Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, курсовая работа
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются началь-ными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие ста-дии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему про-изводимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого пре-дпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым усло-вием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
1.2 Функции малого предпринимательства в экономической системе
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограни-ченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отра-слевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпри-нимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производ-ственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется род-ственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономии-ческие функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенси-онеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
1.3 Основные проблемы функционирования малого бизнеса
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и оте-чественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изме-нения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные мате-риальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существова-нию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и опре-деленные недостатки, среди которых следует выделить самые суще-ственные:
- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости по-ложения на рынке;
- зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринима-тельства определяются как внутренними, так и внешними причинами, усло-виями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджер-ской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США глав-ными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:
- некомпетентность;
- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный ком-мерсант);
- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддер-живать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.
Другими причинами банкротств малых фирм являются:
- запущенность бизнеса;
- плохое здоровье или вредные привычки;
- катастрофы, пожары, воровство и т.д.;
- мошенничество.
По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-ритм», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 – конкуренция, в 16 – слишком большие эксплуатационные расхо-ды. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудно-сти в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны сих неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.
Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В совре-менном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно но-вый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о про-изводстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко вла-делец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.
Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика пока-зывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпри-нимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие реше-ний более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вло-женный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные пери-оды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потреб-ностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринима-тельство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испыта-ния методов и принципов предпринимательства будущего.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меня-ющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого пред-принимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономи-ческие, социальные, научно-технические проблемы.
Так, по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в России на 1 ян-варя 2010 г. составило 877,3 тыс. по сравнению с 2007г. увеличилось на 317 тыс. Общая численность малых предприятий в России по отраслям экономики приведена в таблице.
Таблица.
«Число предприятий по отраслям экономики» (на 1 января 2010г., тыс.)
№ п/п | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего предприятий: | 560,0 | 865,0 | 896,0 | 877,3 |
В том числе по отраслям: |
|
|
|
|
Промышленность | 60,0 | 94,7 | 127,2 | 128,5 |
Сельское хозяйство | 6,9 | 10,9 | 9,6 | 9,8 |
Транспорт и связь | 14,1 | 19,3 | 17,6 | 20,5 |
Строительство | 72,9 | 92,2 | 123,5 | 145,5 |
Торговля и общественное питание | 275,5 | 397,5 | 419,4 | 374,6 |
Материально-техническое снабжение | 15,2 | 18,2 | 15,8 | 16,2 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 5,8 | 8,1 | 6,2 | 6,7 |
Операции с недвижимым имуществом | 1,1 | 2,2 | 1,8 | 2,2 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению Функционирования рынка | 20,6 | 63,9 | 51,9 | 42,4 |
Прочие виды деятельности сферы материального производства | 13,8 | 21,4 | 15,6 | 16,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 10,8 | 17,3 | 13,5 | 15,4 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение | 9,2 | 14,4 | 14,8 | 16,8 |
Образование | 5,8 | 8,8 | 6,5 | 7,8 |
Культура и искусство | 5,1 | 7,5 | 6,7 | 8,2 |
Наука и научное обслуживание | 35,9 | 64,8 | 51,7 | 48,8 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 4,3 | 14,5 | 10,2 | 11,6 |