Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников
К примеру, в России негосударственный сектор торговли занимает свыше 95%. Нынешней рыночной экономике Беларуси присущи в основном групповые, корпоративные формы собственности: в достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10- 15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15 - 25% - в государственной.
Негативное воздействие на процессы формирования современных рыночных тенденций в развитии розничного товарооборота в Республики Беларусь оказали спад производства, инфляция, снижение жизненного уровня населения, имевшие особо острый характер в начале-середине 90-х годов XX века.
Общий уровень роста цен на протяжении последних лет снижается, однако на различных сегментах потребительского рынка ценовая динамика имеет существенные отличия. Непропорциональное изменение цен групп потребительских товаров и услуг влечет ряд последствий для экономики, в частности, изменяется стоимостная структура потребительского рынка и объемы реализации платных услуг.
В результате опережающего роста цен на услуги темпы роста стоимостного объема реализации платных услуг значительно превысили темпы изменения объема розничного товарооборота, объемы реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Диспропорции такого характера в среднесрочной перспективе обусловливают перераспределение финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства и промышленности, работающими на различных сегментах потребительского рынка, что сказывается на показателях функционирования этих отраслей - прибыли, рентабельности, расходах на оплату труда в отрасли, дотациях.
В структуре товарооборота непродовольственной торговли сохраняется неблагоприятная тенденция снижения удельного веса товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, в результате чего обеспеченность населения ими не достигает рекомендуемых норм. Вместе с тем, базисные и цепные темпы роста физического объема товарооборота по непродовольственным товарам опережают темпы роста по продовольственным товарам, что является положительным моментом в прогнозируемом улучшении структуры розничного товарооборота.
В перспективе розничная торговля и общественное питание претерпят изменения под влиянием ряда факторов производственного, финансового, управленческого, кадрового и социально-психологического содержания, в первую очередь, темпов и эффективности преобразований, осуществляемых как в экономике страны в целом, так и в самой в торговой отрасли. Одним из важнейших здесь может стать вопрос упорядочения торговли на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, что даст возможность ограничить спекулятивные тенденции и предусмотреть обновление функций торгового капитала в кругообороте капитала, взаимосвязи торгового и промышленного капитала. В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделено созданию надлежащих условий для обслуживания сельских жителей, с тем, чтобы довести объем продажи товаров на душу сельского населения до республиканского уровня.
За последние 30-40 лет в постиндустриальном обществе Запада традиционная потребительская кооперация в относительных величинах сокращает объемы своей хозяйственной деятельности, но кооперативный сектор остается конструктивной составной частью экономики абсолютного большинства стран мира, а в странах Северной Европы, Швейцарии, Италии и Японии потребительские кооперативы сохранили свое место среди лидеров розничной торговли. Поэтому важной задачей является дальнейшее развитие и совершенствование кооперативной торговли на основе реализации намеченных общеотраслевых мероприятий Программы социально-экономического развития потребительской кооперации на 2010-2015 г.
При этом основными задачами развития розничной торговли в прогнозируемом периоде являются стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения организаций торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте.
Решение поставленных задач предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, совхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях.
Особое внимание будет
уделено активизации
Основными поставщиками товаров на внутренний рынок по-прежнему будут отечественные производители. Поэтому стабильность потребительского рынка будет предопределяться устойчивым функционированием реального сектора экономики, производством потребительских товаров, в первую очередь продукции агропромышленного комплекса. Развитию в республике рынка продовольствия будет способствовать разработка и реализация государствами участниками Таможенного союза программ развития сельского хозяйства стран Таможенного союза, создания аграрного рынка этих государств и обеспечения продовольственной безопасности, предусматривающих организацию совместных производств, эффективное использование природного и производственного потенциалов, увеличение объемов взаимных поставок продовольствия. Предполагается сохранить государственную поддержку создания запасов продуктов питания для бесперебойной торговли ими в межсезонный период.
Улучшение обеспечения населения товарами намечено также за счет реализации одобренной Исполкомом Союза Беларуси и России Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающей развитие совместных производств, реализацию конкурентоспособной продукции.
В структуре спроса продовольственных товаров ожидается повышение доли продуктов питания и сокращение удельного веса алкогольных напитков. По продуктам питания более высокими темпами будет возрастать спрос на более ценные в питательном отношении продукты животноводства, овощи и фрукты. Благодаря этому в республике будут достигнуты рациональные нормы потребления на душу населения молока и молокопродуктов, яиц, масла растительного и значительно приблизится к рациональному уровню потребление мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов.
Возрастет роль оптовой торговли. Намечается восстановить оптовую сеть, а также развивать оптовые рынки. Предусмотрено создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областных городах и г. Минске, специализированных оптовых рынков, а также расширение сотрудничества со странами СНГ по развитию оптовых продовольственных рынков. Предусматривается обеспечить доступность основных видов товаров и услуг для потребителей с низкими и средними доходами. Для удешевления продукции будут сокращаться посреднические звенья при поставках продукции в розничную сеть. Анализ тенденций развития сферы обращения на западе позволяет сделать прогноз о перспективах развития отечественной торговой отрасли. С уверенностью следует ожидать увеличения конкуренции и специализации, укрупнения торговых компаний и уменьшения их количества, снижения нормы прибыли, уменьшения уровня розничных цен и торговой наценки.
Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.
1. Увеличивается доля
частной формы собственности
в количестве торговых
2. Растет доля занятых
в торговле и общественном
питании и в отраслевой
3. Наблюдается рост общего
объема розничного
4. Опережающими темпами
растет розничный товарооборот
по сравнению с ростом
5. Сохраняется тенденция
снижения удельного веса
6. Изменяется распределение
розничного товарооборота
В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:
• ухода от сложившихся
стереотипов формирования ассортиментных
перечней, совершенствования
• совершенствования типизации, специализации торговой сети;
• открытия дополнительных мини-магазинов;
• реализации программы «Холод»;
• развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;
• восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;
• формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами [19, с.22].
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2015 г.:
• развитие:
- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;
- инфраструктуры и
- инфраструктуры и
- науки, технической и технологической политики;
• реформирование собственности
и совершенствование
• совершенствование финансово-
• государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;
• развитие кооперативной торговли.
Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:
• универсализацию
• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;
• создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;
• формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
• создание сети дисконтных магазинов;
• выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:
• развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;
• создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);
Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь