Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
При любом общественном устройстве особое место в системе общест-венных отношений занимает «недвижимое имущество», с функционированием которого так или иначе связаны жизнь и деятельность людей во всех сфе-рах бизнеса, управления и организации.
С переходом к рыночной экономике установилось множество форм
собственности на недвижимое имущество: частная, государственная, муниципальная. Недвижимость включена в систему рыночного оборота путем совершения с ней таких сделок, как купля-продажа, залог, насле-дование, доверительное управление, аренда, и другие.
Введение
1 Теоретические аспекты аренды и лизинга
1.1 Аренда
1.1.1 Виды и формы аренды
1.2 Лизинг
1.2.1 Виды и типы лизинга
2 Анализ современного состояния и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации
2.1 Перспективы развития аренды
2.2 Перспективы развития лизинга
3 Пути совершенствования лизинга в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Возвратный лизинг выступает в данном случае как альтернатива залого-вой операции, причем продавец собственности, который в результате сделки становится ее арендатором, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя. Возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех хозяйствующих субъек-тов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств.[12]
Важным
преимуществом возвратного
При возвратном лизинге арендная плата устанавливается по следующей схеме: сумма платежей должна быть достаточной для полного возмещения инвестору всей суммы, которая была выплачена им при покупке, и плюс к этому обеспечивать среднюю норму прибыли на инвестированный капитал.[8]
По типу имущества различают:
Лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.п.), в том числе нового и бывшего в употреблении.
Лизинг недвижимости (здания, сооружения).
По степени окупаемости имущества лизинг подразделяется на:
Лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества.
Лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.
В
соответствии с признаками окупаемости
(условиями амортизации иму-
Финансовый (капитальный, прямой) лизинг - представляет собой взаимо-отношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия согла-шения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стои-мость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.
Оперативный (сервисный) лизинг - представляет собой арендные отно-шения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как пра-вило, на 2 - 5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта ле-жит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании оперативного лизингового договора лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть обору-дование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку по рыночной стоимости.[10]
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, различают:
Внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну.
Внешний (международный) лизинг - к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам. К этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой. С точки зрения бухгалтерских расчетов до-говор лизинга является незавершенной сделкой, и объекты не числятся на балансах обоих партнеров. Для лизингополучателя расходы по договору лизинга являются текущими расходами на аренду без разграничения на проценты и амортизационные отчисления. Финансовый лизинг предусматри-вает выплату арендатором в течение периода действия договора сумм, покры-вающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.
По истечению срока действия договора арендатор может:
-
вернуть объект аренды
- заключить новый договор на аренду данного имущества;
- выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.
Преимуществом договоров лизинга является многообразие форм и усло-вий (операционный, финансовый, раздельный, возвратный, чистый, действите-льный лизинг и другие). Лизинг рассматривается как эффективный способ фи-нансирования, который обычно выгоден предприятию, когда последнее не располагает необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Арендная плата может быть фиксированная, дигрессивная или иная по соглашению сторон. Она может выплачиваться авансом или по фикси-рованным срокам.
Лизинг позволяет арендодателю и производителю:
-
ускорить процесс сбыта
-
расширить круг возможных
-
получить выгоду за счет того,
что сумма арендных платежей
превышает стоимость
-
легко контролировать и
2
Анализ современного
состояния и перспективы
развития аренды и лизинга
в Российской Федерации
2.1 Перспективы развития аренды
Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции.
Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне.
Лизинг
охватил практически все
Рисунок
1- Географическое
распределение объема новых сделок в первой
половине 2010г., %
Несмотря на то, что доля изношенного оборудования в столице ниже, чем в регионах, удельный вес регионального нового бизнеса сократился. Доля Москвы в объеме заключенных в первой половине 2010 г. сделок увеличилась до 41,36%, доля Центрального ФО выросла до 14,02%. Наиболее сильно сократилась доля Уральского ФО – на 8,53% и Сибирского ФО – на 9,71%.
Тройку лидеров по объему сделок в Москве составили компании "Сбербанк Лизинг", "ВТБ-Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг". Суммарно данные компа-нии обеспечили 62% новых сделок, приходящихся на столицу.
Уральский
федеральный округ - это один старых
промышленных центров России. Следовательно,
предприятиям из этого округа приходится
постоянно обновлять свои основные фонды.
Поэтому лизинг пользуется заслуженной
популярностью. В 2008 году лизинг продолжил
успешное развитие. Объем нового бизнеса
увеличился на 12,9% и составил 36 032 млн р.
Количество лизингополучателей увеличилось
на 4,4% и составило 3897. При этом в области
работало 65% лизинговых компаний (рисунок
2).
Рисунок 2 - Структура Уральского Федерального округа по объёму нового бизнеса, %
Основным лидером округа является Свердловская область, где заключено сделок на сумму 9 555 млн р. Меньше всего сделок заключено в Курганской области - всего 579 млн р. В остальных регионах средняя стоимость нового бизнеса составила около 5 млрд рублей.
По
количеству лизингополучателей Уральский
Федеральный Округ можно
В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3-7% годовых при среднем размере авансового платежа 20-30%. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 - 70% годовых. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынка финансовой аренды, на котором за пять лет стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в шесть раз. Хотя следует признать, что опережающие темпы роста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участием государства. Оно вложило большие деньги в национальный проект "Поддержка агропро-мышленного комплекса", при этом большинство инвестиций осуществлялось в государственную лизинговую компанию "Росагролизинг". Именно ее работа обеспечила рост рынка финансовой аренды сельхозтехники и племенного скота - объем контрактов, заключенных этой компанией в 2006 году, превысил 7,2 млрд. р. Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счет влияния "Российских железных дорог" (РЖД), которые выбрали финансовую аренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегося парка техники. Так, в 2006 году компания РЖД приобрела в лизинг основных средств на сумму 20,4 млрд р., а в нынешнем - лизинговая программа будет реализована уже в размере, превышающем 25 млрд. р.
Единственный вид лизинга, который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства - это финансовая аренда автомобилей. «Автолизинг» - самый крупный из трех китов рынка финансовой аренды (его доля оценивается в 25-30%) и самый рыночный, на нем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторы рынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов, специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентские группы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли "обкатку" новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы, экспресс - и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состояния клиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях. Все эти направления бизнеса успешно развиваются даже несмотря на то, что некоторые схемы работы пока находятся фактически вне правового поля.