Роль государства в регулировании труда и доходов работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание

Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Цели и задачи состоят в том, чтобы детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы и системы оплаты труда.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании труда и доходов работников.
1.1. Государственное регулирование оплаты труда
1.2. Оценка современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ.
1.3 Формы и системы оплаты труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

ана.docx

— 69.49 Кб (Скачать документ)

                                     С О Д Е Р Ж А Н И  Е

В В Е Д Е Н И  Е

О С Н О В Н А  Я  Ч А С Т Ь                                                                                                           

ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании  труда и доходов работников.

1.1. Государственное регулирование  оплаты труда                                             

1.2. Оценка современного состояния  организации реформирования и  оплаты труда в РФ.

1.3 Формы и системы оплаты  труда. 

 

З  А К Л Ю Ч Е Н И Е                                                                                                   

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, – это совокупность физических и  умственных способностей человека, его  способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к  труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие  от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость  больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит  степень (эффективность) использования  основных и оборотных производственных фондов.

В условиях перехода к системе рыночного  хозяйствования в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  меняется и политика в области  оплаты труда, социальной поддержки  и защиты работников. Многие функции  государства по реализации этой политики передано непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают  формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная  плата» наполнилось новым содержанием  и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных  в денежной и натуральных формах  (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные  работникам в соответствии с законодательством  за непроработанное время (ежегодный  отпуск, праздничные дни и т. п.).

Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни  новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных  к выплате по акциям и вкладам  членов трудового коллектива в имущество  предприятия (дивиденды, проценты).

Таким образом, трудовые доходы каждого работника  определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными  размерами не ограничиваются. Минимальный  размер оплаты труда работников предприятий  всех организационно – правовых форм устанавливается законодательством.

Уставной  юридической формой регулирования  трудовых отношений, в том числе  и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все  условия оплаты труда, входящие в  компетенцию предприятия.

Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.

Цели и задачи состоят  в том, чтобы детально рассмотреть  такие аспекты, как – регулирование  заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также  формы и системы оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА

 И ДОХОДОВ  РАБОТНИКОВ

1.1. Регулирование  заработной платы

Понятие и состав трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, в РФ определены ст.5 гл.1 Трудовой Кодекс Российской Федерации вступившего в действие с 1 февраля 2002г.

Трудовой кодекс является приоритетным по отношению к другим законодательным актам в сфере трудовых отношений. Все прочие источники трудового права не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Порядок регулирования норм трудового права содержится в:

– Трудовом кодексе;

– иных федеральных законах;

– Указах Президента РФ;

– постановлениях Правительства  РФ и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти;

– конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ;

– актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами о труде, то применяются правила международного договора.

В 2003г. на территории РФ в силу вступили следующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

1) Федеральный закон от 07.07.2003г. №110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 в части второй Налогового кодекса РФ»;

2) Федеральный закон от 07.07.2003г. №118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»»;

3) Федеральный закон от 27.12.2002г. №183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»;

4) Постановление Госкомстата России от 04.08.2003г. №72 «Об утверждении порядка заполнения сведений о численности работников и использования рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения»;

5) Постановление Правительства от 11.04.2003г. №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

6) Постановление Правительства от 16.04.2003г. №225 «О трудовых книжках»;

7) Постановление Правительства от 24.12.2002г. №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»;

8) Постановление  Правительства  от  11.04.2003  г.  №213  «Положение  об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

9) Приказ Минобразования  России от 13.05.2003г. №2057, зарегистрированный Минюстом России от 11.07.2003г. №4889 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию»;

10) Информационное письмо  департамента по вопросам пенсионного  обеспечения Минтруда России от 09.06.2003г. №1199-16, департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003г. №670-9. Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003г. №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в целенаправленном порядке»;

11) Письмо МНС России от 20.03.2003г. №05-1-11/127-К269 «О едином социальном налоге»;

12) Письмо ФСС России от 18.04.2003г. №02-18/05-2417 «О не начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемой работодателем в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002г. №190-ФЗ»;

13) Письмо ФСС России  от17.03.2003г. №12-18/05-1335 «Об Указе Президента РФ от 15 марта 2000 года №508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности»»;

14) Письмо ФСС России от 13.02.2003г. №02-18/05-982 «О минимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам»;

15) Письмо ФСС РФ от 05.05.2003г. №02-18/05-2788 «О положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Кроме выше перечисленных, в настоящее время действуют и другие ранее изданные постановления, приказы, указы, законы, письма и инструкции, регулирующие трудовые отношения.

Наряду с Трудовым кодексом применяют также Налоговый, Гражданский, Уголовный, Семейный, Кодекс об административных правонарушениях и дт.

За годы реформирования экономики  России сложился определенный механизм организации и регулирования заработной платы, основанный на сочетании функций государственного и коллективно-договорного регулирования, и направленный на обеспечение необходимых условий для стабилизации жизненного уровня населения. Возникшие за первые годы реформирования экономики негативные тенденции в оплате труда и трудовых отношениях не устранены и в настоящее время.

Во-первых, это обесценивание  рабочей силы и падение уровня жизни населения.

Во-вторых, на многих предприятиях и в отдельных отраслях экономик сохраняется необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам и категориям работников.

В-третьих, на многих предприятиях, зачастую, производятся значительные выплаты, не связанные с результатами труда.

Вследствие этих негативных процессов заработная плата перестала  выполнять воспроизводственную  и стимулирующую функции.

Падение воспроизводственной  функции заработной платы является многоаспектным процессом и характеризуется:

– снижением покупательной способности заработной платы из-за опережающего роста цен на потребительские товары и услуги над ростом среднемесячной заработной ;

– уменьшением соотношения среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом, которое выражает покупательную способность заработной платы через динамику номинальной заработной платы и потребительских цен на товары, входящие в набор потребительской корзины прожиточного минимума. Приобретение товаров, входящих в прожиточный минимум за период с 1990г. по 2000г. сократилось более чем вдвое, и такая тенденция продолжает сохраняться;

– сокращением соотношения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом. Так, если в 1990г. количество минимальных заработных плат, необходимых для приобретения набора товаров прожиточного минимума составляло 0,85 то в 2000г. необходимо иметь 10,3 минимальных заработных плат для приобретения товаров одного прожиточного минимума. Низкий уровень государственных гарантий (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда и построенная на ее основе Единая тарифная сетка) обуславливает дальнейшее падение воспроизводственной функции заработной платы. В настоящее время согласно Единой тарифной сетке (ЕТС), в которой предусмотрено 27 тарифных разрядов для оплаты труда работников бюджетной сферы экономики, минимальные условия воспроизводства рабочей силы государственная тарифная система может обеспечить только работникам, находящимся выше 18 разряда, остальная часть работающих остается за чертой бедности. Это говорит о том, что в тех отраслях, где системы оплаты труда построены на основе ЕТС, заработная плата не способная выполнять воспроизводственную и, как следствие, стимулирующую функции;

– сокращением доли заработной платы в доходах населения. Так, если в 1990г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению.

Падение стимулирующей функции  заработной платы обусловлено отсутствием  тесной взаимосвязи результатов  труда каждого работника с  уровнем его оплаты, падением объемов  производства, необоснованной дифференциацией  заработной платы, отклонением цены рабочей силы от ее реальной стоимости, падением роли нормирования в организации  и оплате труда.

Важным моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции  является обеспечение оптимальной  доли тарифной части оплаты труда  в структуре фонда заработной платы, которая в ходе формирования рыночной экономики постоянно снижалась, а доля поощрительных, стимулирующих  и компенсационных выплат, соответственно возрастала. При этом поощрительные  и стимулирующие выплаты не были связаны с повышением эффективности  производства и производились чисто  механически с целью увеличения заработной платы. Доля заработной платы  за выполненную работу (тарифная часть) в целом по отраслям экономики  составляла в 2000 г. – 58,1%, доля выплат компенсирующего  характера – 3,3%, и выплаты стимулирующего характера – 27,1%. Самая низкая доля тарифной части в фонде заработной платы отмечается в аппарате органов  кооперативных организаций – 24,6%, в страховании и кредитовании – 32,9%, в банках – 31,2%. Доля выплат стимулирующего характера в аппарате органов  кооперативных организаций составляет – 65,7%, в банках 58,2%, в страховании  и кредитовании выплаты стимулирующего характера отсутствуют, в тоже время  прочие выплаты составляют 67,1%.

Как результат – такой  механизм повышения заработной платы  не обеспечивает выполнение стимулирующей  функции, а выполняет лишь функцию  компенсации удорожания уровня жизни.

В России основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда представлены на рис. 1.1.

 


 

 

 

Рис. 1.1. Основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда

Минимальный потребительский  бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство  рабочей силы работающих  и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы и нормативы по продуктам  питания, важнейшим непроизводственным товарам и услугам. В России при расчете минимального потребительского бюджета за основу принимается среднестатистическая семья, состоящая из 4-х человек: мужчина трудоспособного возраста, женщина трудоспособного возраста и 2-х детей школьного возраста.

Информация о работе Роль государства в регулировании труда и доходов работников