Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
Объект исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.

Содержание

Введение 2
1. Рыночные регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты 4
1.1. Сущность общего и частичного равновесие 4
1.2. Саморегулирующийся механизм рынка 6
1.3.Позитивные и негативные эффекты рыночных регуляторов 13
1.4.Провалы (фиаско) рынка 16
2. Необходимость и формы участия государства в установлении рыночного равновесия 21
2.1. Экономическая роль государства в социально-экономическом 21
упорядочении жизни общества 21
2.2. Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики 30
3. Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики 36
3.1. Особенности вмешательства государства в экономическую жизнь России 36
3.2. Особенности рыночного равновесия в современной России 39
Заключение 47
Список использованной литературы: 50

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. Рыночное равновесие и государство. Тема 34.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

     Примером  цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

     С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.

     Цены  потолка занижены по сравнению с  равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются  в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.

     Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство  регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

     Так или иначе, но фирмы, вступающие в  дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента [14].

     Таким образом, ФАС предъявила претензии  компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

     ФАС уже несколько месяцев ведет  мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых  цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.

     После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной  России, цена бензина марок Аи-95 и  Аи-92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.

     Помимо  установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует  спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально  в период кризиса. Например, что правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начнут их предоставлять с 2009 года [17].

     Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей  российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.

     В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное – поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки [17].

     Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной  конкуренции, в частности монополии  и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

     В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ  планирует реализовать в 2009 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.

     Борис Алешин добавил, что в прошлом  году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 году [16].

     Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать  собственные условия в отношении  цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито» [16].

     Тоже  самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной  отрасли.

     Согласно  данным исследования, проведенного аналитическим  агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт [16].

     В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а  машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6% [17].

     Равновесие  спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.

     С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.

     В январе в России было продано 116 500 новых  автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в  прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2008 – 210293 шт.) Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров [15].

     Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший – Hyundai. Данные по остальным производителям представлены в таблице 3.1.

     По  информации Олега Дацкива, директора  по развитию проекта Auto-dealer.ru, в этом году снижение продаж составит не меньше 50% до 1,3-1,5 млн. автомобилей. Все зависит от цен на нефть. Если они не поднимутся до $50-70 за баррель, массовый покупатель будет выбирать российские бренды или иномарки, произведенные в России. Впрочем, председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев думает, что российские автопроизводители вряд ли устоят перед соблазном повысить цену на свою продукцию вслед за иномарками.

     Таблица 3.2

     Продажи автомобилей наиболее популярных марок [15]

Марки Январь 2009 г., шт. Январь 2008 г., шт. Изменение, %.
Lada 29110 46624 -38
Chevrolet 10011 13753 -27
Ford 7952 9753 -18
Toyota 7327 10639 -31
Hyundai 6567 12968 -48
Nissan 6251 8563 -27
Opel 3811 5802 -34
Honda 3660 3750 -2
Kia 3635 6446 -44
Mazda 3481 3761 -7
 

     В 2009 г. в России будет продано 1,5-1,8 млн. новых легковых автомобилей – такой прогноз дал «Ведомостям» президент «АВТОВАЗа» Борис Алешин. У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что в 2009 г. будет продано от 1,9 млн. до 2,2 млн. автомобилей.

     У партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута два  прогноза – базовый и пессимистический, причем последний совпадает с  ожиданиями Алешина. Худший вариант  такой: объем автомобильного рынка  сократится в количественном выражении до 45% с 3,1 млн. штук в 2008 г. до 1,7 млн. в 2009 г., а в деньгах – с $65 млрд. до $31-32 млрд. (с учетом продаж подержанных автомобилей, занимающих около 10% рынка в денежном выражении). Такой сценарий возможен, если в России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 34 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится с 50% (первое полугодие 2008 г.) до 10%, а средний номинальный располагаемый доход увеличится всего на 12%. Базовый прогноз предполагает курс доллара в 32 руб., долю продаж в кредит – в 25% и увеличение располагаемого дохода на 18%: в этих условиях падение авторынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составит 15% в штуках и менее чем 20% в деньгах [16].

     Сильнее всего пострадает сегмент новых  импортных иномарок, на которые приходится около половины рынка в количественном выражении и более 70% – в стоимостном.

     В деньгах рынок будет падать сильнее, чем в натуральном выражении, сходятся эксперты. Рут предполагает, что в 2009 г. средняя цена покупаемого  автомобиля составит $18 000-20 000 против $22 350 в первом полугодии 2008 г. По информации Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru средняя цена снизится до $15 000 [17].

     Ernst & Young прогнозирует, что в нынешнем  году поменяется структура рынка.  Доля автомобилей российских брендов увеличится с 25,5% до 35% (670 000-730 000 автомобилей), а в целом спрос сместится в сторону более дешевых автомобилей [17].

     Следующей особенностью формирования рыночного  равновесия является то, что в России большую долю на рынке товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено снижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50 %. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.

Информация о работе Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики