Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа
Цель работы - проанализировать рыночное равновесие и роль государства в его установлении и поддержании.
Объект исследования - рыночное равновесие, инструменты государственного регулирования рыночного равновесия.
Предмет исследования - рыночные регуляторы равновесия, формы участия государства в установлении рыночного равновесия, значение государства в поддержании рыночных отношений в условиях трансформационной экономики.
Введение 2
1. Рыночные регулятора равновесия: их позитивные и негативные эффекты 4
1.1. Сущность общего и частичного равновесие 4
1.2. Саморегулирующийся механизм рынка 6
1.3.Позитивные и негативные эффекты рыночных регуляторов 13
1.4.Провалы (фиаско) рынка 16
2. Необходимость и формы участия государства в установлении рыночного равновесия 21
2.1. Экономическая роль государства в социально-экономическом 21
упорядочении жизни общества 21
2.2. Формы, направления, методы, инструменты государственного регулирования экономики 30
3. Роль государства в экономической жизни России в условиях трансформационной экономики 36
3.1. Особенности вмешательства государства в экономическую жизнь России 36
3.2. Особенности рыночного равновесия в современной России 39
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Административно-командная система не смогла реализовать задачу достижения экономической гармонии, хотя и декларировала ее в качестве основной цели. Теоретической базой этой модели в СССР была, в частности, схема простого и расширенного общественного воспроизводства К. Маркса одна из моделей макроэкономического равновесия, в определенной мере развитая В.Лениным. Согласно этой схеме общественное накопление в условиях общественной же собственности должно было служить целям удовлетворения потребностей всех членов социума, осуществляться равномерно и планомерно. В соответствии с социалистическими принципами ставилась цель достижения полной занятости. Можно обнаружить схожесть данной модели в основных чертах с некоторыми более ранними попытками построения справедливых обществ, в частности, «Городом Солнца» Т. Кампанеллы. Утопичность модели «абсолютного равенства», и прежде всего экономического, была доказана общественно-исторической практикой поскольку полное экономическое равенство уничтожает саму основу развития, а именно - конкуренцию и деловую активность. Но господство административно-командной экономики в ряде стран и особенно в СССР привело к значительному дисбалансу экономических интересов в обществе, к дефицитности бюджета и товаров, инфляции, структурным диспропорциям в народном хозяйстве и к прочим проблемам, которые, чрезмерно накопившись, стали неразрешимыми и выявили необходимость разрушения такой системы. Альтернативой административно-командной экономики является рыночная экономика, построенная на принципах свободной конкуренции, обладающая экономическими механизмами саморегуляции и способностью достижения равновесного состояния. Теоретики рыночной экономики полагали, что существование в ней механизмов саморегуляции возможно, особенно в условиях, близких к совершенной конкуренции, за счет гибких цен, перелива капитала и действия других фактор производства. Однако в реальной жизни происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов, как объективных, так и субъективных. К их числу относятся инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние монополий, излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы мешают перемещению ресурсов, реализации законов спроса и предложения, других непременных условий рынка.
Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, одним из основоположников которой можно считать Дж. Гэлбрейта, также обнаружила свою несостоятельность в решении проблем равновесия, особенно на уровне мировой экономики. Это был вынужден признать и сам Дж. Гэлбрейт спустя сорок лет после написания своих фундаментальных трудов, отмечая, что за эти годы в мире отнюдь не уменьшилась доля бедных людей и беднейших стран, а наоборот, обострились социальные и экологические проблемы, например, дефицитности ресурсов, уровня суицида, преступности и прочих язв общества. Это значит, что мировое сообщество, исповедуя чисто рыночную этику, не приближается к равновесию и гармонии, а наоборот, все более удаляется от него. Сегодня встал вопрос о достижении гиперэкономического баланса на уровне мировой экономики, ибо зачастую равновесие в одной национальной экономике обеспечивается сегодня в ущерб другой. Обмен между ними весьма неравноценен, и такая неэквивалентность продолжает расти, расшатывая устойчивость мирового хозяйства. По этой причине в настоящее время взгляды ученых все более смещаются к необходимости регулирования рыночной экономики со стороны государства и общественных организаций, а также международных институтов. Позиции ученых воплощаются в теориях информатизации экономики, гиперэкономики, неоинституционализма, экологической и социальной экономики и многих других, предполагающих большую степень ограничения конкуренции и существенного воздействия на экономические в социальные процессы. Таким образом, в новых предлагаемых моделях развития макроэкономическое равновесие должно достигаться более целенаправленно и осознанно.
Итак, важно уяснить, что макроэкономическое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние. Оно весьма динамично и вряд ли достижимо в принципе, как любое идеальное состояние. Циклические колебания присущи любой социально-экономической системе. При этом общество заинтересовано в том, чтобы отклонения от идеального равновесия, или баланса, экономических интересов были минимальными, ибо в противном случае могут возникнуть необратимые последствия - разрушение системы как таковой. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия является целью экономической политики того или иного государства и в конце текущего столетия стало глобальной задачей мирового сообщества.
В
нашей стране накоплен большой опыт
решения экономико-