Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
Объект исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.

Содержание

Введение 2
1. Рыночные регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты 4
1.1. Сущность общего и частичного равновесие 4
1.2. Саморегулирующийся механизм рынка 6
1.3.Позитивные и негативные эффекты рыночных регуляторов 13
1.4.Провалы (фиаско) рынка 16
2. Необходимость и формы участия государства в установлении рыночного равновесия 21
2.1. Экономическая роль государства в социально-экономическом 21
упорядочении жизни общества 21
2.2. Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики 30
3. Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики 36
3.1. Особенности вмешательства государства в экономическую жизнь России 36
3.2. Особенности рыночного равновесия в современной России 39
Заключение 47
Список использованной литературы: 50

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. Рыночное равновесие и государство. Тема 34.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

    Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

    Свои  регулирующие функции государство  выполняет, применяя разнообразные  методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

1.4.Провалы (фиаско) рынка

 
 

    Мы  уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых, рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи проявления неэффективности рыночного механизма, в которых не обойтись без государственного вмешательства, называются провалами или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.

    Работа  рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам (или обществу), либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки.

    Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение и озеленение порождают положительные внешние эффекты.

    Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного  механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происходит? Рассмотрим данные отклонения на рис.1.3. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC):

    

                           (7)

    В случае отрицательных экстерналий (рис.1.3. а) предельные издержки отдельного производителя MC меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит6 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (MEC), на величину которых цена производства Р1 становится ниже общественно эффективной цены РЕ. Производитель получает возможность увеличить объем выпуска до Q1, что превышает общественно эффективный объем QE.

    

    А) Отрицательный внешний эффект

    

    Б) положительный внешний эффект

Рис. 1.3. Внешние эффекты (экстерналии) [8]. 

    В случае положительных экстерналий (рис.1.3б) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU на величину предельного внешнего выигрыша, т.е. предельной внешней полезности (MEU), которая распространяется на третьих лиц. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем, а не только тем, кто посадил деревья.

    Поэтому озеленители посадят деревья  в количестве Q1 (рис.1.3 б) вместо общественно эффективного количества QЕ. Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р.Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию или установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно необходимым. Этот прием называется интернализацией внешних эффектов, который на графике (рис.1.3 а) выразится смещением кривой MC до уровня MSC и объем выпуска сократится до QE.

    Для того, чтобы интернализировать положительный  внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя MU. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.  

    

Рис. 1.4. Диаграмма Эджворта для рассмотрения эффективности производства [8]. 

    На  графике (рис.1.4) процесс интернализации положительных экстерналий выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В результате объем выпуска Q1 расширится до QE.

    Таким образом, рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие рыночного механизма, но рынок не действует в “зазеркалье”,т.е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с “невидимой рукой” Адама Смита необходимо действие “видимой руки” государства с его мощной перераспределительной системой. Только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Государственное регулирование дополняет рынок, но это уже сфера экономической политики, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.

 

    2. Необходимость и  формы участия  государства в  установлении рыночного  равновесия

2.1.          Экономическая роль  государства в социально-экономическом

упорядочении  жизни общества

 
 

    Необходимость участия государства в экономическом  процессе вызвана тем, что оно  является самостоятельным субъектом  общественной жизни, агрегирующим интересы членов общества на самом высоком  уровне. Отсюда проистекают следующие экономические функции государства.

    1. Создание правовой и институциональной  среды функционирования экономики.

    2. Поддержание благоприятной конкурентной  среды.

    3. Перераспределение доходов и  ресурсов для производства общественных благ.

    4. Поддержка макроэкономического  равновесия и стабилизационные  мероприятия в условиях меняющейся  конъюнктуры;

    5. Осуществление предпринимательской  деятельности в форме развития  государственного сектора.

    Национальная  экономика как объект государственного регулирования представлена в виде многочисленных связей участников общественного производства, которые образуют экономические структуры данной экономической системы. Примером экономических структур являются процессы, приводящие к превращению капитала и труда в доход, процессы достижения некоторой эффективности экономической деятельности, перераспределение ресурсов производства и передел их стоимости, поддержание стабильного развития общественного производства, обеспечение равновесного развития экономики, поддержание курса национальной валюты и др. Отмеченные экономические структуры взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, которые лежат в основе указанных экономических функций, регулирования экономики. В качестве иллюстрации экономических функций современного государства можно привести следующее.

    Создание  законодательных и других правовых условий функционирования экономики  является центральной функцией государства  в смешанной экономике. Установление государством «кодекса поведения» для субъектов социально-экономических процессов создает определенный хозяйственный порядок из хаоса частных устремлений. В большинстве современных стран хозяйственный порядок сложился постепенно естественным образом. Это относится к институту частной собственности, конкуренции, договорным отношениям, нормам права.

    В ведущих европейских странах  начало формирования хозяйственного порядка  на принципах суверенитета и свободы  относится к 14 веку в Англии, когда  были приняты первые статусы о  продолжительности рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики [14].

    В настоящее время правовое обеспечение  функционирования хозяйственного механизма  смешанной экономики включает предоставление законного статуса и прав предприятиям частной собственности. Законодательная база определяет формы предпринимательства, условия его функционирования и взаимоотношения между субъектами рынка. Государство, в рамках создания им правового обеспечения, выполняет роль третейского судьи в вопросах соблюдения производителями, потребителями, рыночными структурами различного масштаба и характера деятельности.

    Широта  функций государства по правовому  обеспечению определяется перечнем объектов государственного регулирования экономики. В индустриально развитых странах разработано антимонопольное законодательство по ограничению недобросовестной конкуренции, создана законодательная база защиты права потребителей, проводится защита прав интеллектуальной собственности. Действует законодательство по достижению социальной стабильности и общественной безопасности. В России правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма помимо незавершенности процесса создания нормативной базы имеет и другие слабые стороны. Во-первых, это слабая связь между носителями и выразителями интересов граждан. Во-вторых, слабость гражданского общества, которое проявляется в действии рудиментарной традиции: человек сам по себе. В-третьих, государственный аппарат в России на протяжении многовековой недемократической традиции стремится максимально упростить (иначе говоря, сократить объем свобод и ответственности перед обществом).

    Механизм  рынка, зародившись из обменных процессов, своими функциями преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новее условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:

    Возможность воспроизводства кризиса при  сокращающемся спросе, снижающихся  доходах населения, и сокращающихся  инвестициях из-за недогрузки мощностей.

    Механизм  рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).

    Механизм  рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.

    Механизм  рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения.

    Современное общество нуждается в усилиях  государства правового, организационного, финансового характера по направлениям, на которых рыночный механизм проявляет себя неудовлетворительно. Это относится к созданию и развитию инфраструктуры производства и социальной сферы, экологии, финансированию фундаментальных исследований и др.

    Механизм  рынка способствует развитию отдельных  территорий либо их замедлению, или ориентирован на развитие территорий без учета народнохозяйственной целесообразности. Механизм рынка допускает значительные конъюнктурные колебания различной длительности, что делает необходимыми усилия государства по достижению умеренного, но постоянного экономического роста. В этих усилиях государства также нуждается поддержание рациональной структуры и производства занятости, валютного курса и др.

Информация о работе Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики