Реформа банковской системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:33, курсовая работа

Описание

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской сист

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы банковской системы……………………………5
1.1. Понятие банковской системы, ее принципы, свойства и этапы
развития………………………………………………………………………………5
1.2. Структура и функциональные особенности банковской системы
России…………………………………………………………………………….…..7
Раздел 2. Реформирование банковской системы в России……………………....10
2.1. Банковская реформа в России и становление современной
банковской системы…………………………………………………………….....10
2.2. Банковская система России: качество банковской
деятельности и управления………………………………………………………...14
2.3. Основные проблемы развития и экономический анализ
современного состояния банковской системы России……………………..……19
Заключение………………………………………………………………………… 27
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

               

 

Специальность 060800

Кафедра экономики и  права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

                 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

                РЕФОРМА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

 

 

 

                                                                      Исполнитель: студентка, 21 группы,

                                                                                                очная форма обучения,

                                                                                           Старцева Мария Сергеевна       

                                                                                    

                                                                                       Руководитель: Иваненко

                                                                                                 Олеся Борисовна

                                                                                                             

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК 2008

 

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы банковской системы……………………………5

          1.1. Понятие банковской системы, ее принципы, свойства и этапы

развития………………………………………………………………………………5

          1.2. Структура и функциональные особенности банковской системы

России…………………………………………………………………………….…..7

Раздел 2. Реформирование банковской системы в России……………………....10

          2.1. Банковская  реформа в России и становление  современной

 банковской системы…………………………………………………………….....10

          2.2. Банковская система России: качество банковской

деятельности и управления………………………………………………………...14

          2.3. Основные проблемы развития и экономический анализ

современного состояния  банковской системы России……………………..……19

Заключение………………………………………………………………………… 27

Список литературы…………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а следовательно, и оказать положительное воздействие на экономику страны.

Исторический  опыт свидетельствует, что та или  иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно-экономических условий. На практике используются различные модели построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка.

Количественная  характеристика элементов банковской системы -вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до проведения банковской реформы конца 80-х - начала 90-х гг. насчитывалось всего три государственных банка, которые имели разветвленную сеть учреждений по всей стране (Госбанк СССР - около 4,5 тыс. отделений, Стройбанк СССР - 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР - семь отделений на территории страны). Возможность проведения единой государственной политики в денежно-кредитной сфере и жесткий контроль за ее реализацией были важнейшим преимуществом подобной банковской системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и межбанковской конкуренции тормозили поступательное движение российской банковской системы.

В последние  годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строительные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные карточки; банки приобретают биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небанковским кредитным институтам предоставлены те же юридические права, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют определенные ограничения в деятельности.

Итак, тема курсовой работы является весьма актуальной в  условиях реформирования банковской системы России.

Тема курсовой работы – изучение банковской системы  государства.

Цель курсовой работы – изучить строение и развитие банковской системы государства на примере России.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

• Изучение возникновения  и развития банковской системы России.

• Изучение уровней  банковской системы России.

• Изучение состояния  банковского сектора России в 2004 году.

Объект исследования – банковская система государства.

Предмет исследования – состояние и развитие банковской системы России.

Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных.

Практическая  значимость – возможность использования  в процессе преподавания экономических дисциплин.

  Цель моей работы – определить направления совершенствования отечественной банковской системы, наметить основные шаги банков к устойчивому функционированию в условиях становления основных институтов рыночной экономики и переосмысления роли государства в экономической жизни общества. Задачи: рассмотреть понятие банковской системы, ее принципы, свойства и этапы развития; изучить структуру и функциональные особенности банковской системы России; выявить основные проблемы развития банковской системы. Предмет исследования – становление современной банковской системы. Объектом исследования в данной работе выступает банковская система России на протяжении всех исторических этапов ее существования. Использовались следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, сравнение, систематизация, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ

СИСТЕМЫ

1.1. Понятие банковской системы, ее принципы, свойства и этапы

развития

   Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Общие принципы банковской деятельности:

    1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.
    2. В стране нет:
      • не присутствующих к операциям банков;
      • не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность;
      • кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.
    3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.
    4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.
    5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:

  •  с клиентурой;

  •  с центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления;

  •  друг с другом и вспомогательными организациями.

   Банковская система в качестве составной части входит в большую систему− кредитную систему страны. А кредитная система - в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

        Три этапа развития банковских  систем:

1) стадия очищения;

2) стадия регулирования  (становления)

3) стадия развития.

   Основными характеристиками  первого этапа являются: хаотическое  возникновение банков, большое количеств банкротств, частая смена собственников, формирование законодательства, становление банковского надзора. На этом этапе цель развития банковской системы - ее очищение. Очевиден также и субъект развития - банковский надзор и проекты, реализованные в соответствии с поставленной целью. В России был реализован всем нам известный важный проект по введению системы страхования депозитов физических лиц.

   Для стадии становления характерными чертами являются: укрепление банковских институтов, выявление основных игроков на банковском рынке, формирование основных элементов институциональной среды банковского сектора, приведение в соответствие с международной практикой норм банковского надзора и регулирования, а также практики корпоративного управления. На этой стадии также очевидна цель развития банковской системы – это стабилизация, и основным субъектом развития является банковский надзор. Таким образом, на первом и втором этапах проблемы оценщиков не возникает, так как цели очевидны.

   На стадии развития  находятся лишь немногие банковские  системы СНГ. До этого этапа  основными характеристиками являются: выстраивание единой модели финансового рынка и формирование институциональной среды, соответствующей выбранной альтернативной цели развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура и функциональные особенности банковской

системы России

   Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.

  Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики имеет двухуровневую организацию. Первый, верхний уровень - это центральный банк. Второй, нижний уровень− коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня- коммерческими банками; а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.

  Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, приводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

•  осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

•  является банком банков;

•  является банкиром правительства;

•  осуществляет денежно- кредитное  регулирование и банковский надзор.

   Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно- кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно- кредитного регулирования и банковского надзора являются на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

   Коммерческие представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридические и физические лица. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

  •  универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

  • специализированные, т.е.  осуществляющие в силу тех или иных причин

  • специализацию на определенных видах банковских операций.

   Основными функциями коммерчески банков являются:

  •  мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

  •  кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

  •  расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Информация о работе Реформа банковской системы в РФ