Развитие розничной торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

• развитие крупных оптовых  организаций, выполняющих широкий  комплекс операций по обработке товарной массы;

•    типовое и  видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

•    дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как  оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы [9, с.11].

Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском  кодексе Республики Беларусь, Законах  Республики Беларусь: «О торговле»  от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей»  от 09.01.2002 г., нормативных правовых актах  Президента Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования  и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.

Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных  формах, утверждаются Советом Министров  Республики Беларусь. Ограничения и  запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Закон «О защите прав потребителей»  определяет общие правовые, экономические  и организационные основы защиты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими  заключить договор купли-продажи  товаров (работ, услуг) исключительно  для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом  подряде, медицинском, гостиничном  обслуживании и тому подобных договорах. Данный закон устанавливает права  потребителя на приобретение товаров  надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и изготовителях, просвещение  в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов [9, с.12].

В соответствии с вышеуказанным  законом в республике действуют  два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты  пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие  требования к информации о продовольственных  и непродовольственных товарах  отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной  информации о товаре к изготовителям  или продавцам могут быть применены  меры административной ответственности  за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.

За нарушение торгового  законодательства предусматривается  экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность  и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты  Президента Республики Беларусь, постановления  Совета Министров Республики Беларусь [9, с.13].

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3.1 Научно-технический прогресс в торговле

 

 

Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический  прогресс, представляющий собой процесс  непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создания новой, более совершенной техники и  замены ею устаревшей.

Достижения науки и  техники все более широко используются и в сфере обращения, что стимулирует  увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает  условия для совершенствования  технологии, механизации и автоматизации  торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских  площадей, транспортных средств. Социальное значение научно-технического прогресса  находит выражение в улучшении  условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного  травматизма, повышении привлекательности  торговой профессии и ее перспективности.

Широкое использование в  торговле достижений научно-технического прогресса способствует значительному  изменению характера и содержания труда торговых работников, их профессионального  состава. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в  условиях применения современных прогрессивных  технологий, совершенных систем переработки  и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.

С развитием рыночных отношений  произошли существенные изменения  в составе сети предприятий оптовой  и розничной торговли.

Децентрализация оптового рынка  привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями-изготовителями и потребителями. Резко увеличилось  количество оптовых предприятий, существенно  изменилась их структура. Поэтому одним  из важнейших направлений развития материально-технической базы оптовой  торговли является создание сети современных  оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий.

Совершенствование розничной  торговой сети должно происходить как  за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых  современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).

Торговля - одна из самых  отсталых отраслей по уровню механизации  труда. Одной из первоочередных задач  использования достижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение  оптовых баз, складов, магазинов  современными средствами для транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами. Магазины должны оснащаться также высокопроизводительным фасовочным и весоизмерительным оборудованием, современными машинами и линиями  для нарезки и вакуумной упаковки гастрономических товаров и т. п. Более широкое внедрение должны найти системы машин, включающие подъемно-транспортные механизмы для разгрузки транспортных средств на складах и в магазинах, средства для внутри складского и внутри магазинного перемещения грузов, а также машины-отборщики грузов с мест хранения.

Широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки  товарных потоков позволяет индустриализировать  транспортирование товаров и  создать более эффективную систему  товароснабжения розничной торговой сети. При этом сокращаются затраты  ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, отпадает необходимость  в повторных операциях по подготовке товаров к отпуску покупателям, повышается эффективность использования  транспортных средств, торговых и складских  площадей, сокращаются товарные потери и расходы на упаковку товаров.

Существенное значение имеет  внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые  должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей  методов продажи товаров. Это, в  первую очередь, относится к продаже  товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам  и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д. Применение прогрессивных  технологий торгового обслуживания населения имеет важное социально-экономическое  значение.

Одним из важных факторов ускорения  процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация  контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных контрольно-кассовых машин. Для оснащения магазинов должны использоваться контрольно-кассовые машины, позволяющие вести не только расчеты  с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и  микропроцессорные карты, а также  собственные предоплатно-дисконтные карты магазина. Этим требованиям  в наибольшей степени отвечают специальные POS-терминалы, а также контрольно-кассовые машины, подключаемые к компьютеру, сканеру штрих-кодов, считывателю  магнитных карт. Внедрение магазинных пластиковых карт не только упрощает расчетные операции, но и позволяет  систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой  деятельности. Использование таких  карточек способствует росту товарооборота  магазина и позволяет ему получить дополнительные заемные средства. Внедрение  магазином автоматизированной системы  работы с пластиковыми картами позволяет  вести постоянную базу клиентов и  отслеживать динамику их покупок.

Крупный современный магазин, торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективным  холодильным оборудованием с  централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильные  прилавки, прилавки-витрины и т. д.) требует для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при эксплуатации тепла.

Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых  работников и масштабам хозяйственной  деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения  эффективности торговли – ускорение  темпов научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс  непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и  организации производства, повышения  его технического уровня на основе создания, освоения и распространения  новых знаний. НТП – это прогресс научных знаний, результатом которых  являются нововведения, т. е. прогрессивные  изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Научные достижения находят  свое выражение не только в технике  и технологиях, но также в знаниях  и навыках людей. Нововведения требуют  психологической и организационной перестройки, подготовки кадров, изменений в системе управления. Переход к рыночной экономике ведет к коренной перестройке всех слагаемых НТП – планирования, управления, финансирования, кредитования и стимулирования, международного научно-технического сотрудничества [14, с.6].

К числу основных направлений  этой перестройки относятся:

• ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного  числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные  сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание»  осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;

• замена централизованного  планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью  законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;

• усиление роли рыночного  механизма в обеспечении динамичного  соответствия спроса и предложения  на нововведения, установление договорных цен;

• стимулирование конкуренции  субъектов хозяйствования различных  форм собственности в получении  права на разработку технических  проектов, предлагаемых на рынке;

• внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые  субсидии (субвенции), гранты (контракты  на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.

Особенности НТП на современном  этапе обусловлены научно-технической  революцией (2-я половина ХIХ-ХХ в.), перешедшей в революцию технологическую. По определению английского философа Д. Бернала, научно-техническая революция – это совокупность взаимосвязанных глобальных переворотов в технике и науке, приводящих к изменению структуры производительных сил и места работника в производственной системе.

Современная научно-техническая  революция означает переход к  новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:

• создается единая техническая  база с многозвенными технологическими комплексами;

• основной формой общественного  богатства становятся знания, умения и навыки;

• занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем  в материальном производстве;

• производство ориентируется  на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;

• увеличивается доля занятых  на рабочих местах принципиально  нового типа, открывающих перспективу  полного использования и всестороннего  развития способностей человека [14, с.7].

Основой НТП является научно-технический  потенциал общества, т.е. организованная определенным образом система кадрового, научного, информационного, материально-технического и управленческого обеспечения  для решения научно-технических  проблем. НТП в общественном производстве, воздействуя на объемы производства и качество продукции, в значительной мере определяет темпы развития сферы  обращения и возможности радикальных  преобразований в этой сфере. Ускорение  НТП в торговле имеет особое значение, так как по уровню производительности труда эта отрасль хозяйства  отстает от других. Современное высокоиндустриальное производство товаров требует соответствующей  ему технологии обращения.

Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким  же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе  торговля неизбежно будет сдерживать производство.

Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь