Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа
Цель работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
Объект исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.
Введение 2
1. Рыночные регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты 4
1.1. Сущность общего и частичного равновесие 4
1.2. Саморегулирующийся механизм рынка 6
1.3.Позитивные и негативные эффекты рыночных регуляторов 13
1.4.Провалы (фиаско) рынка 16
2. Необходимость и формы участия государства в установлении рыночного равновесия 21
2.1. Экономическая роль государства в социально-экономическом 21
упорядочении жизни общества 21
2.2. Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики 30
3. Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики 36
3.1. Особенности вмешательства государства в экономическую жизнь России 36
3.2. Особенности рыночного равновесия в современной России 39
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Государство
регулирует рыночные процессы, противодействуя
монополизму и поощряя
Формы вмешательства государства в экономический
кругооборот бывают прямыми и косвенными
(см. рис 2.1).
Рис. 2.1. Важнейшие формы вмешательства государства в экономику [10]
Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
Наиболее
важной формой прямого вмешательства
в экономику является создание государственного
сектора. Выражая интересы всех экономических
субъектов, государство организует производство
и реализацию продукции отраслей, которые
не привлекают частный капитал ввиду своей
низкой рентабельности.
Госсектор предназначен для обеспечения
нормального функционирования хозяйства
в целом. Как правило, он менее эффективен,
чем частный, и бывает убыточным. Поэтому
ему выделяются дотации. В разных странах
доля производства госсектора существенно
различается (даже в одной стране она не
остается постоянной в зависимости от
экономической конъюнктуры, а также от
целей и задач конкретного курса правительства)
[4].
При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.
Через третью форму своего прямого вмешательства различные экономические программы государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.
Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулирования с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
Способы,
методы и инструменты государственного
регулирования экономики
Правовые
методы - представляют систему законодательных
норм и правил, которые определяют
структуру форм собственности и
систему соответствующих
Административные методы - это меры разрешения, запрещения и принуждения, регулирующие через лицензии, квоты уровень цен, валютный курс, стандарты потребляемых товаров и услуг, размеры минимальных социальных стандартов в области социальной политики и др.
Экономические
методы - это совокупность мероприятий
денежно-кредитного, финансового и
организационно-целевого характера, ориентированных
на регулирование совокупного
Методы регулирования прямого действия основаны на властных функциях государства по поддержанию или достижению необходимого экономического и хозяйственного результата деятельности субъектов экономической жизни общества. Это может быть ограничение или поддержка частного бизнеса, расширение или сжатие государственного сектора экономики Средствами косвенного воздействия являются избирательные государственные инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства, льготные кредиты, поощряющие спрос на продукцию национального производства, поощряющие экспорт, дотации сельскохозяйственным производителям, доплата определенным социальным группам за пользование услугами ЖКХ.
Как и всякие экономические меры отмеченные также имеют недостатки, которые проявляются в сохранении неоправданно высоких издержек производства, ослаблении конкуренции. В пределах указанных методов регулирования экономики применяются инструменты денежно-кредитного, налогового, бюджетного характера и др. В качестве их иллюстрации можно выделить лицензирование, тарифы, валютные интервенции, налоговые ставки, займы, прогнозы и др.
Исходным пунктом особой роли государства в России является первоначальная отделенность родотерриториальной принадлежности населения от собственности на землю, жалуемой государем не в собственность, но в пользование. Такую же роль сыграло отсутствие родового начала в социально-организованной жизни населения Владимиро-суздальского, а затем Московского княжества в виде веча, замещенного великокняжеским правлением.[7]
Государство всегда вмешивалось в действия субъектов экономической жизни, о чем свидетельствует опыт большинства стран, в том числе и России. В России в силу сложившейся социально-экономической отделенности от Западной и Центральной Европы всегда особая роль в общественной жизни принадлежала государству (депортация населения из одних территорий в другие предшественниками Ивана IV, реформы Петра I, манифест Александра II и Николая II, трансформационные мероприятия Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина).
Современный этап социально-экономического развития в России проходит при активном преобразующем начале государства, направленном на решение ряда проблем трансформационной экономики. Основные преобразовательные процессы в Росси происходят посредством изменения структуры форм собственности и механизма координации хозяйственных процессов и экономических интересов. Содержанием этих процессов являются приватизация и становление конкурентного механизма с дополняющими его функциями государства.
Переход от центрального управляемого хозяйства к рыночной экономике означает, что национальное хозяйство в своей экономической структуре опирается как на различные формы собственности, так и механизмы координации экономической жизни общества. Приватизация была направлена на превращение членов общества в экономических субъектов на основе широко рассеянного капитала. Процесс приватизации всегда содержит в себе противоречия между эффективностью и справедливостью. Бесплатность приватизации для миноритарных собственников - это и есть проявление социальной справедливости данного процесса. Однако справедливость в приватизации, как и всякая справедливость, своим пределом имеет эффективность этого процесса. В координатах эффективность и справедливость их взаимные изменения носят нелинейный характер. Можно заключить, что поскольку объем ВВП (валового внутреннего продукта) к 2002 г. был вдвое ниже уровня 1990 г., то справедливость процесса приватизации была достигнута за счет снижения эффективности экономического развития.
Поскольку в России опыт рыночной селекции предпринимательства крайне мал, то пионеры приватизации должны быть «убиты», но не в физическом смысле, а в плане необходимости процесса ускоренной ротации при помощи регулирующего влияния государства посредством разукрупнения, создания льгот для малого бизнеса.
Процесс трансформации экономики России не означает исчезновение государства как регулятора процесса становления рыночных отношений. Наблюдаемые приспособительные процессы в экономической системе России означают, что необходимые быстрые директивные методы государство использовало для формирования правого механизма новых отношений собственности, создания рыночной инфраструктуры. Новизна и скорость решения проблем эффективного собственника обусловили трансформацию Программы реформирования экономики России в 90-е годы от вопросов макроэкономической стабилизации, до структурной перестройки и удвоения ВВП в течение 7-10 лет до 2010 года.
Таблица 2.1
Итоги приватизации в России в 1995-2006 гг. [18]
Формы собственности | 1995г. | 1997г. | 2000г. | 2003г. | 2006г. |
Государственная | 16,7 | 9,3 | 4,8 | 4,1 | 3,3 |
Муниципальная | 8,8 | 7,3 | 6,4 | 6,2 | 5,9 |
Частная | 62,5 | 69,1 | 74,1 | 76,9 | 80 |
Собственность общественных организаций | 2,7 | 5,3 | 6,9 | 6,4 | 5,3 |
Прочие формы | 9,3 | 9,1 | 7,5 | 6,4 | 4,8 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Итоги российской приватизации могут быть представлены следующими данными (Табл. 3.1). Проведение приватизации позволило решить такие задачи как формирование расширенного слоя собственников, заинтересованных в эффективности хозяйствовании, создание условий для социально-экономического лифта и формирование конкурентной среды по селекции наиболее эффективной структуры экономики.
В
состав рыночных условий функционирования
экономической системы входит координация
хозяйственной деятельности между
различными экономическими субъектами:
производителями товаров и
Другим
звеном механизма координации
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.