Развитие розничной торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

От производительности труда  в торговле зависят:

• скорость продвижения  товаров до покупателей, скорость их обслуживания (а фактор времени в  современных условиях имеет высокую  социально-экономическую значимость);

• товарооборачиваемость, ускорение  которой ведет к снижению товарных потерь и других издержек, к более  быстрому обновлению ассортимента;

• улучшение экономических  результатов деятельности торговой организации.

Интенсификация процессов  в сфере товарного обращения  необходима для наращивания масштабов  ее деятельности без дальнейшего  существенного роста численности  занятых. Научно-технический прогресс стимулирует развитие товарооборота, повышение рентабельности торговли, совершенствование технологии и материально-технической базы, системы управления в отрасли; вносит существенные изменения в содержание и характер труда торговых работников, их профессиональный состав и уровень подготовки, способствует углублению разделения труда [14, с.8].

Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно  отражаются на работе не только самой  отрасли. С прогрессом тесно связано  решение таких важнейших социально-экономических  проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение товаров  и услуг; облегчение домашнего труда, снижение затрат нервной энергии, вызываемых очередями в магазинах; повышение  эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.

Об уровне научно-технического прогресса в торговле судят по тому, как повышается общий уровень  культуры торговли, как создаются  максимальные удобства покупателям  при выборе и приобретении товаров  и услуг, снижаются издержки потребления, являющиеся мерилом культуры торговли.

Прогресс торговли – составная  часть НТП всего общественного  производства. Успехи, достигнутые  в результате научно-технического прогресса  промышленности (машиностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения  современными машинами, механизмами  и приборами. В свою очередь технический  прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые  предпосылки для его ускорения  и расширения.

Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный  характер и включает следующие слагаемые:

• развитие прогрессивной  технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;

• ускорение механизации  и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;

• прогресс в области  развития материально-технической  базы;

• совершенствование организации  труда и управления технологическими процессами и людьми;

• создание кадрового потенциала [14, с.9].

 

 

 

3.2 Новые технологии для завоевания покупателей

 

 

Место торговли (прежде всего  розничной) определяется тем, что это  один из наиболее динамично развивающихся  секторов рынка, для которого характерен быстрый и устойчивый рост на основе распространения новых форматов торговли. Крупные торговые сети становятся «локомотивом» этого рынка.

Ситуация на потребительском  рынке характеризуется тем фактом, что торговые предприятия аккумулируют огромные деньги, которые домашние хозяйства тратят на потребительские  расходы. По статистическим данным, в  Беларуси около 80% семейного бюджета  расходуется на этом самом быстрорастущем внутреннем рынке, определяющем уровень  и динамику доходности торговых предприятий.

Общемировая тенденция развития торговли проявляется в опережающем  росте новых торговых форматов за счет трех основных факторов:

• заполнение пустующих  рыночных ниш;

• быстрое вытеснение традиционных и независимых магазинов с  использованием экономических методов;

• постепенное вытеснение открытых рынков с использованием мер  экономического и административного  воздействия [11, с.78].

Торговля не только в Беларуси, но и во всем мире развивается стремительными темпами. Причем во многих странах обеспеченность торговыми площадями уже превысила  нормативы в два и более  раз. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям розничной  торговли нужны новые технологии. В плане изменения тенденций  в торговле значимым явилось начало нового тысячелетия. Начался новый  виток роста качества торговых технологий, вызванный развитием в Беларуси крупных западных и отечественных  сетей.

Стремительные изменения  требуют от руководителей торговых организаций более глубоких знаний для гибкого реагирования в конкурентной среде. Опыт белорусских торговцев  растет стремительно, но в любом  случае он не может сравниться с  традициями торговых династий и мощной теоретической базой, которой располагают  западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строительства магазинов допускаются  именно из-за отсутствия целостности  концепции или копирования приемов  успешных конкурентов, эффективных  в других условиях, но мало применимых к данному магазину, сети или торговому  центру.

Еще одна тенденция - это  развитие торговых центров и соответственно изменение покупательских привычек, перераспределение сил между  торговыми организациями. Развитие торговых центров происходит довольно неоднородно. Появились очень интересные и эффективные торговые и торгово-развлекательные  комплексы, но в то же время было построено очень много объектов с «врожденными дефектами». И, к сожалению, часто такие недостатки невозможно устранить в полной мере. Угроза потери большой части покупателей  очень сильна: стоит в городе появиться  успешно спланированному торговому  центру, как покупатели тут же оценивают  неудобства старого. Результат - сужение  торговых зон, потеря городского или  районного значения, трудности с  арендаторами и т.п.

Недаром говорят, что для  успеха магазина требуются три фактора: расположение, расположение и еще  раз расположение. Поэтому анализ территории - важнейшая составляющая при открытии магазина. Если место удаленное и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специальными акциями.

А для того, чтобы реклама  действительно работала на привлечение, должна быть хорошая автомобильная  доступность (широкие проезды, отсутствие опасных поворотов) и удобная  парковка. Возможность привлечения  покупателей зависит и от размера  торговой площади. Реально оценив выбранное  место, магазин должен определиться с подходом: хватит ли сил, чтобы  создавать притяжение, или магазин  будет ориентироваться на локальный  рынок и использовать потоки, существующие на территории [1, с.25].

Новые технологии реализуются  в новых формах обслуживания покупателей  — форматах торговых предприятий. Современные  покупатели отдают предпочтение качеству и удобству обслуживания. Срок жизни  традиционной концепции торгового  предприятия, состоящей в выборе ассортимента, мест размещения магазинов  и их форматов, методов обслуживания, философии бренда, за последние 20-25 лет сократился в несколько раз. По мнению ведущих специалистов, концепции 70-80-х гг. прошлого столетия оставались успешными на протяжении 10-15 лет, впоследствии рост доходов торговых предприятий  существенно замедлился. Появившиеся  позже концепции начали исчерпывать  экономический эффект еще быстрее  — за 5-10 лет. В новых условиях торговые организации должны научиться  обновлять концепции постоянно.

Возрастающая конкуренция, а также явный успех торговых организаций, созданных по новым  стандартам, заставили владельцев «старых» существующих предприятий торговли задуматься о перспективе. Одним  из выходов стала реконструкция  зданий под новый формат торговли и реконцепция торгового предприятия, которая подразумевает под собой  связанный комплекс мероприятий, призванных увеличить конкурентоспособность  уже действующего торгового предприятия. В состав мероприятий при реконцепции  могут входить ребрендинг, репозиционироваиие, ременеджмент, реброкеридж, редевелопмент, реинжиниринг, что индивидуально  для каждой конкретной торговой организации. При этом реконцепция носит комплексный  характер. Перечень мероприятий в  каждом конкретном случае определяется набором факторов, указывающих на необходимость проведения реконцепции [11, с.82].

Одним из направлений развития торговли в стране в связи с  возрастанием конкуренции является специализация, но «качество» специализированных магазинов в Беларуси очень неоднородно. С одной стороны, в области  торговли непродовольственными товарами успешно работают крупные сети, которые  делают специализацию преимуществом  и успешно внедряют передовые  приемы. Но существует и множество  независимых специализированных магазинов  и мелких сетей, которые обладают гораздо меньшими ресурсами. Возрастает насыщенность торговыми площадями, покупатели становятся более требовательными, а конкуренты - более опытными.

Рассмотрим способы увеличения прибыли специализированного магазина:

1) Группировка

Небольшому специализированному  магазину трудно обеспечить большой  поток покупателей. Традиционно  оптимальным местом расположения считалась  торговая улица - размещение блоком небольших  арендаторов одинаковой специализации. В последнее время такой тип  размещения стал получать развитие в  торговых центрах. Наиболее часто встречаются  «составные магниты» в областях строительных материалов, автотоваров, товаров для  дома, детских товаров, обуви. Товарная категория в торговом центре становится заметной и привлекательной для  покупателей, и небольшие арендаторы получают необходимый поток. Минимальная  площадь «составного магнита» (совокупная торговая площадь нескольких арендаторов) должна быть не менее 300 м2 в центре районного  значения. А в центре городского значения «составной магнит» детских  товаров, обуви, товаров для дома и интерьера должен занимать не меньше 700 м2. Уточнение собственной концепции  повышает шансы на успешную работу небольшого магазина в «составном магните».

Отдельно расположенные  магазины уличного ритейла тоже могут  получать выгоду от взаимодействии с  соседними магазинами. Организация  общей с «соседом» входной  группы может увеличить количество посетителей магазина. При этом, общий вход делают даже известные  и сильные сети специализированных магазинов (например, аптека «36,6» и  «Ле футур», «Дикая орхидея» и «Даниэль»  на Кутузовском проспекте в Москве), иногда прямые конкуренты («Евросеть» и «Связной»). На Украине крупные  сетевые магазины бытовой техники  очень часто располагаются непосредственно  рядом, образуя мощную торговую зону («АБВ-техника», «Comfy», «Эльдорадо», «Фокстрот») [7, с.43].

Но, к сожалению, не все  торговцы могут влиять на выбор места. Если место расположения магазина нельзя изменить, вопрос часто состоит не в том, как лучше продавать  существующий ассортимент. Целью должно быть увеличение прибыли с торговой площади. Квадратные метры должны «работать», и для этого используются следующие  приемы:

2) Введение в ассортимент  сопутствующих товаров и товаров  других категорий. Сдача части  площадей в аренду

Опасности специализации - это  ограничение числа покупателей (товар  нужен не всем, а только какой-то группе) и ограничение по частоте  посещений (товар нужен только в  каких-то случаях). Для того, чтобы  обеспечить хорошие показатели, надо привлекать посетителей с других территорий, а это означает вложения в рекламу и специальные акции. И еще не факт, что покупатели издалека найдут время и все-таки приедут в магазин.

Владельцы специализированных магазинов многие годы работают в  узкой области и поэтому часто  не видят опасностей и возможностей внешней среды. Рассмотрим пример работы с ассортиментом для использования потенциала территории. Магазин товаров для рыбалки и охоты находится в спальном районе, в ближней торговой зоне проживает 5000 человек взрослого населения. Вопрос: сколько покупателей из этих пяти тысяч - охотники и рыболовы? Хорошо, если наберется процентов десять Соответственно, магазин как торговая площадь использует всего 10% от потенциала ближней торговой зоны. А не в сезон показатели по количеству посетителей и покупок могут быть совсем неутешительными. Увеличить количество и частоту походов в магазин можно за счет добавления товаров, сопутствующих к основному ассортименту. Владелец магазина садится и начинает думать, какие товары ввести.

Необходимые условия:

-  товар должен быть  тематически связан с основным  ассортиментом;

-  товар должен покупаться  достаточно часто и регулярно,  должен быть востребован значительным  количеством покупателей:

-  при покупке этого  товара не очень важна глубина  ассортимента, достаточно присутствии  нескольких позиций. Также товар  не должен быть крупного размера.  Тогда для новых товаров можно  отвести место в магазине, не  жертвуя площадью для основного  ассортимента.

Вариант 1.Товары для животных. Удовлетворяет первому условию, поскольку у охотников часто  есть собаки. С двумя другими условиями  тоже все в порядке. Вывод - в принципе, введение в ассортимент возможно.

Вариант 2. Сумки. Этот товар  по тематике близок к товарам для  рыбалки и охоты, но покупается редко, и при выборе важен размер, цвет и дизайн. Вывод - не подходит.

Вариант 3. Хозяйственные  товары, автотовары и мелкий бытовой  инструмент. На рыбалку и охоту  обычно ездят на машине, и эти  товары пригодятся представителям целевой  аудитории. И не только им - небольшой  отдел хозтоваров рядом с домом  может посещаться часто, в том  числе, женщинами. Поэтому противопоказаний к введению этих групп в ассортимент  нет.

Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь