Развитие русской экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:44, реферат

Описание

Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории
экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии
подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли,
так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее
крупных отечественных ученых.

Содержание

Введение. 3
Русская экономическая мысль в 9-16 вв. 4
Русская экономическая мысль в 17-18 вв. 8
Экономическая мысль России в конце18-19 вв. 10
Экономические взгляды Народничества. 14
Экономические идеи Г.В. Плеханова. 15
Творческое наследие Туган-Барановского. 16
А.В.Чаянов как ведущий представитель
организационно-производственного направления. 19
Экономические идеи Н.Д.Кондратьева. 20
В.И.Ленин как экономист. 22
Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30

Работа состоит из  1 файл

развитие русской экономической мысли.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных  феодалов и

ростовщиков.

На великокняжеский  престол был призван Владимир Мономах (1113-1125).

Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» —

очередная  часть  «Русской Правды».

Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил  правовое

положение купечества, регламентировал запись в холопство.

Более решительное  закабаление смердов зафиксировано  в «Уставе о закупах»,

в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг

«купу» в боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить

крестьянина-должника в холопа, раба.

При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря  Нестором (коней

11-начало12 вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть

временных лет». В  ней широко использованы не дошедшие до нас летописные

записи, материалы  княжеских архивов, устные предания и сочинения того

времени, византийские хроники, церковная литература.

«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по

сравнению с ранее  применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам

по предоставленным  займам. Это определяло правовую основу кредитных операций,

улучшало положение  купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан

платить эти проценты только два года, а на третий год  делался свободным от

всякого долга.

Примером своеобразного  развития общественное мысли начала 13 в., периода

феодальной раздробленности  и междоусобицы, может служить «Моление Даниила

Заточника». Автор  выступает против боярского произвола  и закабаления, видит в

боярах преграду между народом и сильным князем—народным  заступником.

Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в

14-15 вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников

«стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против

поборов духовенства, но и против общественного неравенства  вообще.

Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское  государство, во много

способствовала монголо-татарскому господству 13-конца 15 вв. Стран подвергалась

значительному материальному  и моральному испытанию. Стремление к политической

централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям  русского общества.

Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).

Экономическая мысль  этого сложного этапа отражала стремление московских

князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных,

боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего

закрепощения крестьян.

При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских

князей в основном завершилось. За столетие территория Московского  государства

увеличилась более  чес в 30 раз.

В тесной связи с  борьбой за объединение страны находилось форимирование

поместного землевладения. Во второй половине 15в. Иван 3 широко осуществлял

предоставление земли  феодалу под условие службы государю и наследования

исключительно вместе со службой. Таким образом, экспансия  поместной системы

создавала предпосылки  к закрепощению крестьян.

И в 1497 г. был издан  Судебник—первый общерусский сборник законов. Его

выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти,

приказной формы  государственного управления. Отразил характер экономической

политики в области  землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное

законодательство, узаконивал фактически сложившиеся  крепостнические  отношения.

Возникновение централизованного  государства, возглавляемого московскими

князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили  экономическую и

политическую жизнь  страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное

градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное

литье. Налаживались международные торговые связи.

Экономическая мысль  первой половины 16 в.—преддверие  реформ 50-х годов—особенно

проявила себя в  трудах талантливого публициста того времени, дворянина 

Ивана Семеновича Пересветова.  В написанных им произведениях фактически

изложена программ преобразований, предлагаемая Ивану 4 Грозному.

Идеал государства  И. Пересветов видит в сильной  царской власти. При этом

главную опору царя автор находит в дворянстве как  прогрессивной части

общества. Как идеолог  поместного дворянства он обрушивается на бояр-

вотчинников, ленивых и царя предающих. По мнению Пересветова, возвышать

следует не по богатству  и занятости рода, а по заслугам, особенно в среде

служилого дворянства. Он предложил даже уничтожить «рабство», вовлекающее в

кабалу к боярам-вотчинникам  служилых людей.

Высказываясь за централизованное государство, И.Пересветов по-своему порывает

с замкнутостью натурального хозяйства. Его предложения о  переводе воевод,

судей, служилого  дворянства на жалование и о сдаче  всех доходов и податей в

казну, безусловно, давали простор развитию товарно денежных отношений,

ликвидировали преграды, стоящие перед формирование всероссийского рынка.

Впоследствии Иван 4 внял советам И.Пересветова. Фактически принципы его

экономической политики и ориентировались на упрочение  единства Русского

государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации

деревни.

Составители нового свода законов –Судебника 1550г.—за  основу взяли Судебник

Ивана 3 и внесли в  него изменения: подтверждалось право  перехода крестьян в

Юрьев день,

Увеличилась плата  за «пожилое», право сбора торговых  пошлин передавалось

государству. С ообразованием  централизованного государства  сложилась система

общегосударственных налогов и повинностей, главная  тяжесть которых ложилась

на плечи крестьян.

В системе экономических мер Ивана 4 выделяется реформа крупного землевладения.

Главный смысл заключался в изменении соотношения его  форм. Ослаблялась боярская

аристократия и  укреплялось положение служилого  дворянства, зависимого от царя.

В 1565-1584 гг. вводится опричнина (часть боярских земель), владельцами

которой стало сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью  не только к

боярам, но и к  широким массам городского и сельского  населения.

Созданное Иваном Горзным  государство сохраняло заложенные традиции и при его

ближайших преемниках—  Федоре Ивановиче(1584-1594)  и Борисе Годунове (1598-

1605).

В конце 15 в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные

лета»(запрещение Юрьего дня в определенные годы) , составляются писцовые,

дозорные и межевые  книги (все население было включено в специальные книги и

установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу).В 1597 г.

издается указ о  пятилетнее сроке сыска беглых крестьян. Холопы пожизненно

закреплялись за своим господином .

Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники и купцы.

Путь к последующему развитию экономической мысли и  новым преобразования 17-

начала 18 века был  подготовлен.

    

Русская экономическая мысль  в 17-18 вв.

Россия 17-18вв.-это  эпоха начала процесса первоначального накопления

капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного  и

ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения,

формируется всероссийских  ранок и единое экономическое  пространство.

Изменения в экономической  жизни обусловили появление экономических теории,

содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и

ускорение его развития.

Выдающимся русским  экономистом и крупным государственным  деятелем и дипломато

17в. был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Он

покровительствовал  купечеству, был сторонником укрепления самостоятельности и

независимости России. Торговлю рассматривал как важнейшую  статью дохода

Российского государства  и считал необходимым развитие внешней  торговли,

поддержку купцов-оптовиков. Он также считал необходимым развивать

промышленность( металлургическуюЮ  железнодорожную, бумажную, кожевенное и

стекольное производство). Он активно участвовал в развитие различных

мануфактур, высказывался за создание на Западной Двине и Волге русского флота,

организацию посты.

Экономические воззрения  Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма. Он

выдвинул широкую  для соей эпохи программу производительных сил страны, в

целях преодоления  ее отсталости и ограждения национальной независимости,

самостоятельности. В то же время он выступал за незыблемость феодального

строя, защищал интересы царской казны.

Родоначальником русской  экономической мысли был также  Юрий Крижанич (ок.

1618-1683). По его мнению, торговая политика государства  российского должно

защищать интересы отечественного производства—больше  вывозить и меньше

ввозить. Для этого  должна была быть продумана структура  внешней торговля,

чтобы не ввозить  товары, которые можно было производить  у себя в стране.

Он предлагал ввести государственную монополию ввоза и вывоза, хотя это и

ущемляло интересы частников-купцов, объясняя такую позицию  приоритетом

народохозяйственных  интересов перед частными. Это  позволило бы России

осуществить посредническую торговлю между восточными и западными странами.

В этих взглядах и  позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса»

меркантилистов. Но в отличие от западных ученых этого  направления активный

торговый баланс—не  единственный источник богатства. Более  стабильные доходы

государство может получить, развивая производительные силы, т.е.

промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот, —считал  он. В

земледелии он видел  корень и основу всего богатства, считал, что в

землевладелец кормит и обогащает всех и себя.

Крижанич предпринял попытку определить «общественное богатство», под которым

понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема

национального богатства  от производительности труда. Он понимал  различие

Информация о работе Развитие русской экономической мысли