Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:56, курсовая работа
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Цели и задачи состоят в том, чтобы детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы и системы оплаты труда.
В В Е Д Е Н И Е
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании труда и доходов работников.
1.1. Государственное регулирование оплаты труда
1.2. Оценка современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ.
1.3 Формы и системы оплаты труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека, и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.
На основании стоимости
минимальной потребительской
В России минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством России. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.
Основными функциями, которые призвана выполнять минимальная заработная плата, являются – воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.
Согласно Конвенции
– потребности работников и их семей;
– сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;
– уровень занятости населения и производительности труда;
– уровень экономического развития страны;
– возможности государственного бюджета и нанимателей.
Установление минимальной
– уровень бедности;
– стимулирование повышения жизненного уровня населения;
– увеличение его покупательной способности;
– выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;
– создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.
В России, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.
Минимальная заработная плата периодически пересматривается Правительством России. Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) и среднемесячной заработной платой представлена в (табл. 1.1.). Данные (табл. 1.1.) свидетельствуют о том, что с 1992г. по 1999г. периодичность пересмотра размера минимальной заработной платы весьма различна. Чаще пересматривался размер минимальной заработной платы в 1992г. – 4 раза, в 1993г. – 6 раз, реже – с 1995 г. по 1999г. – 2-3 раза в год. Размер тарифной ставки первого разряда ЕТС на протяжении 1992-1997гг. устанавливался выше уровня минимальной заработной платы от 5 до 18 процентов (за исключением периода с 01.03.1995г. по 31.12.1995г.). С 1 января 1998г. тарифная ставка первого разряда ЕТС превышает уровень минимальной заработной платы в 2 и более раза.
Таблица 1.1.
Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом и среднемесячной заработной платой.
Период |
Минимальная заработная плата, руб. |
Соотношение минимальной заработной платы с | |||
тарифная ставка первого разряда, % |
бюджетом прожиточного минимума, % |
минимальным потребительским бюджетом, % |
среднемесячной заработной платой, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.01.1992 г. |
350 |
88,0 |
26,9 | ||
1.03.1992 г. |
550 |
92,0 |
54,4 |
26,1 | |
1.05.1992 г. |
1000 |
95,0 |
71,9 |
30,0 | |
1.11.1992 г. |
2000 |
91,0 |
73,3 |
23,6 | |
1.01.1993 г. |
3000 |
83,0 |
70,8 |
23,1 | |
1.04.1993 г. |
4500 |
90,0 |
55,2 |
19,1 | |
1.06.1993 г. |
6600 |
94,0 |
51,7 |
17,7 | |
1.08.1993 г. |
9000 |
82,0 |
37,8 |
15,9 | |
1.10.1993 г. |
15000 |
88,0 |
40,9 |
15,7 | |
1.11.1993 г. |
20000 |
91,0 |
39,0 |
16,4 | |
1.01.1994 г. |
30000 |
91,0 |
27,6 |
15,9 |
Продолжение табл. 1.1.
1.04.1994 г. |
60000 |
92,0 |
28,7 |
15,1 | |
1.07.1994 г. |
100000 |
91,0 |
21,2 |
12,2 | |
1.11.1994 г. |
20000 |
91,0 |
7,0 |
13,1 |
10,1 |
1.01.1995 г. |
30000 |
91,0 |
7,0 |
11,1 |
8,8 |
1.03.1995 г. |
60000 |
60,0 |
14,0 |
11,6 |
9,1 |
1.01.1996 г. |
100000 |
91,0 |
15,0 |
10,8 |
10,5 |
1.01.1997 г. |
130000 |
90,0 |
15,0 |
10,5 |
8,5 |
1.04.1997 г. |
150000 |
88,0 |
15,0 |
9,6 |
8,0 |
1.09.1997 г. |
200000 |
91,0 |
16,0 |
10,5 |
7,0 |
1.01.1998 г. |
250000 |
50,0 |
17,0 |
10,9 |
8,3 |
1.10.1998 г. |
350000 |
50,0 |
15,0 |
9,3 |
6,1 |
1.11.1998 г. |
437500 |
50,0 |
19,0 |
10,0 |
7,0 |
1.01.1999 г. |
500000 |
42,0 |
12,0 |
7,2 |
5,6 |
1.05.1999 г. |
1000000 |
47,0 |
11,0 |
7,5 |
5,7 |
1.10.1999 г. |
1450000 |
48,0 |
11,3 |
7,3 |
5,3 |
1.01.2000 г. |
2200 |
49,0 |
12,2 |
7,9 |
6,0 |
1.05 2000 г. |
2600 |
50,0 |
10,5 |
6,8 |
4,8 |
1.10.2000 г. |
3600 |
50,0 |
11,1 |
7,2 |
4,7 |
1.03.2001 г. |
5700 |
50,0 |
15,0 |
8,9 |
4,6 |
1.07.2001 г. |
7500 |
51,7 |
14,4 |
8,9 |
5,4 |
Соотношение минимальной заработной платы с БПМ и МПБ, как свидетельствуют данные табл. 1.1, имело устойчивую тенденцию к снижению на протяжении 1992-2001гг. и составило в I кв. 2001г. соответственно 14,4 и 8,9%.
Аналогичная тенденция прослеживается и по соотношению минимальной и среднемесячной заработной платы. Так, если в 1992г. минимальная заработная плата составляла 26,9% от среднемесячной заработной платы, то в 2000г. и в начале 2001г. составляет 4- 5%.
Вышеизложенное
Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:
• во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;
• во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.
Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении единой в стране политики в области заработной платы.
В целях обеспечения необходимого
единства меры труда и его оплаты
при помощи ЕТС производятся дифференциация
и регулирование основной (тарифной)
части заработной платы различных
профессионально-
– сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);
– содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
– общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.
В первоначальном варианте ЕТС одним из основных был принцип равного относительного возрастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Это положение было также закреплено в Концепции реформы оплаты труда, где отмечалось, что «в тарифной сетке должно быть установлено 10-11 – процентное нарастание ставок от разряда к разряду». Однако в последующих вариантах тарифной сетки данное положение не было закреплено. В нынешней тарифной сетке соотношение 1 и 2 разрядов составляет 1,30; 2 и 4 – 1,16; 4 и 8 – 1,10; 8 и 28 – 1,07. Таким образом, на ЕТС предполагается наложение функций регулятора доходов населения с целью сдерживания их дифференциации и инфляционных моментов.
Определенный интерес представляет сравнительная характеристика факторов, формирующих тарифную систему в Беларуси и в странах с развитым рынком (табл. 1.2.).
Уровень образования присутствует
в каждом из типов тарифных систем.
Производственный опыт является одним
из определяющих факторов для белорусского,
западноевропейского и
Таблица 1.2.
Тип тарифной системы |
Факторы, формирующие тарифную систему |
Российский |
Сложность работы (ЕТКС); Квалификация (уровень образования); Стаж работы по специальности |
Американский |
Сложность работы; Уровень образования; Условия труда |
Западноевропейский |
Квалификационные группы в зависимости от времени обучения, производственного опыта |
Японский |
Анкетные данные: возраст, пол, образование, стаж, формы работы по найму ( постоянные, временные, поденные, командировочные) |
В квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС) указаны их должностные обязанности, а в квалификационные требования сводятся к уровню образования и стажу работы по специальности, т.е. сложность их труда не учитывается. В связи с этим НИИ труда Министерства труда России в начале 90-х годов разработал методику количественной оценки сложности труда служащих. Эта методика позволяет соотнести сложность работы по любой должности с соответствующим разрядом ЕТС.
В настоящее время отсутствует
механизм налогового или нормативного
регулирования заработной платы, предусмотренный
Концепцией реформы оплаты труда, который
призван способствовать эффективному
хозяйствованию, наращиванию объемов
деятельности, обеспечить сдерживание
необоснованного роста
Информация о работе Роль государства в регулировании труда и доходов работников