Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, курсовая работа
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Наиболее подробно проследить рост малого предпринимательства можно по диаграмме.
Диаграмма.
Рост малого предпринимательства.
На январь 2010 г. наибольшее число малых предприятий функционировало в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбы-те и заготовках – 44,8%; в строительстве – 16,6%; в промышленности – 14,7 %; в науке и научном обслуживании – 5,6%.
Если в 2007 и в 2008 гг. число малых предприятий по отношению к прошлому году увеличилось, то в 2009 и в 2010 (на начало года) их количество стало уменьшаться. Так, в 2010 г. по отношению к предыдущему число малых предприятий в экономике составило 98 %, в торговле и общественном питании – 89 %; в науке и научном обслуживании – 94 %; в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка –82 %. Однако устой-чивыми темпами развивается малое предпринимательство в строительстве, относительно стабильными темпами - в промышленности. Так, в строительном комплексе страны малые предприятия с численностью до 50 чел. на конец 2009 г. – 86,6 % всего числа строительных организаций.
Характерно, что по итогам 2009 г. частными строительными организациями выполнен 41% всего объема подрядных работ в стране, строительными организациями смешанной формы собственности – 43 %, государственными строительными организациями – всего 13 %.
Следовательно, по числу строительных организаций, так и по объему вы-полненных подрядных работ доминируют частные малые предприятия.
2. Роль малого бизнеса в экономике.
2.1 Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах.
В истории развития малого бизнеса в экономически развитых странах в послевоенный период можно выделить два этапа:
1) с середины 50-х до середины 70-х гг.: зависимость малого бизнеса от крупного, оценка малого предпринимательства как устаревшего элемента эко-номической системы. Объективно эти процессы были обусловлены развитием массового, крупносерийного производства;
2) с середины 70-х гг. по настоящее время: экономическая политика госуда-рства характеризуется поворотом к поддержке малого бизнеса, ставшего одной из важнейших форм реализации современного этапа НТР.
Два направления государственной поддержки:
1. Широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с элементами протекционизма.
2. Умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для жесткой конкурентной борьбы, в результате которой выживает сильнейший (естественный отбор).
Элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран:
1) прямые дотации через бюджет;
2) при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса;
3) государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом;
4) налоговые льготы;
5) специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело;
6) законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий;
7) участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес;
8) государственная информационная помощь малому бизнесу;
9) государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров.
США. В 1953 году создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). АМБ помогает в организации деятельности, менеджменте, представляет образовательные программы, специальные пособия, знакомит с механизмом открытия и ведения бизнеса, помогает в приобретении оборудования, при получении прямых гарантированных займов, а также страховых полисов при чрезвычайных ситуациях. АМБ не только выступает гарантом для банков, но и сама субсидирует предпринимателей, несет ответственность за долю малого бизнеса в получении контрактов в сфере производства. Бюджет АМБ - свыше $ 600,000,000.
В США создано 53 региональных центра развития малого бизнеса и 600 пунктов помощи малому бизнесу. Их задача - координация федеральных ресурсов, ресурсов штатов, университетов и частных фондов для оказания управленческой и технической помощи. При центрах организованы курсы обучения и консультационные пункты. Кроме того, при колледжах и университетах организованы институты малого бизнеса.
Великобритания. Основной координирующий орган - Отдел мелких фирм в Министерстве промышленности и торговли. Кроме этого, сложилась сеть организаций, предоставляющих помощь за невысокую плату или бесплатно. Это: 1) служба мелких фирм; 2) местные предпринимательские агентства (состоят из представителей выборных органов власти и делового мира); 3) центры труда; 4) коммунальные объединения содействия развитию местного предпринимательства.
Служба мелких фирм занимается организационно-практическими вопросами мелкого бизнеса, имеет региональные отделения по всей стране и действует в контакте с другими организациями. Она не занимается непосредственно финансированием малого бизнеса. Ее цель - защита интересов мелких пред-принимателей, помощь в организации своего дела, помощь в получении контрактов, субсидий, необходимых знаний к квалификации. Она пре-доставляет юридические, организационно-управленческие и информационные услуги, помогает в ведении делопроизводства. В Великобритании существует ряд специализированных программ, предназна-ченных для различных категорий населения, и программы регионального развития малого бизнеса. Программ “Схема содействия предпринимательству. Цель - привлечение безработных к организации собственного дела. Могут участвовать безработные от 18 лет, не имеющие работу свыше 13 недель и обладающие первоначальным капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов. Участники схемы в течение года получают еженедельную субсидию в размере 40 фунтов стерлингов, которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. Число участников данной программы возросло с 25000 в начале 80-х до почти 90000 в начале 90-х гг.
В России основные положения государственной поддержки малого пред-принимательства сформулированы в законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Фе-дерации». Отдельные положения данного закона были конкретизированы в Указе Президента от 4 апреля 1996 г. №491 «О первоочередных мерах госуда-рственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором были не только приведены основные направления работы по под-держке малого бизнеса, но и предусматривалось выделение конкретных фина-нсовых средств. В частности, намечалось перечислить в 1996 г 150 млн. руб. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его форми-рования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами малого предпринимательства. К сожалению, в связи тяжелым финансовым положе-нием в стране действие данного указа было приостановлено с 1 сентября 1996 г.
Одной из форм поддержки малого предпринимательства являются:
создание фондов поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
создание обществ взаимного кредитования;
льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
привлечение малого бизнеса к производству продукции и товаров для госуда-рственных нужд.
