Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:44, реферат
Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории
экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии
подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли,
так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее
крупных отечественных ученых.
Введение. 3
Русская экономическая мысль в 9-16 вв. 4
Русская экономическая мысль в 17-18 вв. 8
Экономическая мысль России в конце18-19 вв. 10
Экономические взгляды Народничества. 14
Экономические идеи Г.В. Плеханова. 15
Творческое наследие Туган-Барановского. 16
А.В.Чаянов как ведущий представитель
организационно-производственного направления. 19
Экономические идеи Н.Д.Кондратьева. 20
В.И.Ленин как экономист. 22
Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30
сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и
ростовщиков.
На великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125).
Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» —
очередная часть «Русской Правды».
Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое
положение купечества, регламентировал запись в холопство.
Более решительное
закабаление смердов
в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг
«купу» в боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить
крестьянина-должника в холопа, раба.
При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (коней
11-начало12 вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть
временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные
записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того
времени, византийские хроники, церковная литература.
«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по
сравнению с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам
по предоставленным займам. Это определяло правовую основу кредитных операций,
улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан
платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от
всякого долга.
Примером своеобразного развития общественное мысли начала 13 в., периода
феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила
Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в
боярах преграду
между народом и сильным
Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в
14-15 вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников
«стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против
поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще.
Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское государство, во много
способствовала монголо-
значительному материальному и моральному испытанию. Стремление к политической
централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества.
Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).
Экономическая мысль этого сложного этапа отражала стремление московских
князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных,
боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего
закрепощения крестьян.
При Иване 3 (1462-1505) формирование
государства под властью
князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства
увеличилась более чес в 30 раз.
В тесной связи с борьбой за объединение страны находилось форимирование
поместного землевладения. Во второй половине 15в. Иван 3 широко осуществлял
предоставление земли феодалу под условие службы государю и наследования
исключительно вместе со службой. Таким образом, экспансия поместной системы
создавала предпосылки к закрепощению крестьян.
И в 1497 г. был издан Судебник—первый общерусский сборник законов. Его
выход законодательно
оформил систему
приказной формы государственного управления. Отразил характер экономической
политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное
законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.
Возникновение централизованного государства, возглавляемого московскими
князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую и
политическую жизнь страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное
градостроительство.
Развивалась горнодобывающая
литье. Налаживались международные торговые связи.
Экономическая мысль первой половины 16 в.—преддверие реформ 50-х годов—особенно
проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина
Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях фактически
изложена программ преобразований, предлагаемая Ивану 4 Грозному.
Идеал государства И. Пересветов видит в сильной царской власти. При этом
главную опору царя автор находит в дворянстве как прогрессивной части
общества. Как идеолог поместного дворянства он обрушивается на бояр-
вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению Пересветова, возвышать
следует не по богатству и занятости рода, а по заслугам, особенно в среде
служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить «рабство», вовлекающее в
кабалу к боярам-вотчинникам служилых людей.
Высказываясь за централизованное государство, И.Пересветов по-своему порывает
с замкнутостью натурального хозяйства. Его предложения о переводе воевод,
судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в
казну, безусловно, давали простор развитию товарно денежных отношений,
ликвидировали преграды, стоящие перед формирование всероссийского рынка.
Впоследствии Иван 4 внял советам И.Пересветова. Фактически принципы его
экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского
государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации
деревни.
Составители нового свода законов –Судебника 1550г.—за основу взяли Судебник
Ивана 3 и внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в
Юрьев день,
Увеличилась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось
государству. С ообразованием централизованного государства сложилась система
общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась
на плечи крестьян.
В системе экономических мер Ивана 4 выделяется реформа крупного землевладения.
Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская
аристократия и
укреплялось положение
В 1565-1584 гг. вводится опричнина (часть боярских земель), владельцами
которой стало сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью не только к
боярам, но и к широким массам городского и сельского населения.
Созданное Иваном Горзным
государство сохраняло
ближайших преемниках— Федоре Ивановиче(1584-1594) и Борисе Годунове (1598-
1605).
В конце 15 в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные
лета»(запрещение Юрьего дня в определенные годы) , составляются писцовые,
дозорные и межевые книги (все население было включено в специальные книги и
установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу).В 1597 г.
издается указ о пятилетнее сроке сыска беглых крестьян. Холопы пожизненно
закреплялись за своим господином .
Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники и купцы.
Путь к последующему развитию экономической мысли и новым преобразования 17-
начала 18 века был подготовлен.
Россия 17-18вв.-это эпоха начала процесса первоначального накопления
капитала. В результате
усиления специализации
ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения,
формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство.
Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теории,
содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и
ускорение его развития.
Выдающимся русским
экономистом и крупным
17в. был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Он
покровительствовал купечеству, был сторонником укрепления самостоятельности и
независимости России. Торговлю рассматривал как важнейшую статью дохода
Российского государства и считал необходимым развитие внешней торговли,
поддержку купцов-оптовиков. Он также считал необходимым развивать
промышленность( металлургическуюЮ железнодорожную, бумажную, кожевенное и
стекольное производство). Он активно участвовал в развитие различных
мануфактур, высказывался за создание на Западной Двине и Волге русского флота,
организацию посты.
Экономические воззрения Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма. Он
выдвинул широкую
для соей эпохи программу
целях преодоления ее отсталости и ограждения национальной независимости,
самостоятельности. В то же время он выступал за незыблемость феодального
строя, защищал интересы царской казны.
Родоначальником русской экономической мысли был также Юрий Крижанич (ок.
1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского должно
защищать интересы отечественного производства—больше вывозить и меньше
ввозить. Для этого должна была быть продумана структура внешней торговля,
чтобы не ввозить товары, которые можно было производить у себя в стране.
Он предлагал ввести государственную монополию ввоза и вывоза, хотя это и
ущемляло интересы частников-купцов, объясняя такую позицию приоритетом
народохозяйственных интересов перед частными. Это позволило бы России
осуществить посредническую торговлю между восточными и западными странами.
В этих взглядах и позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса»
меркантилистов. Но в отличие от западных ученых этого направления активный
торговый баланс—не единственный источник богатства. Более стабильные доходы
государство может получить, развивая производительные силы, т.е.
промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот, —считал он. В
земледелии он видел корень и основу всего богатства, считал, что в
землевладелец кормит и обогащает всех и себя.
Крижанич предпринял попытку определить «общественное богатство», под которым
понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема
национального богатства от производительности труда. Он понимал различие