Роль государства в регулировании труда и доходов работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание

Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Цели и задачи состоят в том, чтобы детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы и системы оплаты труда.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании труда и доходов работников.
1.1. Государственное регулирование оплаты труда
1.2. Оценка современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ.
1.3 Формы и системы оплаты труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

ана.docx

— 69.49 Кб (Скачать документ)

Минимальный потребительский  бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека, и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.

На основании стоимости  минимальной потребительской корзины  устанавливается понятие черты  бедности – это тот порог, ниже которого минимальный потребительский  бюджет не должен опускаться.

В России минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством России. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.

Основными функциями, которые  призвана выполнять минимальная  заработная плата, являются – воспроизводство  рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.

Согласно Конвенции Международной  организации труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной заработной платы с  особым учетом развивающихся стран», основными факторами, которые учитываются  при определении уровня минимальной  заработной платы, насколько это  возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, являются:

– потребности работников и их семей;

– сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;

– уровень занятости населения и производительности труда;

– уровень экономического развития страны;

– возможности государственного бюджета и нанимателей.

Установление минимальной заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое  значение, поскольку оказывает влияние  на:

– уровень бедности;

– стимулирование повышения жизненного уровня населения;

– увеличение его покупательной способности;

– выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;

– создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.

В России, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.

Минимальная заработная плата  периодически пересматривается Правительством  России. Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) и среднемесячной заработной платой представлена в (табл. 1.1.). Данные (табл. 1.1.) свидетельствуют о том, что с 1992г. по 1999г. периодичность пересмотра размера минимальной заработной платы весьма различна. Чаще пересматривался размер минимальной заработной платы в 1992г. – 4 раза, в 1993г. – 6 раз, реже – с 1995 г. по 1999г. – 2-3 раза в год. Размер тарифной ставки первого разряда ЕТС на протяжении 1992-1997гг. устанавливался выше уровня минимальной заработной платы от 5 до 18 процентов (за исключением периода с 01.03.1995г. по 31.12.1995г.). С 1 января 1998г. тарифная ставка первого разряда ЕТС превышает уровень минимальной заработной платы в 2 и более раза.

Таблица 1.1.

Динамика уровня минимальной  заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом и среднемесячной заработной платой.

Период

Минимальная заработная плата, руб.

Соотношение минимальной  заработной платы с

тарифная ставка первого  разряда, %

бюджетом прожиточного минимума, %

минимальным потребительским  бюджетом, %

среднемесячной заработной платой, %

1

2

3

4

5

6

1.01.1992 г.

350

88,0

   

26,9

1.03.1992 г.

550

92,0

 

54,4

26,1

1.05.1992 г.

1000

95,0

 

71,9

30,0

1.11.1992 г.

2000

91,0

 

73,3

23,6

1.01.1993 г.

3000

83,0

 

70,8

23,1

1.04.1993 г.

4500

90,0

 

55,2

19,1

1.06.1993 г.

6600

94,0

 

51,7

17,7

1.08.1993 г.

9000

82,0

 

37,8

15,9

1.10.1993 г.

15000

88,0

 

40,9

15,7

1.11.1993 г.

20000

91,0

 

39,0

16,4

1.01.1994 г.

30000

91,0

 

27,6

15,9


Продолжение табл. 1.1.

1.04.1994 г.

60000

92,0

 

28,7

15,1

1.07.1994 г.

100000

91,0

 

21,2

12,2

1.11.1994 г.

20000

91,0

7,0

13,1

10,1

1.01.1995 г.

30000

91,0

7,0

11,1

8,8

1.03.1995 г.

60000

60,0

14,0

11,6

9,1

1.01.1996 г.

100000

91,0

15,0

10,8

10,5

1.01.1997 г.

130000

90,0

15,0

10,5

8,5

1.04.1997 г.

150000

88,0

15,0

9,6

8,0

1.09.1997 г.

200000

91,0

16,0

10,5

7,0

1.01.1998 г.

250000

50,0

17,0

10,9

8,3

1.10.1998 г.

350000

50,0

15,0

9,3

6,1

1.11.1998 г.

437500

50,0

19,0

10,0

7,0

1.01.1999 г.

500000

42,0

12,0

7,2

5,6

1.05.1999 г.

1000000

47,0

11,0

7,5

5,7

1.10.1999 г.

1450000

48,0

11,3

7,3

5,3

1.01.2000 г.

2200

49,0

12,2

7,9

6,0

1.05 2000 г.

2600

50,0

10,5

6,8

4,8

1.10.2000 г.

3600

50,0

11,1

7,2

4,7

1.03.2001 г.

5700

50,0

15,0

8,9

4,6

1.07.2001 г.

7500

51,7

14,4

8,9

5,4


 

Соотношение минимальной  заработной платы с БПМ и МПБ, как свидетельствуют данные табл. 1.1, имело устойчивую тенденцию к  снижению на протяжении 1992-2001гг. и составило в I кв. 2001г. соответственно 14,4 и 8,9%.

Аналогичная тенденция прослеживается и по соотношению минимальной  и среднемесячной заработной платы. Так, если в 1992г. минимальная заработная плата составляла 26,9% от среднемесячной заработной платы, то в 2000г. и в начале 2001г. составляет 4- 5%.

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что минимальная заработная плата в результате ее низкого  реального содержания не выполняет  роли социально-трудовой гарантии для  работников наемного труда.

Центральное место в механизме  дифференциации заработной платы отводится  тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения  формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:

• во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;

• во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.

Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным  инструментом в руках государства  при осуществлении единой в стране политики в области заработной платы.

В целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производятся дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных  профессионально-квалификационных групп  работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и  следующих факторов:

– сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);

– содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

– общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.

В первоначальном варианте ЕТС одним из основных был принцип  равного относительного возрастания  тарифных коэффициентов от разряда  к разряду. Это положение было также закреплено в Концепции  реформы оплаты труда, где отмечалось, что «в тарифной сетке должно быть установлено 10-11 – процентное нарастание ставок от разряда к разряду». Однако в последующих вариантах тарифной сетки данное положение не было закреплено. В нынешней тарифной сетке соотношение 1 и 2 разрядов составляет 1,30; 2 и 4 – 1,16; 4 и 8 – 1,10; 8 и 28 – 1,07. Таким образом, на ЕТС предполагается наложение функций регулятора доходов населения с целью сдерживания их дифференциации и инфляционных моментов.

Определенный интерес  представляет сравнительная характеристика факторов, формирующих тарифную систему  в Беларуси и в странах с  развитым рынком (табл. 1.2.).

Уровень образования присутствует в каждом из типов тарифных систем. Производственный опыт является одним  из определяющих факторов для белорусского, западноевропейского и японского  типов. Сложность работы учитывают  американская и в некоторой степени  российская тарифные системы. Сложность труда рабочих оценивается аналитическим методом в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом учитывается сложность технологического процесса; предмет и средства труда; самостоятельность и разнообразие работ и др. В зависимости от суммы баллов, определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам.

Таблица 1.2.

Тип тарифной системы

Факторы, формирующие тарифную систему

Российский

Сложность работы (ЕТКС);

Квалификация (уровень образования);

Стаж работы по специальности

Американский

Сложность работы;

Уровень образования;

Условия труда

Западноевропейский

Квалификационные группы в зависимости от времени обучения, производственного опыта

Японский

Анкетные данные: возраст, пол, образование, стаж, формы работы по найму ( постоянные, временные, поденные, командировочные)


 

В квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС) указаны их должностные  обязанности, а в квалификационные требования сводятся к уровню образования  и стажу работы по специальности, т.е. сложность их труда не учитывается. В связи с этим НИИ труда  Министерства труда России в начале 90-х годов разработал методику количественной оценки сложности труда служащих. Эта методика позволяет соотнести сложность работы по любой должности с соответствующим разрядом ЕТС.

В настоящее время отсутствует  механизм налогового  или нормативного регулирования заработной платы, предусмотренный  Концепцией реформы оплаты труда, который  призван способствовать эффективному хозяйствованию, наращиванию объемов  деятельности, обеспечить сдерживание  необоснованного роста заработной платы в пользу перспективного развития и инвестирования производства.

Информация о работе Роль государства в регулировании труда и доходов работников