», которые до сих пор составляют основу теории и практики торговли [8, с.9].

Развитая экономика характеризуется  значительной сетью торговли, которая  связывает отдельных людей и  страны и сильно зависит от специализации  и сложного разделения труда.

Огромные сети, объединяющие людей, страны, существуют благодаря  большой эффективности специализации. Только немногие из людей производят единичный готовый товар; каждый человек создает лишь крошечную  часть того, что потребляется. В  обмен на этот специализированный труд человек получает доход, достаточный  для покупки в торговле благ со всего мира. Идея выгод от торговли является одной из центральных в  экономике. Разные люди или страны стремятся  к специализации в определенных областях, а затем к вовлечению в добровольный обмен того, что  они произвели, на то, что им нужно, посредством торговли. Япония сильно повысила производительность труда  с помощью специализации в  производстве таких товаров, как  автомобили и бытовая техника. Она  экспортирует большое количество произведенных  товаров, чтобы, заплатить за импорт сырья. Торговля обогащает все страны и поднимает уровень жизни  каждого человека [8, с.3].

Торговля является крупной  отраслью народного хозяйства любой  страны и играет важную роль в ее экономической жизни; она осуществляет связь между производством и  потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского  хозяйства. Торговля оказывает существенное влияние на объем и структуру  производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества, стимулируя выпуск товаров высокого качества и соответствующего спросу населения ассортимента товаров.

Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с  денежным обращением и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется  основная масса товаров путем  обмена их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают  в Госбанк.

Обособление торговли в отдельную  отрасль экономики связано с  общественным разделением труда  и выделением торгового капитала как части промышленного капитала. Торговля является посредником в  системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного  хозяйства торговля осуществляет обмен  между сферами производства и  потребления.

Обмен имеет две важнейшие  стороны:

1-ю — торговую (коммерческую), представляющую собой смену формы  стоимости (товарной на денежную);

2-ю — производственную (технологическую), представляющую  собой движение товарной продукции  до потребителей [8, с.4].

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных  операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров  от производителей к потребителям посредством  купли-продажи.

Таким образом, торговля —  это вид хозяйственно-экономической  деятельности, где объектом действия являются товарообмен, купля-продажа  товаров, а также обслуживание покупателей  в процессе доставки, хранения и  подготовки товаров к продаже.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы  товарного обращения. Важнейшими функциями  торговли являются:

1.Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает  экономическую предпосылку воспроизводства  совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.

2.Доведение предметов  потребления до потребителей. Выполняя  данную функцию, торговля организует  пространственное перемещение товаров  от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций  по продолжению процесса производства  в сфере обращения (транспортировка,  хранение).

3.Поддержание баланса  между предложением и спросом  с одновременным активным воздействием  на производство в части объема  и ассортимента выпускаемой продукции.

4.Сокращение издержек  обращения в сфере потребления  (затрат покупателей на приобретение  товаров) путем совершенствования  технологии продаж, расширения информационных  услуг и так далее.

5.Маркетинг — разработка  товара, рыночные исследования, организация  распределения, определение служб  сервиса и другие.

Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание  объемов товарооборота, улучшение  культуры обслуживания населения, повышение  доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель — наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей  [8, с.5].

1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования.

 

 

Определяющим фактором в  системе рыночного хозяйствования выступает торгово-коммерческая деятельность. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и  коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями. Рассмотрим толкование этих понятий в экономической  теории рыночной экономики.

В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров, созданию действенного рыночного механизма. Этому способствует разгосударствление торгово-сбытовой системы услуг, их демонополизация, приватизация и акционирование, возникновение подлинных конкретных отношений. Рынок призван связывать  сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции  между ними, ориентировать производства на удовлетворение нужд потребителей. Должен окончательно сложить рыночный механизм, регулирующий товарно-денежный обмен, сформировать маркетинг, позволяющий  сориентировать производство и распределение  на удовлетворение покупательского  спроса с оптимальной рентабельностью  услуг.

Рынок представляет собой  единую систему с определенной иерархией, прочными взаимосвязями и определенными  пропорциями между его секторами. При этом, рынок товаров является составной частью рынка как единого  целого, охватывающего также рынки  ценных бумаг, инвестиций, рабочей силы и некоторые виды рынков.

Иногда ставят знак равенства  между понятием рынка и торговли. На наш взгляд, это не совсем верно  действительно термин «торговля» или  «торговая сфера» имеют в экономике  два семантических уровня. Во-первых, торговля - это происходящий во время  и в пространстве процесс товарно-денежного  обмена, то есть торговля - главная функция  рынка. Во-вторых, торговля - это отрасль  народного хозяйства, которая осуществляет процесс поступления товаров  из сферы производства в сферу  товарного обращения, а затем  их продажу покупателям. В торговой отрасли происходят необходимые  для реализации товаров затраты  труда, материалов и денежных средств, образуется прибыль, функционирует  материально-техническая база. Торговая отрасль выступает в качестве посредника между производством  и сферой потребления. Реже под торговлей  понимают рыночную инфраструктуру.

Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь