Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:44, реферат
Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории
экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии
подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли,
так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее
крупных отечественных ученых.
Введение. 3
Русская экономическая мысль в 9-16 вв. 4
Русская экономическая мысль в 17-18 вв. 8
Экономическая мысль России в конце18-19 вв. 10
Экономические взгляды Народничества. 14
Экономические идеи Г.В. Плеханова. 15
Творческое наследие Туган-Барановского. 16
А.В.Чаянов как ведущий представитель
организационно-производственного направления. 19
Экономические идеи Н.Д.Кондратьева. 20
В.И.Ленин как экономист. 22
Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30
протекционизма как политики, защищающей молодую русскую промышленность от
иностранной конкуренции. Радищев полагал, что протекционизм даст возможность
развить собственную промышленность для увеличения внутреннего потребления.
Радикальные идеи Радищева получили развитие в программе декабристов, написанной
Павлом Ивановичем Пестелем (1793-1826), высокообразованным человеком, хорошо
знавшим сочинения представителей классической политической экономии. У него мы
находим понятие естественного права, на которое должны ориентироваться как
политические законы, так и политическая экономия. Один из центральных вопросов
- аграрный. Земледелие
Пестель рассматривал как
источником народного богатства в основном считал труд в земледельческом
производстве. Если одной из задач нового общественного устройства признавалось
уничтожение нищеты и бедности народных масс, то ближайший путь достижения этого
виделся ему в предоставлении возможности всем гражданам новой России трудиться
на земле, находящейся либо в общественной собственности и предоставленной в
пользу крестьян, либо в их частной собственности. Общественной собственности на
землю Пестель отдавал предпочтение перед частной, поскольку пользование землей
из общественного фонда должно быть бесплатным и каждый сможет получить ее в
распоряжение независимо от имущественного положения. Справедливости ради
следует отметить, что аграрный проект Пестеля не был поддержан всеми членами
общества декабристов. В частности Николай Иванович Тургенев (1789-1871)
допускал освобождение крестьян без земли, либо за выкуп. В отличие от Пестеля
Тургенев видел будущее России в капиталистическом развитии земледелия во главе
с крупными капиталистическими хозяйствами помещиков, где крестьянским
хозяйствам отводилась подчиненная роль источника дешевой рабочей силы для
помещичьих имений. Воззрения декабристов нашли дальнейшее развитие в
экономических идеях русского демократического движения, которые выступали
идеологами крестьянской революции. В 40-60-е годы девятнадцатого века в
Западной Европе довольно отчетливо проявились противоречия капитализма. Поэтому
представители революционно-демократического движения перспективы дальнейшего
развития России стали связывать не с капитализмом, а с социализмом. Страстным
критиком капитализма был Александр Иванович Герцен (1812-1870), который
писал, что и феодализм, и капитализм "...представляют собой две формы рабства,
но одно открытое, а другое хитрое, прикрытое именем свободы". Герцен отмечал
рост нищеты и эксплуатации при капитализме, обращал внимание на
перепроизводство товаров, непроизводительное уничтожение огромных богатств,
безработицу. Именно Герцен начал разрабатывать теорию крестьянского социализма,
которую восприняло
большинство русских
в России крестьянская община является зародышем социализма, так как
препятствует расслоению деревни и порождает в быту коллективистские начала.
Герцен считал переход земли в руки крестьян началом социализма и делал из этого
вывод, что Россия может миновать капитализм и развиваться по особому,
некапиталистическому пути. Однако в полной мере заслуга разработки теории
"крестьянского социализма" принадлежит Николаю Гавриловичу Чернышевскому
(1828-1889), По его мнению, главной задачей должно быть постепенное ограничение
и вытеснение тенденции частнокапиталистического развития тенденцией общинной,
социалистической. Этого можно было бы достичь путем передачи основной массы
земли в общинное пользование в ходе социалистического переворота и организацию
общинного производства на общинных землях. Чернышевский считал необходимым
всячески побуждать крестьян, в том числе и при поддержке государственной
власти, к составлению земледельческих товариществ. Такое общинное производство
связывалось им с обязательным применением сельскохозяйственных машин и орудий,
самой передовой техники, способной обеспечить выгодность крупного хозяйства в
земледелии. Без сомнения, эта концепция строилась на убеждении в существовании
стихийно-социалистического
духа, свойственного русской
убеждении, что община располагает внутренним источником социалистической
эволюции.
Что касается непосредственных работ по политической экономии, то они
относятся к периоду 1857-61 гг. и формально представляют собой отзывы на
русские и зарубежные экономические сочинения. Чернышевский хорошо знал работы
представителей классической политической экономии и разделял некоторые ее
положения, в частности, трудовую теорию стоимости. А из положения, что труд
является единственным источником стоимости товара делал он вывод, что "труд
должен быть и единственным владельцем производственных ценностей". Это
положение напоминает взгляды С.Сисмонди и предвосхищает теорию "права
работника на полный продукт труда". Сходство со взглядами Сисмонди
проявляется и во взгляде на предмет политической экономии. Чернышевский
отмечает, что богатство создается трудом, но принадлежит тем классам, которые
не участвуют своим трудом в его создании. Поэтому предметом политической
экономии должно быть не богатство, а рост материального благосостояния
производителей этого богатства. И задача политической экономии в том и
состоит, чтобы найти такую форму отношений, которая бы обеспечивала
материальное благосостояние людей.
Анализируя трудовую теорию стоимости, в частности в работе "Примечания к
"Основам политической экономии Милля" (1861), которая формально является
отзывом на работу последнего, Чернышевский выделяет такие понятия как меновую
стоимость и внутреннюю стоимость. Он соглашается с Миллем, что меновая
стоимость представляет собой покупательную силу вещи. Но при этом
подчеркивает, что меновой стоимостью обладают лишь те предметы, которые имеют
объективное основание в виде внутренней ценности, скрытой от
непосредственного наблюдателя. И пишет, что "Никто не даст ничего за предмет
самый необходимый и полезный, если он приобретается без всякого затруднения.
Трудность же приобретения зависит от количества затраченного на его
производство труда, а потому и меновая ценность не может быть оторвана от
"внутренней ценности". Таким образом, именно затраты труда, формирующие
"внутреннюю ценность" являются конечным основанием меновой стоимости или
цены. И продолжая свои рассуждения Чернышевский пишет, что в будущем
(социалистическом)
обществе не меновая, а
покупательной силой, определяемой трудностью добывания предмета".
Разделяет Чернышевский не только трудовую теорию стоимости классической
школы, но и взгляд на капитал, рассматриваемый им материальные ценности,
идущие на производство в качестве средств производства и средств
существования работников. Но и здесь он делает свои выводы: поскольку капитал
есть результат труда, постольку он должен принадлежать тому классу, который
его создал, т.е. трудящимся. Таким образом из теории, которая считает, что
все производится трудом, Чернышевский делает вывод, что все должно
принадлежать труду. Как видим, взгляды Чернышевского подготовили благодатную
почву, но которой взошли "семена" марксизма.
В значительной степени продолжателями российской традиции - рассматривать
экономические явления в широком социальном контексте явились "народники",
которые большое внимание уделяли таким вопросам, как развитие русского
капитализма, пути перехода к социализму и организация экономических отношений
при социализме. Надо сказать, что народничество в лице таких ярких
представителей как Петр Лаврович Лавров (1823-1900), Михаил
Александрович Бакунин (1814-1876), (1844-1885) явилось одним из ведущих
направлений русской общественно-политической мысли в 70-е годы девятнадцатого
века, оказавшего очень сильное влияние на последующее развитие отечественной
экономической мысли. Лейтмотивом "народничества" явилось убеждение - капитализм
в. Россию не следовало пускать, а коль скоро он просочился - максимально его
ограничить. Впрочем, по их мнению, капитализм в Росси не имеет оснований для
развития, поскольку он не может разрешить проблему реализации (они разделяли
взгляды С.Сисмонди на причину кризисов перепроизводства как результата
недопотребления). Народ слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые
способна производить
крупная капиталистическая
закрыт и такой путь реализации товара, как внешние рынки, которые уже давно
захвачены.
Народники выступали за особый путь развития для России: минуя капитализм, к
социализму. Перспектива ими виделась в прогрессивном развитии "народного
производства", наполнение его традиционных форм (сельской общины) новым
содержанием - переход к развитым формам кооперации, способным по своей
эффективности соперничать с капиталистическими предприятиями на базе
внедрения новой техники и достижений агрономии. Цель - отстоять
самостоятельность значительной части "рабочего класса", по возможности
организовав его в коллективные формы "народного производства". Это, по их
мнению, могло приблизить перспективы будущего социалистического
переустройства страны. При этом любопытно отметить, что "народники" конечным
критерием общественного
прогресса считали степень
личности, способность последней подняться до наслаждения саморазвитием. (Эти
идеи схожи с идеями "раннего" Маркса, высказанными им в экономическо-
философских рукописях 1844 г.)
Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского
народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая
стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие
человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм
производства должны были включать не только самоуправление конкретных