Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, курсовая работа
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Введение:
Тема моей курсовой работы - «Роль малого бизнеса в экономике».
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о
кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения ча-стных малых предприятий. Однако понадобилось еще около пяти лет, чтобы сложилась массовая база предпринимательства.
Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее
политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и про-тиворечиво.
На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные орга-низации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).
Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении малого бизнеса. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматрива-
ющих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Государственную поддержку необходимо направлять не на административно- директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфра-стуктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбаланси-рованного экономического роста.
Поддержка предпринимательства является в первую очередь задачей регионов и городов. Получив большую самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, потому задачи социального, экономического и экологи-ческого развития территории в условиях формирующегося рынка полностью легли на администрацию региона и города.
В своей работе я хочу определить сущность, черты и критерии малого бизнеса, выделить его функции в экономической системе. Рассказать о прин-ципах развития предпринимательства в России, Сибири, Иркутской области, городе Братске, а также, отметить механизм государственного регулирования малого бизнеса.
1.Понятие малого бизнеса и основные проблемы в его функционировании.
1.1.Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринима-тельская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или дру-гими представительными организациями критериях.
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе кото-рого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием являяется численность работников за отчетный период.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к ка-тегории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характе-ристики владельцев и управляющих (женщины предприниматели, ино-странцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руко-водят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финанси-рующие свою деятельность, как правило, без при-влечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
наименьшие -1-24 занятых;
малые - 25 - 99 занятых;
промежуточные - 100 - 499 занятых;
крупные - 500 - 999 занятых;
крупнейшие - 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определя-ющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промы-шленность), а в других , величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят респу-блика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населе-ния, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются ком-мерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Россий-ской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и рели-гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юриди-ческим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отче-тный период не превышает следующих предельных уровней (малые предпри-ятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпри-нимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понима-ются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деяте-льностью без образования юридического лица.
Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возника-ющими при попытке эффективно контролировать и координировать дея-тельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие пробле-мы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки произво-дства.
Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положи-тельные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факто-рами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономии-ческими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: - крупных, с тенденцией к монопольным структурам; и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифици-рованными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научнотехни-ческие разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется зна-чительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких ви-дах производства, а также в отраслях, связанных с производством потреби-тельских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; произво-дство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференци-ация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потре-бления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конку-рентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет стру-ктурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повыше-нию экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудо-устройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населе-ния, развёртывания его творческих сил и использования свободных производ-ственных мощностей.