Большую роль призваны сыграть фонды поддержки малого предприниматель-ства. Это некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д.
Эти фонды имеют право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую Дея-тельность.
Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финан-совой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обяза-тельствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, сто функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.
В целом, фонды должны стать мощным рычагом в развитии малого бизнеса, оказывая ему всевозможную поддержку.
Другой структурой, признанной оказывать финансовую помощь, являются общества взаимного кредитования малого предпринимательства. Эти общества создаются на основе денежных вкладов участников малого бизнеса и предо-ставляют своим членам, как правило, беспроцентные ссуды.
Важным преимуществом обществ взаимного кредитования являются возмо-жность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации.
Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.
Поддержка в области кредитования и страхования.
Статья 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что кредитование субъектов ма-лого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенса-цией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фон-дов поддержки малого предпринимательства. При этом организации, осу-ществляяющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законода-тельством российской Федерации и ее субъектов.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать креди-тным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льгот-ных условиях.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льгот-ных условиях. При этом организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать стра-ховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого пре-дпринимательства.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ под-держки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счет других источников.
Объем ежегодно выделяемых обязательных средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению прави-тельства РФ.
Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов указывается в расходной части соотве-тствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполни-тельной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Правительство РФ, органы государственной исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать резервирование для субъектов малого предпри-нимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдель-ных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Эта обязанность декларирована не только в законе, но конкретизирована в поста-новлении Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «» О мерах по обе-спечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов государственных нужд».
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и за-ключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ к при-оритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
К сожалению, большинство мер поддержки малого предпринимательства пока только декларированы, но не получили практической реализации.
2.2 Малое предпринимательство в России, Сибири, Иркутской области, городе Братске.
В любой стране мира малый бизнес наиболее мобильный сектор эконо-мики. Он быстро реагирует на все изменения на рынке, помогает создавать до-полнительные рабочие места, и это в конечном итоге способствует движению экономики и общества вперед. По данным ООН, в развитых странах субъекты малого предпринимательства (СМП) создают 50-60% валового внутреннего продукта (ВВП), в этом секторе работает более половины населения.
В Российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественнополити-ческое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже двадцать с лишним лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития.
В России за последний год, по официальным данным, вклад малого бизнеса в ВВП страны вырос с 9% до 13%. На доходы от МБ у нас пока живут не более 20-25% жителей, а в Сибири, традиционно "промышленно-сырьевом" регионе, - и того меньше. По прогнозам аналитиков, в течение ближайших 4-5 лет возможно двукратное увеличение доли участия малого бизнеса в российском ВВП. Для этого необходимы меры, которые облегчили бы частным предпри-нимателям доступ к кредитным ресурсам. И такие меры принимаются, причем в последнее время - все активнее.
Впервые в мире на российский малый бизнес обратили внимание в 1994 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создал в России Фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) для оказания финансового содействия этому сектору. На кредитование частных предпринимателей по специально разработанной программе ЕБРР выделил тогда 300 млн долларов, заключив соглашения с несколькими российскими банками. Дело пошло. В 1995-1997 годах количество и объемы кредитов, выдаваемых малым предприятиям, неуклонно росли. Примерно в то же время, в середине 90-х, небольшие частные предприятия решило стимулировать и родное государство. Во всех российских регионах были организованы некоммерческие структуры с похожим названием - Фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП). Они были призваны помо-гать начинающим бизнесменам за счет средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов. В том числе предоставлять им кредиты на льготных условиях. Нельзя сказать, что первый опыт этой деятельности был успешным.
Из-за непродуманности государственных программ поддержки малого бизнеса к 1997 году фонды оказались в глубоком кризисе. А в августе 1998-го грянул дефолт. Даже сравнительно успешно работавший фонд ЕБРР потерял огромные суммы. Для нескольких банков-партнеров, работавших с ним по про-грамме кредитования малого бизнеса, то лето стало роковым. Однако малый бизнес не умер, а наоборот, продемонстрировал, что благодаря своей гибкости, умению быстро перестраиваться под требования рынка именно он может стать основой для подъема экономики. Отношение иностранного капитала и российских властей к малому бизнесу стало меняться на глазах.
В конце 1998 года Европейский банк реконструкции и развития, наученный горьким опытом, разработал новую концепцию поддержки частных предпринимателей через ФПМБ. Было принято решение передать кредитный портфель в другой, специализированный банк, который собирал бы средства по текущим кредитам и предоставлял бы новые. Такой структурой стал Россий-ский банк проектного финансирования. В 2000 году он сменил название на Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк). Одним из основных напра-влений его работы стала поддержка СМП в регионах. В Сибири КМБ-Банк имеет филиалы и представительства в городах Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Кроме того, ЕБРР продолжил партнерскую работу по программе кредитования малого бизнеса со Сбербанком, имеющим разветвленную сеть отделений практически во всех регионах страны. А с февраля 2003 года его партнером стал новоси-бирский Сибакадембанк, отделения и филиалы которого расположены почти по всей Сибири. Кредитное соглашение на сумму 3 млн долларов заключено сроком на 4 года. Наконец, 16 декабря 2003 года был подписан договор между ЕБРР и банком УралСиб (Уфа), который получил на кредитование малого бизнеса 10 млн долларов. В настоящее время идет пилотная стадия проекта, с клиентами работают только в Уфе и Санкт-Петербурге, но в ближайшее время планируется экспансия программы в другие филиалы и отделения банка.