Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
Объект исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.

Содержание

Введение 2
1. Рыночные регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты 4
1.1. Сущность общего и частичного равновесие 4
1.2. Саморегулирующийся механизм рынка 6
1.3.Позитивные и негативные эффекты рыночных регуляторов 13
1.4.Провалы (фиаско) рынка 16
2. Необходимость и формы участия государства в установлении рыночного равновесия 21
2.1. Экономическая роль государства в социально-экономическом 21
упорядочении жизни общества 21
2.2. Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики 30
3. Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики 36
3.1. Особенности вмешательства государства в экономическую жизнь России 36
3.2. Особенности рыночного равновесия в современной России 39
Заключение 47
Список использованной литературы: 50

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. Рыночное равновесие и государство. Тема 34.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

    Рыночный  механизм не чувствителен к проблемам  социальной обеспеченности, что делает необходимым проведение экономической политики перераспределения доходов для поддержания системы социального обеспечения [8].

    В ряде сфер общественного производства действия механизма при производстве благ является неэффективным. К таким  благам относятся некоторые общественные товары, которые удовлетворяют потребности населения бесплатно.

    Причиной  неэффективности рыночного механизма  при производстве общественных товаров  является то, что при их производстве предельные издержки не зависят от количества потребителей. Поэтому необходима экономическая активность государства таких благ как внешняя и внутренняя безопасность, общее образование, связь, транспортный комплекс, управленческая и судебная система, поддержание здоровья на общественно необходимом уровне.

    Рыночный  механизм не в состоянии решить проблему внешних эффектов, которые состоят в том, что издержки или выгоды от хозяйственных решений не находят отражения в ценах. Расхождение между частной и общественной выгодой является внешним эффектом. Предприятие, использующие воду без очистных сооружений снижает свои издержки производства. Но загрязнение воды в водоемах приводит к антисанитарии, гибели рыбы и др. в данном случае для общества проявились отрицательные внешние эффекты (экстернами), так как общество вынуждено нести дополнительные затраты по созданию экономически благоприятной среды. Вместе с тем могут возникать внешние положительные эффекты, когда хозяйственная деятельность одних участников рынка без дополнительных затрат для других его субъектов приводит к получению последними дополнительных выгод. Так, осушение болот одним из сопредельных хозяйств ведет к получению выгод от мелиоративных работ другими хозяйствами.

    Внешние отрицательные эффекты создают  экономическую ситуацию, когда издержки, служащие частному индивидуальному  равновесию не совпадают мс народно  хозяйственным равновесием. Народнохозяйственные издержки выше частнохозяйственных, а  разницу в той или иной форме покрывает общество, что следует определить как несправедливость. В этом случае государство должно через материальную ответственность субъектов получателей частного положительного эффекта компенсировать общество несправедливо получаемые блага.

    Производство общественных товаров ведется в значительных рамках государственного сектора экономики, где государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, и в значительной мере как потребитель продукции. Основной недостаток государственного сектора в России состоит в том, что он не является продуктом развитой рыночной экономики, но формируется в ходе трансформации центрально управляемого хозяйства в рыночное [7].

    В ряде случаев механизм рынка, способствуя  концентрации производства, капитала и рабочей силы, не служит политическим интересам государства. Показательным представляется то, как развивается экономика в территориальном плане в Канаде, Японии, в СССР и сегодня в России. Пребывание на поводу политических ориентиров ведет к тому, что на огромных пространствах Сибири, Севера и Д. Востока не достигается оптимальная концентрация производства, капитала и рабочей силы. В результате Россия имеет низкие экономические показатели и низкий уровень жизни и формируется общественное мнение о том, что, не лучше ли эти территории присоединить к другим странам с более высокими экономическими показателями.

    Правовые  процедуры государства в рыночной экономике имеют значительное экономическое содержание. Создание правового общества служит основой проникновения государства в сферу рационального использования экономических ресурсов, упорядочения социальных взаимодействий участников рынка. Государство поддерживает взаимосвязь между демократическими процессами и рыночной экономикой в меру успешности развития последней. Демократия относится к группе достаточных условий жизни общества. В ряде случаев экономическая демократия разъединена с политической демократией. Известны примеры успешного рыночного развития (Сингапур, Гонконг, Чили) без достаточных институтов политической демократии. Экономические реформы, проводимые государством, могут осуществляться как в странах рыночного типа с диктаторскими политическими режимами и соответствующими им способами, так и в странах с значительными демократическими традициями, но с отсутствующими рыночными институтами (Чехия, Польша и другие страны Восточной Европы, Россия).

    В условиях рынка режим частной  собственности не является абсолютным, права собственности ограничены законодательством, что позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий труда, выполняемых функций и др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной часовой, дневной, месячной оплаты труда.

    Пространство  экономических процессов, подпадающих  под функцию создания благоприятной  правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности. В противном случае криминал будет заполнять правовой вакуум [4].

    Реализация  второй экономической функции государства  предполагает не только обеспечение  прав собственности и норм экономической  деятельности, но такого ограничения  монополизма, которое дополнялось  бы по меньшей мере сохранением пространства конкурентных отношений, способствующих эффективному производству, рациональному использованию ресурсов и общественному благосостоянию. Успех экономических структур реализуется в экономическом росте и преобразованиях, центральным звеном которых являются различные нововведения (технические нововведения, новые формы организации производственной деятельности, эффективное распределение ресурсов). Поэтому поощрение конкуренции, дополненное расширением разнообразия потребительского выбора и устранением локальности рынков вторая по значимости функция регулирования экономики государством.

    Общий процесс развития производства и  эволюция рыночной системы со временем требуют такой гибкости от корпораций, возникших на основе применения инноваций, на которую они в их нынешнем состоянии не могут дать положительного ответа. Инновации и гибкость рыночного поведения, ставшие ранее предпосылкой роста и концентрации организации в условиях свободы предпринимательства, с некоторых пор становятся недоступны другим участникам рынка. Такой разлад между средой, породившей концентрированное производство и корпорациями, требует согласования широкого спектра интересов участников рынка. В такой ситуации государство вынуждено выбирать между монополией на рынке продукции и монополией на рынке организаций. Так, если в условиях реформирования РЖД государство позволит одной компании по перевозкам скупить другую, то на рынке услуг по перевозкам конкуренция снизится. С другой стороны, если Федеральная антимонопольная служба запретит такую сделку, то понизится конкуренция производства и труда. Поскольку стратегическим является недопущение дефицита продукции и снижение ее разнообразия, мощная организация более пригодна к продуцированию большего разнообразия товаров и услуг, то возникает проблема выбора. Чему отдать предпочтение? Или обеспечить разнообразие товаров и услуг через поддержку мощных экономических структур на рынке посредством устранения ряда атомизированных неэффективных организаций, или же поддержать разнообразие атомизированных экономических структур, совершенно конкурентную среду, но недостаточно эффективную. Поскольку власть легче сращивается с крупной собственностью, что сопровождается ограничением или исчезновением экономической демократии, то предпочтительнее неуменьшение пространства демократии посредством предотвращения недобросовестных слияний и поглощений.

    Перераспределение ресурсов и доходов это прерогатива  механизма рынка, однако, с этой ролью  в ряде случаев он справляется  с данным процессом неудовлетворительно  из-за значительного времени или из-за неполного использования экономических ресурсов. Поскольку индивидуальное и общественное сознание не в силах согласиться на длительное и обширное для домохозяйств снижение уровня потребления, то призывается государство решить такую проблему по принципу «все и сейчас». Функция государства как регулятора процессов распределения и перераспределения реализуется через установление условий работы фондовой биржи и рынка ценных бумаг в целом, гарантирование возврата вкладов посредством их обязательного страхования.

    Регуляторная  перераспределительная деятельность государства обнаруживает себя в  системе социальных гарантий в виде прожиточного минимума, минимального размера заработной платы, проведении трансфертов и иных льгот по оплате услуг ЖКХ, направленных на ослабление дифференциации доходов [7].

    Наконец замыкающей функцией государства являются различные стабилизационные мероприятия  по применению регуляторов экономического роста, низкой инфляции и полной занятости. Эта функция наиболее противоречива, так форсирование экономического роста посредством понижения ставки рефинансирования и увеличения государственных расходов и инвестиций в неоднородной по уровню технологического развития экономике будет сопровождаться ростом инфляции и отставанием в производительности. В пределах стабилизационной функции регулятор принимает решения о поддержании курса национальной валюты посредством взаимосвязанной балансировки платежного баланса страны. Те же цели преследует политика структурных преобразований, когда государство выступает заказчиком высокотехнологичной продукции, которая распределяется среди организаций и предприятий социальной инфраструктуры: образования, медицины, культуры, академической науки и других фундаментальных исследований.

    2.2    Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики

 

      Механизм  государственного регулирования эволюционирует вместе с повышением роли эффекта  масштаба производства, усложнением  экономической системы, ростом асимметрии информации и повышения уровня неопределенности ее функционирования. Изменения в технологии, пропорциях факторов экономического роста, изменения в основных характеристиках рыночного хозяйства, социальные изменения - все предъявляет новые требования к направлениям, методам и инструментам регулирования. Поскольку не только сохраняются, но и расширяется пространство востребованности общественных товаров (услуги образования, воспитания, здравоохранения, социально ориентированной защиты населения и др.), то это общее свидетельство не ослабевающего значения госрегулирования экономики.

      Выбор направлений регулирования предопределен  состоянием экономической системы  данной страны по основным социально-экономическим  параметрам, структурой целей развития различной срочности, состоянием выполнения основных экономических функций государства, составом имеющихся ресурсов экономического, социального, политического и идеологического характера. В условиях преобладания идеологии социально ориентированного характера развития экономики можно выделить следующие основные направления:

      -   экономический рост на основе  политики инноваций, наиболее  органичных для экономики данной  страны, обеспечивающих достижение  и сохранение ею конкурентных  преимуществ;

      -   вовлечение частного бизнеса  на путь инновационного развития посредством системы государственных заказов и закупок. Это могут быть различные плановые контракты и государственные заказы для частного сектора экономики на конкурсной основе;

      -   создание благоприятной институциональной  среды, организационных и экономических условий для национальных производителей, разрабатывающих значительные общенациональные экономические проекты, сопряженные с риском и незначительной прибылью;

      -   разработка системной долгосрочной  экономической стратегии;

      -   ориентация социально-экономического развития на долговременные пропорции производственного и непроизводственного потребления;

      -   формулирование долговременных  социально и экономически оправданных  пропорций между эффективностью  и справедливостью, направленных достижение общественного согласия;

      -   включение в механизм государственного  регулирования звеньев экономической  системы на всех ее уровнях  (федеральном, региональном, муниципальном,  корпоративном, коммунальном).

      Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики. 
     Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры. 

Информация о работе Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики