Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников
Границы понятия «рынок»
значительно шире понятия «торговля»,
так как он представляет собой
всю совокупность отношений купли-продажи
и охватывает, сферу производства,
распределения, обмена и потребления.
В торговле рынок проявляет себя
во всей социально-экономической
Специфической особенностью процессов, происходящих в сфере обращения, является тот факт, что результатом ее функционирования является не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг производителям и потребителям, а также то, что эффект проявления не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности. От насыщенности рынка товарами и услугами, своевременности их реализации зависят возможности развития производства, степень и качество удовлетворения потребностей.
Очень важно и то обстоятельство,
что в сфере обращения
В нашей стране в дореформенный
период ведущей формой торговли товарами
народного потребления была государственная
торговля, которая обслуживала
Экономика строилась по законам прямого распределения, регулирования, без эффективных обратных связей по всей совокупности параметров народного хозяйства.
Торговли как отрасли рыночной экономики в стране не существовало. Господствующей точкой зрения было то, что закон спроса и предложения в нашей экономике не действует, его просто нет, он «побежден» законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.
Вместе с тем в условиях
рыночной экономики торговле принадлежит
важная роль связующего звена между
производством и потреблением. Формирование
рынка потребителя, усиление конкуренции,
трудности в сбыте продукции
вынуждают фирмы большое
Основной задачей торговли
является организация распределения
и движение материальных ресурсов из
сферы производства в сферу потребления
таким образом, чтобы было обеспечено
своевременное предложение
Для реализации этой задачи
торговля выполняет ряд функций,
к основным из которых можно отнести:
распределение предметов
Это далеко не полный перечень функций торговли. Отдельные функции присущи любому типу экономии, основанному на общественном разделении труда, другие - лишь рыночной экономике. При этом коммерсанты оказывают услуги, как производителям, так и потребителям.
Таким образом, в условиях рыночной экономики торговля играет активную роль. С ее помощью производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, торговля побуждает новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.
Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал. В ней объединены предприятия оптовой, розничной торговли и общественного питания, численность работающих составляет около 20 % от числа занятых в народном хозяйстве, то есть отрасль обеспечивает рабочими местами порядка 23 млн. человек. Роль торговли в экономической жизни страны весома. Удельный вес торговли в совокупном валовом внутреннем продукте превосходит по совокупности все сферы деятельности, занятые выпуском потребительских товаров. В рейтинге основных отраслей и подотраслей экономики по наполнению бюджетной системы торговля занимает одну из ведущих позиций, уступая лишь топливной промышленности.
Мы можем четко определить торговлю как коммерческую, обменную деятельность, осуществляемую на инициативных началах с целью получения и распределения прибыли. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает существенное влияние на установки и цели предпринимателей на рынке.
Демократизация торговли
и свобода предпринимательства
возродили предприимчивость, индивидуальность
и коллективную инициативу, материальную
и моральную заинтересованность
работников торговли, что активизировало
их деятельность на потребительском
рынке. Сейчас предприятия сами решают
хозяйственные вопросы, осуществляют
более выгодные сделки, что повышению
их доходности. Изменился характер
хозяйственных взаимоотношений
торговли с другими объектами
инфраструктуры рынка на основе сочетания
интересов предприятия и
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
Товарное обращение
Рисунок 1.1.Отрасли товарного обращения
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
Как экономическая категория
торговля выражает отношения обмена
путем купли-продажи товаров
Торговля как отраслевая
экономическая система
Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т.е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т.д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.
Обусловленность отраслевой
системы означает незначительную зависимость
принимаемых отраслевых решений
от небольших колебаний внешних
параметров. Например, для торговли
потребительской кооперации стремление
к малой обусловленности
Торговля обладает также способностью к адаптации, т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.
Сущность торговли проявляется
в ее функциях в системе общественно-
В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй — реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства. В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.
Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве [19, с.12].
Торговля как вид
В современных условиях торговля
осуществляется юридическими лицами и
индивидуальными
1.4 Виды торговли
Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание (рис. 1.2).
Оптовая торговля – вид
торговли, осуществляемый в целях
последующего использования товаров
в предпринимательской
Рисунок 1.2.Виды торговли
Оптовая торговля является
необходимым звеном товарного обращения.
Она обеспечивает коммерческое посредничество
по установлению хозяйственных связей
между субъектами рынка (производителями
и организациями розничной
Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей. В Республике Беларусь действует более 9,1 тысяч организаций оптовой торговли. В оптовой торговле занято 115,5 тыс.человек.
Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь