Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников
• развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;
• типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;
• дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы [9, с.11].
Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.
Законом «О торговле» определено,
что Правила торговли отдельными
видами товаров и Правила торговли,
осуществляемой в предусмотренных
формах, утверждаются Советом Министров
Республики Беларусь. Ограничения и
запреты на осуществление торговли
устанавливаются
Закон «О защите прав потребителей»
определяет общие правовые, экономические
и организационные основы защиты
прав потребителей; регулирует отношения,
возникающие между гражданами, желающими
заключить договор купли-
В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.
За нарушение торгового законодательства предусматривается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь [9, с.13].
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический прогресс, представляющий собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создания новой, более совершенной техники и замены ею устаревшей.
Достижения науки и техники все более широко используются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств. Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение в улучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательности торговой профессии и ее перспективности.
Широкое использование в
торговле достижений научно-технического
прогресса способствует значительному
изменению характера и
С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения в составе сети предприятий оптовой и розничной торговли.
Децентрализация оптового рынка
привела к росту числа торговых
агентов, являющихся связующим звеном
между предприятиями-
Совершенствование розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).
Торговля - одна из самых
отсталых отраслей по уровню механизации
труда. Одной из первоочередных задач
использования достижений научно-технического
прогресса в торговле является оснащение
оптовых баз, складов, магазинов
современными средствами для транспортировки,
складирования, погрузочно-разгрузочных
и других технологических операций
с грузами. Магазины должны оснащаться
также высокопроизводительным фасовочным
и весоизмерительным
Широкое применение пакетных
и контейнерных систем грузовой переработки
товарных потоков позволяет
Существенное значение имеет
внедрение прогрессивных
Одним из важных факторов ускорения
процесса реализации товаров и обслуживания
покупателей является автоматизация
контрольно-кассовых операций на основе
современных
Крупный современный магазин, торгующий скоропортящимися продовольственными товарами, должен быть оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодильные прилавки, прилавки-витрины и т. д.) требует для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, проще в обслуживании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при эксплуатации тепла.
Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых работников и масштабам хозяйственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения эффективности торговли – ускорение темпов научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс
(НТП) — это взаимосвязанное
Научные достижения находят
свое выражение не только в технике
и технологиях, но также в знаниях
и навыках людей. Нововведения требуют
психологической и
К числу основных направлений этой перестройки относятся:
• ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;
• замена централизованного
планирования государственно-общественным
регулированием НТП с помощью
законодательных органов, исполнительной
власти и научно-технической
• усиление роли рыночного
механизма в обеспечении
• стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;
• внедрение таких инструментов
регулирования рынка
Особенности НТП на современном
этапе обусловлены научно-
Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:
• создается единая техническая
база с многозвенными
• основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;
• занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;
• производство ориентируется на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;
• увеличивается доля занятых
на рабочих местах принципиально
нового типа, открывающих перспективу
полного использования и
Основой НТП является научно-технический
потенциал общества, т.е. организованная
определенным образом система кадрового,
научного, информационного, материально-технического
и управленческого обеспечения
для решения научно-
Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе торговля неизбежно будет сдерживать производство.
Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь