Развитие розничной торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами.
Целью исследования является выявить проблемы и перспективы развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Торговля в социально-потребительском комплексе
1.1 Понятие, сущность и развитие торговли
1.2 Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции
1.4 Виды торговли
1.5 Организационные формы торговли
2 Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях
2.1 Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства
2.2 Принципы и формы государственного регулирования торговли
2.3 Направления развития торговли в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования деятельности торговых организаций
3.1 Научно-технический прогресс в торговле
3.2 Новые технологии для завоевания покупателей
3.3 Перспективность электронной коммерции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

развитие торговли РБ.docx

— 149.43 Кб (Скачать документ)

Границы понятия «рынок»  значительно шире понятия «торговля», так как он представляет собой  всю совокупность отношений купли-продажи  и охватывает, сферу производства, распределения, обмена и потребления. В торговле рынок проявляет себя во всей социально-экономической конкретности, когда его субъекты уже не абстрактные  компоненты, а реально существующие в действительности контрагенты  обменных операций. Торговля всегда осуществлялась на рынке и посредством рынка. Таков подход и выводы о месте и взаимодействиях экономических категорий «торговля», «рынок товаров», «обмен».

Специфической особенностью процессов, происходящих в сфере  обращения, является тот факт, что  результатом ее функционирования является не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг  производителям и потребителям, а  также то, что эффект проявления не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, в сопряженных  отраслях и сферах деятельности. От насыщенности рынка товарами и услугами, своевременности их реализации зависят  возможности развития производства, степень и качество удовлетворения потребностей.

Очень важно и то обстоятельство, что в сфере обращения рождается  дебиторская задолженность, которая  увеличивает финансовый цикл предприятия  производителя товаров и услуг, ухудшает его финансовое состояние - уровень платежеспособности, тем  самым косвенно отражается и на состоянии  торговли, а именно способствует: рождению монопольных рынков; повышению цен  при прежнем уровне оплачиваемого  потребительского спроса.

В нашей стране в дореформенный  период ведущей формой торговли товарами народного потребления была государственная  торговля, которая обслуживала преимущественно  городское население. Доля государственной  торговли в розничном товарообороте  страны составляла 70 %. Ее вели ряд торговых систем: республиканские министерства торговли, ОРСы (отделы рабочего снабжения) и ПРОДСНАБы некоторых отраслей промышленности, транспорта, строительства.

Экономика строилась по законам  прямого распределения, регулирования, без эффективных обратных связей по всей совокупности параметров народного  хозяйства.

Торговли как отрасли  рыночной экономики в стране не существовало. Господствующей точкой зрения было то, что закон спроса и предложения  в нашей экономике не действует, его просто нет, он «побежден» законом  планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

Вместе с тем в условиях рыночной экономики торговле принадлежит  важная роль связующего звена между  производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции  вынуждают фирмы большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и придают ей соответствующих  функций.

Основной задачей торговли является организация распределения  и движение материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления  таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров  в нужном месте, в достаточном  количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, к основным из которых можно отнести: распределение предметов потребления  в пространстве (концентрация расстояния); сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления); компенсация различий в объемах производства и потребления; ориентация на требования потребителей к качеству продукции; формирование товарного ассортимента; освоение новых рынков и стимулирование сбыта; предоставление информации о рынке; предоставление различного рода сервисных услуг.

Это далеко не полный перечень функций торговли. Отдельные функции  присущи любому типу экономии, основанному  на общественном разделении труда, другие - лишь рыночной экономике. При этом коммерсанты оказывают услуги, как  производителям, так и потребителям.

Таким образом, в условиях рыночной экономики торговля играет активную роль. С ее помощью производители  получают достоверную информацию о  требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих  товаров. И, наоборот, торговля побуждает  новый спрос, осуществляя рекламу  новых изделий и их продвижение  на рынке.

Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики как по числу  занятых в ней людей, так и  по объему деятельности и вкладу в  общий экономический потенциал. В ней объединены предприятия  оптовой, розничной торговли и общественного  питания, численность работающих составляет около 20 % от числа занятых в народном хозяйстве, то есть отрасль обеспечивает рабочими местами порядка 23 млн. человек. Роль торговли в экономической жизни  страны весома. Удельный вес торговли в совокупном валовом внутреннем продукте превосходит по совокупности все сферы деятельности, занятые  выпуском потребительских товаров. В рейтинге основных отраслей и подотраслей экономики по наполнению бюджетной системы торговля занимает одну из ведущих позиций, уступая лишь топливной промышленности.

Мы можем четко определить торговлю как коммерческую, обменную деятельность, осуществляемую на инициативных началах с целью получения  и распределения прибыли. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает существенное влияние на установки и цели предпринимателей на рынке.

Демократизация торговли и свобода предпринимательства  возродили предприимчивость, индивидуальность и коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что активизировало их деятельность на потребительском  рынке. Сейчас предприятия сами решают хозяйственные вопросы, осуществляют более выгодные сделки, что повышению  их доходности. Изменился характер хозяйственных взаимоотношений  торговли с другими объектами  инфраструктуры рынка на основе сочетания  интересов предприятия и территорий. В этой связи становится актуальным регулирование отношений участников предпринимательской деятельности. В целях обеспечения не только реализации прав граждан, предприятий  и организаций на осуществление  предпринимательской деятельности, но и их защиты от недобросовестной конкуренции и ущемления прав.

1.3 Торговля в сфере товарного обращения и её функции

 

 

Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда  путем купли-продажи. Оно связывает  производство и обусловленное им распределение с потреблением. Товарное обращение представлено торговлей  и общественным питанием, материально-техническим  обеспечением и сбытом, заготовками  сельскохозяйственной продукции и  сырья (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1.Отрасли товарного  обращения

 

Торговлю можно рассматривать  в различных аспектах: как экономическую  категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской  деятельности.

Как экономическая категория  торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством  денег и может рассматриваться  как своеобразная форма организации  товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения  осуществляет связь между производством  и потреблением и представляет собой  фазу расширенного воспроизводства [19, с.10].

Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение  экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью  материально-технической базы, ис­пользуемых  кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся  однородность и устойчивость, к внешним  – обусловленность отраслевой системы  и ее способность к адаптации.

Однородность торговли заключается  в однородности получаемого ею конечного  результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления  и удовлетворение потребности в  этих товарах.

Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность  ее отдельных звеньев единым закономерностям  развития и внутренняя гармоничность  ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т.е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т.д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.

Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость  принимаемых отраслевых решений  от небольших колебаний внешних  параметров. Например, для торговли потребительской кооперации стремление к малой обусловленности выражается в создании такого комплекса объектов и связей, который обеспечивал  бы надежность функционирования всей системы и непрерывность процесса реализации - выделение оптовой торговли. Конечно, при формировании отраслевых систем необходим компромисс в соблюдении требований специализации и малой  обусловленности [19, с.11].

Торговля обладает также  способностью к адаптации, т.е. стремлением  к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как  отраслевая адаптивная система вписывается  в более общую систему (экономику  в целом), в которой действуют  другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.

Сущность торговли проявляется  в ее функциях в системе общественно-экономических  отношений. Торговля выполняет две  функции: функцию удовлетворения платежеспособного  спроса населения, реализации доли каждого  индивида в национальном доходе в  опре­деленных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство  рабочей силы; функцию обмена товаров  путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при  обмене затрат общественного необходимого труда.

В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных  продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй —  реализация их как стоимостей (обмен  денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция  удовлетворения платежеспособного  спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и  получение прибыли, способствует непрерывности  процесса воспроизводства. В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В  то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую  роль в общественном воспроизводстве [19, с.12].

Торговля как вид предпринимательской  деятельности рассматривается в  Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. В ст. 2 данного  Закона торговля определяется как предпринимательская  деятельность торговых организаций  и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения  по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а  также по выполнению услуг, связанных  с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция  производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное  для продажи.

В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями  на условиях конкуренции [19, с.13].

 

 

 

1.4 Виды торговли

 

 

Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание (рис. 1.2).

Оптовая торговля – вид  торговли, осуществляемый в целях  последующего использования товаров  в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных  с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Рисунок 1.2.Виды торговли

 

Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями  и организациями розничной торговли), преобразованию производственного  ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению  розничной торговой сети. Ее необходимость  обусловлена специализацией организаций-изготовителей  на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров  из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового  ассортимента, контролем качества товаров  и т.п. [19, с.13].

Торговые организации  могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и  переработку товаров, формировать  их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные  с торговлей. В Республике Беларусь действует более 9,1 тысяч организаций оптовой торговли. В оптовой торговле занято 115,5 тыс.человек.

Информация о работе Развитие розничной торговли в Республике Беларусь