Развитие розничной торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

К примеру, в России негосударственный  сектор торговли занимает свыше 95%. Нынешней рыночной экономике Беларуси присущи в основном групповые, корпоративные формы собственности: в достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10- 15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15 - 25% - в государственной.

Негативное воздействие  на процессы формирования современных  рыночных тенденций в развитии розничного товарооборота в Республики Беларусь оказали спад производства, инфляция, снижение жизненного уровня населения, имевшие особо острый характер в начале-середине 90-х годов XX века.

Общий уровень роста цен  на протяжении последних лет снижается, однако на различных сегментах потребительского рынка ценовая динамика имеет существенные отличия. Непропорциональное изменение цен групп потребительских товаров и услуг влечет ряд последствий для экономики, в частности, изменяется стоимостная структура потребительского рынка и объемы реализации платных услуг.

В результате опережающего роста цен на услуги темпы роста  стоимостного объема реализации платных услуг значительно превысили темпы изменения объема розничного товарооборота, объемы реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Диспропорции такого характера в среднесрочной перспективе обусловливают перераспределение финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства и промышленности, работающими на различных сегментах потребительского рынка, что сказывается на показателях функционирования этих отраслей - прибыли, рентабельности, расходах на оплату труда в отрасли, дотациях.

В структуре товарооборота  непродовольственной торговли сохраняется неблагоприятная тенденция снижения удельного веса товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, в результате чего обеспеченность населения ими не достигает рекомендуемых норм. Вместе с тем, базисные и цепные темпы роста физического объема товарооборота по непродовольственным товарам опережают темпы роста по продовольственным товарам, что является положительным моментом в прогнозируемом улучшении структуры розничного товарооборота.

В перспективе розничная  торговля и общественное питание  претерпят изменения под влиянием ряда факторов производственного, финансового, управленческого, кадрового и социально-психологического содержания, в первую очередь, темпов и эффективности преобразований, осуществляемых как в экономике страны в целом, так и в самой в торговой отрасли. Одним из важнейших здесь может стать вопрос упорядочения торговли на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, что даст возможность ограничить спекулятивные тенденции и предусмотреть обновление функций торгового капитала в кругообороте капитала, взаимосвязи торгового и промышленного капитала. В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделено созданию надлежащих условий для обслуживания сельских жителей, с тем, чтобы довести объем продажи товаров на душу сельского населения до республиканского уровня.

За последние 30-40 лет в  постиндустриальном обществе Запада традиционная потребительская кооперация в относительных величинах сокращает объемы своей хозяйственной деятельности, но кооперативный сектор остается конструктивной составной частью экономики абсолютного большинства стран мира, а в странах Северной Европы, Швейцарии, Италии и Японии потребительские кооперативы сохранили свое место среди лидеров розничной торговли. Поэтому важной задачей является дальнейшее развитие и совершенствование кооперативной торговли на основе реализации намеченных общеотраслевых мероприятий Программы социально-экономического развития потребительской кооперации на 2010-2015 г.

При этом  основными задачами развития розничной торговли в прогнозируемом периоде являются стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения организаций торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте.

Решение поставленных задач  предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, совхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях.

Особое внимание будет  уделено активизации коммерческой деятельности организаций торговли, перестройке системы торговли с целью переориентации покупок товаров с неорганизованных рынков в цивилизованные условия обслуживания населения, что позволит направлять основной поток ресурсов внутреннего рынка для продажи населению через организованную торговлю. С учетом этого, а также проводимых мер по упорядочению деятельности посреднических структур неорганизованный рынок станет дополнительным источником пополнения товарных ресурсов. Большое внимание будет уделено проведению работы по упорядочению деятельности вещевых, смешанных и продовольственных рынков, улучшению их санитарного состояния, соблюдению правил торговли, контролю за ценами и качеством товаров, в первую очередь продовольственных, обеспечению их безопасности для здоровья населения. Усиление контроля за деятельностью неорганизованного рынка позволит расширить налоговую базу и доходы бюджета.

Основными поставщиками товаров  на внутренний рынок по-прежнему будут отечественные производители. Поэтому стабильность потребительского рынка будет предопределяться устойчивым функционированием реального сектора экономики, производством потребительских товаров, в первую очередь продукции агропромышленного комплекса. Развитию в республике рынка продовольствия будет способствовать разработка и реализация государствами участниками Таможенного союза программ развития сельского хозяйства стран Таможенного союза, создания аграрного рынка этих государств и обеспечения продовольственной безопасности, предусматривающих организацию совместных производств, эффективное использование природного и производственного потенциалов, увеличение объемов взаимных поставок продовольствия. Предполагается сохранить государственную поддержку создания запасов продуктов питания для бесперебойной торговли ими в межсезонный период.

Улучшение обеспечения населения  товарами намечено также за счет реализации одобренной Исполкомом Союза Беларуси и России Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающей развитие совместных производств, реализацию конкурентоспособной продукции.

В структуре спроса продовольственных  товаров ожидается повышение  доли продуктов питания и сокращение удельного веса алкогольных напитков. По продуктам питания более высокими темпами будет возрастать спрос на более ценные в питательном отношении продукты животноводства, овощи и фрукты. Благодаря этому в республике будут достигнуты рациональные нормы потребления на душу населения молока и молокопродуктов, яиц, масла растительного и значительно приблизится к рациональному уровню потребление мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов.

Возрастет роль оптовой торговли. Намечается восстановить оптовую сеть, а также развивать оптовые рынки. Предусмотрено создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областных городах и г. Минске, специализированных оптовых рынков, а также расширение сотрудничества со странами СНГ по развитию оптовых продовольственных рынков. Предусматривается обеспечить доступность основных видов товаров и услуг для потребителей с низкими и средними доходами. Для удешевления продукции будут сокращаться посреднические звенья при поставках продукции в розничную сеть. Анализ тенденций развития сферы обращения на западе позволяет сделать прогноз о перспективах развития отечественной торговой отрасли. С уверенностью следует ожидать увеличения конкуренции и специализации, укрупнения торговых компаний и уменьшения их количества, снижения нормы прибыли, уменьшения уровня розничных цен и торговой наценки.

Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.

1. Увеличивается доля  частной формы собственности  в количестве торговых объектов  и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес  потребительской кооперации в  товарообороте. Более трети всего  розничного товарооборота составляет  реализация товаров на вещевых,  смешанных, продовольственных рынках  индивидуальными предпринимателями.  Объем такой продажи определяется  на основании данных обследования  домашних хозяйств.

2. Растет доля занятых  в торговле и общественном  питании и в отраслевой структуре  валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.

3. Наблюдается рост общего  объема розничного товарооборота  и розничного товарооборота на  душу населения в сопоставимых  ценах.

4. Опережающими темпами  растет розничный товарооборот  по сравнению с ростом располагаемых  денежных доходов населения. Например, в 2003 г. розничный товарооборот  на душу населения составлял  1474,8 тыс.р. Он вырос по сравнению  с 1995 г. в 3,4 раза. За этот  же период реальные располагаемые  денежные доходы населения увеличились  в 2,369 раза, в том числе заработная  плата в 2,45 раза. Это свидетельствует  об увеличении охвата денежных  доходов населения розничным  товарооборотом и об увеличении  вклада торговли и общественного  питания в удовлетворение потребностей  населения в товарах народного  потребления.

5. Сохраняется тенденция  снижения удельного веса непродовольственных  товаров в розничном товарообороте.

6. Изменяется распределение  розничного товарооборота между  городом и селом за счет  возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного  веса сельского населения в  численности населения республики. В Республике Беларусь за последние  годы наблюдается устойчивая  тенденция снижения удельного  веса сельского населения.

В настоящее время в  торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской  кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:

• ухода от сложившихся  стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского  населения;

•  совершенствования  типизации, специализации торговой сети;

•  открытия дополнительных мини-магазинов;

•  реализации программы  «Холод»;

• развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;

• восстановления работы ранее  закрытых магазинов в малых населенных пунктах;

• формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами [19, с.22].

Основные направления  развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2015 г.:

• развитие:

- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;

- инфраструктуры и совершенствование  розничной торговли и общественного  питания;

- инфраструктуры и совершенствование  оптовой торговли, складского хозяйства  и систем товародвижения;

- науки, технической и  технологической политики;

•  реформирование собственности  и совершенствование управления;

• совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;

• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение  торговли;

•  развитие кооперативной  торговли.

Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь  предусматривает следующее:

• универсализацию продовольственной  торговли, за исключением товаров  редкого и эпизодического спроса;

• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных  магазинов в районах жилой  застройки;

• создание крупных универсальных  розничных объектов, торговых центров  и торговых комплексов;

• формирование сети «удобных»  магазинов, расположенных в радиусе  пешеходной доступности;

• создание сети дисконтных магазинов;

•  выделение специальных  зон для уличных ярмарок и  базаров;

• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль  автомагистралей.

Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой  торговли предполагает:

• развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права  собственности на товар;

• создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к  ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации  промышленных предприятий);

Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь