Реформа банковской системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:33, курсовая работа

Описание

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской сист

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Теоретические основы банковской системы……………………………5
1.1. Понятие банковской системы, ее принципы, свойства и этапы
развития………………………………………………………………………………5
1.2. Структура и функциональные особенности банковской системы
России…………………………………………………………………………….…..7
Раздел 2. Реформирование банковской системы в России……………………....10
2.1. Банковская реформа в России и становление современной
банковской системы…………………………………………………………….....10
2.2. Банковская система России: качество банковской
деятельности и управления………………………………………………………...14
2.3. Основные проблемы развития и экономический анализ
современного состояния банковской системы России……………………..……19
Заключение………………………………………………………………………… 27
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

  До сих пор в России действуют десятки средних и мелких банков, основная задача которых — содействие легализации преступно полученных доходов и вывозу капитала из страны. По-прежнему не созданы системы кредитных бюро, гарантийных и страховых фондов. А также безналичных расчетов населения, являющихся неотъемлемыми составными частями банковской инфраструктуры. Зарегулированными остаются процедуры слияния и поглощения банков[12, с. 21-24]. Представляется, что активное участие в развитии банковской инфраструктуры будет способствовать повышению устойчивости банковской системы, а через нее и всего финансового сектора страны.

   Экспресс-оценка устойчивости финансового сектора России экспертами была разработана система индикаторов раннего предупреждения. В нее вошли 22 показателя, характеризующие состояние платежного баланса, банковского и реального секторов экономики, государственных финансов. Кроме того, на основе семи наиболее значимых индикаторов раннего предупреждения был построен сводный индекс устойчивости финансового сектора (далее — индекс). Вероятность валютно-финансового кризиса возрастает, когда индекс принимает отрицательные значения и достигает максимальной величины, опускаясь ниже — 0,8.

   Подавляющее большинство индикаторов раннего предупреждения указывало на высокую вероятность наступления валютно-финансового кризиса еще в конце 1997 г. В настоящее время финансовый сектор имеет достаточный запас прочности; согласно большинству индикаторов раннего предупреждения, уровень риска низкий или умеренный. Вместе с тем динамика индекса говорит о снижении устойчивости финансового сектора. Основными причинами являются быстрое увеличение внешней задолженности страны и продолжающееся укрепление рубля. Три из семи наиболее значимых индикаторов раннего предупреждения (отклонение номинального курса рубля от ППС, темпы роста внешнего долга, отношение валютных обязательств банков к их валютным активам) вплотную приблизились к пороговым значениям. Тогда как значения остальных индикаторов за последний год либо улучшилось, либо стабилизировались в безопасной зоне. А именно сальдо счета текущих операций платежного баланса Достаточность золотовалютных резервов по отношению к краткосрочным внешним обязательствам и трехмесячному объему импорта, отношение кредитов банков к их депозитам и капитала к активам. [1, с. 18]

   Представляется, что это полностью подтверждает вывод о разнонаправленном характере происходящих в финансовом секторе изменений. При этом настораживает, что ряд показателей ухудшились или не имеют тенденции к улучшению, несмотря на исключительно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру [7]. Подобная динамика индикаторов раннего предупреждения скрывает за собой накопление структурных диспропорций в финансовом секторе, которые станут отчетливо заметны при ухудшении состояния платежного баланса вследствие снижения мировых цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта.

   Опыт показывает, что добиться устойчивого функционирования финансовой системы страны за счет стабилизации отдельных показателей, таких, как темпы инфляции и валютный курс, невозможно. Устойчивость достигается только за счет сбалансированности всех ее элементов. И здесь важную роль играет характер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства. Она, наряду с контролем динамики цен, валютным курсом, состоянием бюджета, уровнем государственного долга должна содействовать созданию привлекательного инвестиционного климата в стране. Формированию условий для расширения капиталовложений в российскую экономику.

  Говоря о системе страхования, можно отметить, что продолжается процедура вступления в систему страхования вкладов. Хотя уже принято более 800 банков, процесс этот далеко не завершен и будет продолжаться.

   Вместе с тем нельзя не упомянуть, что 30 банков были лишены лицензии. С одной стороны, лишение любого банка лицензии наносит серьезный ущерб по репутации всей банковской системы. С другой стороны, нельзя также закрывать глаза на тот факт, что хоть и в редких, единичных, случаях, но бывает, что под прикрытием банковской лицензии работает "отмывочное" предприятие, которое занимается исключительно противозаконными операциями, нанося тем самым ущерб всей банковской системе.

   Вопросы конкурентоспособности банков, особенно региональных, требуют особого внимания. Банкам следует осознать, что основное бремя подготовки к приходу на российский рынок крупных западных банков ложиться именно на них. От эффективности их работы будут зависеть перспективы их дальнейшего бизнеса. Предпринимаемые банками усилия должны обеспечиваться государственной поддержкой, но только в качестве дополнительной помощи для ускорения проводимых преобразований.

  Важная проблема региональных банков – отсутствие эффективного механизма перераспределения свободных денежных средств между банками на межбанковском кредитном рынке. В результате, одни банки страдают от недостатка ликвидности. Другие не могут разместить свободные денежные средства в доходные активы. Ситуация осложняется тем, что филиалы московских банков, которые активно идут в регионы и отвоевывают у местных банков клиентуру, имеют возможность передавать и получать необходимые ресурсы по счетам меж филиальных расчетов в рамках одной кредитной организации.

   Национальная экономическая и денежно-кредитная политика становится подверженной влиянию извне, лишается важных инструментов защиты от неблагоприятных внешнеэкономических процессов, и, как следствие, ставится под угрозу национальная экономическая безопасность страны. Избежать таких угроз для экономики возможно путем введения моратория на действие соответствующих законодательных норм до выравнивания уровня развития иностранных и российских банковских систем, создания эффективного механизма защиты прав кредиторов за рубежом, а также совершенствования международного налогового администрирования. Если не контролировать возможный масштабный приток и отток спекулятивного капитала могут произойти непредсказуемые последствия для внутреннего финансового рынка. [2, с. 93-106]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий глобальный финансовый кризис - самый-самый мощный за последние 70 лет, потом него рынки будут обладать принципиально иную структуру и модель роста. Рф нетрудно обязана вылезти из него победителем, создав мощную финансовую систему с нацеленностью на мировое лидерство

 

Кризис - это страшно. Целыми отделами увольняют сотрудников, падает производство, нет уверенности в будущем. При всем при том кризис - это ещё и шибко хорошая вероятность пересмотреть стратегию развития и осуществить прорыв, обогнав на крутом повороте вчерашних лидеров.

 

Совсем недавно прославленный  отклик на вопросительный мотив "Насколько  Раша (финансовый рынок, экономика, технологии) отстала от Запада?" звучал так: "Навсегда". Это неправда. Пора избавляться от пораженческой позиции. Лидеры меняются, одинаково как и модели развития, драйверы роста, ориентиры. Мы не говорим о полном отрицании важности поступательного развития инфраструктуры финансовой системы по образцу наиболее продвинутых стран (одна из которых, кстати, как раз и подарила всему миру финансовый кризис). Но и выпустить новые прорывные идеи просто глупо. Настало час сформулировать концепцию развития финансового рынка России - амбициозную и долгосрочную.

 

В чем, на свойский взгляд, главная оплошность всех документов по развитию финансовых рынков России за последние 15 лет? Самостоятельно от того, рассматривается ли банковский, страховой или фондовый сектор, концепции завсегда оперировали только двумя целями: увеличение и формирование банковского (страхового, фондового и т. д.) рынка и совершенствование регулирования и надзора. По иному говоря, чтобы было неплохо банкирам, страховщикам и брокерам и при этом не болела башка у регуляторов. Растите умеренно - еле-еле==немного быстрее инфляции - и выполняйте нормативы. Больше ничего от финансовой системы государству не нужно.

 

Сейчас модно критиковать  америкосский финансовый рынок и  более того предрекать его совершенный  коллапс. Действительно, для этого  есть веские основания. И все-таки довольно длительное период аккурат тот самый финансовый сектор показывал крайне высокую эффективность и стал ориентиром для других стран. Но самое главное - в стратегических документах развития финансовой системы явственно сформулирована миссия финансового рынка: обеспечение экономического роста и социальной стабильности. Казалось бы, сильно простая идея. Но как раз около этой идеи и построена вся организация стимулов, регулирования и развития финансовой системы. Это первое, что и российские власти должны сформулировать.

 

В совместно разработанной  рейтинговым агентством "Эксперт  РА" [1] и ассоциацией региональных банков "Россия" концепции развития финансового рынка до 2020 года предложено немного скорректированное определение миссии финансовой системы: обеспечение высоких темпов инновационного экономического роста, поддержание социальной стабильности, "социального лифта" и высокого уровня жизни населения и сохранение экономического суверенитета страны.

 

Для эффективной реализации этих целей русский финансовый рынок  должен за ближайшие десять лет изготовить качественный и количественный рывок. Если мы упустим шанс зайти в цифра мировых ведущих экономик, обладающих самостоятельным, влиятельным и масштабным финансовым сектором, ни о каком инновационном росте и ускоренном экономическом развитии в долгосрочной перспективе не может быть и речи. Если у нас не будет мощного финансового сектора, мы потеряем все конкурентные преимущества и в других отраслях.

 

В настоящее миг мы наблюдаем кардинальную перестройку  важный экономики. Каким будет посредством пять-десять лет мировой финансовый рынок, сегодня весьма сложно предсказать. Бесспорно одно: это не легко очередной циклический кризис, это - смена парадигмы развития. Россия должна вписаться в новоиспеченный порядок, причем не на вторых ролях, как сейчас, а в качестве лидера. Опора на импорт капитала ("аутсорсинг финансовой системы"), применение чужих институтов и инфраструктуры - это уж очень высокая подневольность от внешней конъюнктуры. Финансовый суверенитет позволяет максимизировать создаваемую в российском финансовом секторе добавленную цена за счет сохранения ключевых управленческих и контролирующих функций и противостоять внешним шокам. Система решений, способствующих осуществлению концепции, требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовых институтов. Однако инерционный, неамбициозный сценарий - то есть линейно-поступательное развитие рынка как продолжение текущего среднесрочного тренда - равнозначен поражению России в долгосрочном периоде.

Модель для сборки

 

Теперь о механизмах и драйверах роста.

 

Во-первых , мы должны сформировать институты, платформу для прорыва: соорудить современную законодательную базу, в том числе в сфере корпоративного управления и различных финансовых операций, капитализировать немонетарные активы, обеспечив спецификацию и защиту прав имущества и их рыночный оборот, притянуть частные банки и УК к управлению крупными инфраструктурными проектами, к реализации национальных проектов, активизировать пенсионную реформу.

 

Во-вторых , снабдить инвестиции: влить в финансовый сектор огромную массу активов, находящихся за пределами  оборота, в том числе некапитализированных (земля, недвижимость и т. д.) и нерыночных, сконцентрированных в различных фондах государства и на руках у населения. Это увеличит емкость финансового рынка, капитализацию финансовых институтов и, соответственно, их способность принимать на себя риски и выдавать кредиты, осуществлять международную экспансию и конкурировать с международными компаниями, банками и инвесткомпаниями, укрепить кредитный рычаг в экономике и доступность финансовых услуг населению и бизнесу. Капитализация активов создаст базу для роста капитала банковской системы и наращивания базы ликвидных залогов, оцененных по рыночной стоимости, что приведет к системному снижению рисков и расширению возможностей кредитования экономики.

 

В-третьих , сотворить  необходимую и эффективную инфраструктуру: и управления рисками, и осуществления сложных сделок при минимальных транзакционных издержках, создать стимулы для переключения секьюритизации, выпуска корпоративных ценных бумаг и перестрахования рисков на внутренний рынок. Проектируемый российский финансовый середина должен снабжать не только перераспределение иностранного капитала, но и обслуживание растущих потребностей внутренних инвесторов и заемщиков. Привлечение иностранных инвесторов, эмитентов и посредников не должно обернуться в стимулирование спекуляций и создание в Москве некоего "фондового рая", а по сути - офшора.

 

Наконец, в-четвертых , российский финансовый рынок и работающие на нем компании при поддержке финансовых регуляторов и правительства  должны сделаться авангардом, передовым  звеном во внедрении финансовых инноваций  в глобальном масштабе, должны устанавливать стандарты сделок и правила, которые будут использоваться по всему миру, созидать новые финансовые услуги. Бенефициарами финансовых инноваций станет вся российская экономика и население.

Ключевые меры по сегментам

 

Требуется кардинальное трансформирование монетарной политики государства: неинфляционная кредитная экспансия - это первый момент экономического роста. На смену стерилизации как основному антиинфляционному инструменту должна прийти "гибкая стерилизация", не наносящая ущерба ликвидности банковского сектора и только дополняющая другие инструменты монетарной, бюджетной, таможенной и конкурентной политики. Государству следует более бойко применять механизмы неинфляционной кредитной экспансии для стимулирования экономического роста и повышения его качества. Посредником между российским государством, сберегающим нефтегазовые доходы, и российскими компаниями, инвестирующими в России и за рубежом, должна стать российская финансовая система. Это позволит порвать порочный круг "аутсорсинга финансовой системы".

 

Кроме того, необходимо реформирование системы рефинансирования, а ещё  создание механизмов эффективного перераспределения  ресурсов в банковской системе - во всех эшелонах. Одно из решений - создание единого механизма, тот, что позволит каждый финансово устойчивой кредитной организации обретать всякий внешность кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов. Ключевой задачей системы краткосрочного рефинансирования должно стать смягчение шоков ликвидности для максимально широкого круга банков. Рефинансирование и фондирование (в том числе анонсированные субординированные кредиты и средства депозитных аукционов ЦБ РФ) должны распределяться исходя из кредитных рейтингов российских или иностранных рейтинговых агентств, отобранных и аккредитованных при правительстве Россия или ЦБ РФ, при этом не должно быть немотивированной дискриминации региональных частных банков. Кстати, обязательство президента России Дмитрия Медведева выдать банкам субординированные кредиты на сумму 950 млрд рублей на срок до десяти лет - отличная мера, причем не без затей антикризисная, но и реально стимулирующая качественный рывок банковского сектора. С учетом мультипликации и возможности софинансирования собственниками банков эта мера может вручить потрясающий эффект: подъем совокупного капитала банков в полтора раза, а кредитных и инвестиционных возможностей - более чем вдвое. Этого все равно мало, но шаг весьма величавый и знаковый.

Информация о работе Реформа банковской системы в РФ