Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:10, курсовая работа
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Очевидно, что благодаря западным деньгам перед сибирским мини-бизнесом открываются широкие перспективы. Впрочем, сегодня источником его разви-тия служит не только иностранный капитал. Те региональные Фонды поддер-жки малого предпринимательства, которые "выжили" после кризиса (в России из 89 их осталось 52, в Сибири - почти в каждом регионе), стали понемногу набирать обороты. Им пришлось очень много работать, чтобы реабилитировать имя фонда и саму идею господдержки малого предпринимательства, Они вынуждены были доказывать не только необходимость выделения средств на поддержку малого бизнеса, но и то, что они умеют с этими средствами работать. Постепенно появились возвраты кредитов, а начиная примерно с 2000 года рынок кредитования резко акти-визировался. К тому же в стране происходят преобразования, которые способ-ствуют повышению общего уровня предпринимателей. Меняется в лучшую сторону отношение к бизнесу, и это дает свои результаты. На федеральном уровне темой кредитования малого бизнеса сейчас активно занимаются и Центробанк, и Госдума, и Совет Федерации. Проводятся совеща-ния, издаются новые инструкции, разрабатываются программы - словом, про-цесс идет. В Сибири "поднимать" малый бизнес пытаются и администрации регионов. Среди примеров решения этого вопроса есть как положительные, так и отрицательные.
Новосибирская область.
Помимо банков, работающих по программе ЕБРР, кредитованием новосибир-ских мелких бизнесменов занимается областной Фонд поддержки малого предпринимательства. Он реализует областную целевую программу "Государ-ственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области " (первая аналогичная программа была реализована в 2001-2003 годах). Одно из основных направлений - материально-финансовая помощь субъектам малого предпринимательства: развитие системы микрокредитования, субсидиирова-ние части процентных выплат по банковским кредитам и лизинговым обязательствам, взятым СМП. В рамках этой программы фонд предоставляет как коммерческие микрокредиты (до 300 тыс. рублей на срок до 6 месяцев), так и льготные - как правило, на 1,5-2 года, а иногда и на 5-6 лет. Кроме того, ФПМП может компенсировать процентную ставку по банковским кредитам, которые уже получили предприниматели. Оказывается поддержка тем предпринимателям, проекты которых направлены на решение определенных социальных проблем. В частности, особое внимание уделяется бизнесменам из области. В самом Новосибирске малый бизнес уже способен встать на ноги самостоятельно.
Красноярский край.
В апреле 2004 года власти Красноярского края ввели в действие экспери-ментальную программу поддержки малого бизнеса: они компенсируют полови-ну ставки рефинансирования в общей процентной ставке кредита у пред-приятий, предложивших наиболее перспективные инвестиционные проекты. Льготы могут получить предприятия, требующие кредитования в размере от 300 тыс. до 5 млн рублей. Проект должен быть экономически точно просчитан, а бизнес - зарегистрирован на территории Красноярского края. Это работает так: бизнесмен, взяв в банке кредит (скажем, 1 млн рублей под 20% годовых), обращается в краевую администрацию. Если его проект выигрывает конкурс, то за 50% ставки рефинансирования рассчитывается краевой бюджет. В итоге ре-альная процентная нагрузка при сегодняшней ставке (14%) снижается для предпринимателя на 7%. Такие условия для малых предприятий вполне приемлемы, но на эти цели краевыми властями в 2004 году отпущено всего 10 млн рублей. Если учесть, что всего в крае около 11 тыс. СМП, на всех жела-ющих явно не хватит. В качестве реальной перспективы, которая может серьезно "расшевелить" кредитование малого бизнеса в крае, специалисты видят создание специализи-рованного агентства, помогающего предпринима-телям становиться на ноги с использованием как административных, так и финансовых рычагов. Для этого сейчас обсуждается создание единого гарантийного фонда, который мог бы стать обеспечением кредитов для "на-чинающих", а опытным - приносить определенные дивиденды.
Томская область.
По словам председателя Независимого профсоюза предпринимателей Томска Александра Остроушко, несколько лет назад для частных предпринимателей и предприятий малого бизнеса получить кредит было серьезной проблемой. Во-первых, высокие банковские ставки увеличивали вероятность того, что вернуть кредит будет крайне затруднительно. Во-вторых, сами банки были еще сла-быми, не обладали серьезными кредитными ресурсами и боялись невозвратов, а потому предъявляли к потенциальным ссудополучателям повышенные требо-вания. Предложение отставало от спроса. Сегодня же и банки стали сильнее, и в предпринимательской среде произошел "естественный отбор": слабые разо-рились, остальные в большинстве своем заработали состояние, обзавелись собственностью: машинами, квартирами, магазинами. И теперь уже банкам приходится бороться за клиента. Предложение выросло, проблема получения кредита перестала быть острой. Конечно, получить большой кредит, например 500 тыс. рублей, на длительный срок все еще сложно.
Среди негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих финансовую поддержку частным предпринимателям, выделяется Томский филиал международного фонда FINCA International (Foundation for International Community Assistance - Фонд по содействию международному сообществу). Эта организация основана в 1984 году в США как инструмент оказания финансовой помощи предпринимательству в странах с развивающейся рыночной эконо-микой. В настоящее время она работает в 22 странах. Основное направление работы - развитие малого бизнеса путем предоставления микрозаймов. Томское отделение FINCA, открытое в марте 2001 года, в течение двух лет было един-ственным в Сибири (в апреле 2003-го начал работу филиал в Новосибирске).
Работает в Томской области и Фонд развития и поддержки малого пред-принимательства, который на конкурсной основе осуществляет кредитование небольших бизнес проектов из бюджетных средств. В последнее время в связи с тем, что большая часть налогов стала уходить в федеральный бюджет и бюджет Томской области был сокращен, фонд переживает не лучшие времена.
Алтайский край.
В Алтайском крае с 1 января 2004 года начался эксперимент по льготному кре-дитованию личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Всего в крае около 460 тыс. частных подворий, на их долю в общем производстве сельхозпродукции края приходится свыше 98% картофеля, 91% овощей, 66% мяса и почти 50% молока. В целевой программе участвуют краевая администрация и Россельхозбанк. Из краевого бюджета на реализацию программы выделено в общей сложности 140 млн рублей, из федерального - 54 млн. В основном средства идут на компен-сацию процентной ставки по кредитам, которые владельцы ЛПХ берут в банке. Государство возмещает две трети процентной ставки. Ежегодно на эти цели из краевого бюджета выделяется по 20 млн рублей, из федерального - по 5 млн. Кредиты предоставляются на строительство производственных помещений, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, приобретение кормов, ГСМ, удобрений, элитных семян, молодняка скота и птицы.
Иркутская область.
В экономике Иркутской области малое предпринимательство является самой перспективной сферой. Малый бизнес Иркутской области представлен 12 000 малых предприятий и работающими в малом бизнесе 80-тью тысячами гра-ждан. Судя по данным областной администрации, в регионе зафиксированы и действуют 19 объединений малых предприятий (ОП). Среди субъектов малого предпринимательства происходит постоянное развитие рынков деятельности, особенно в промышленности.
Наибольшей популярностью пользуются торговля и общественное питание - 44 % предприятий; 18 % занимаются промышленным производством. 530 основа-телей фирм отдали предпочтение лесной промышленности, это самая попу-лярная отрасль в регионе. Среднегодовой прирост древесины в Иркутской области оценивается в 50-70 миллионов кубометров, а ее общие запасы - в 7-9 миллиардов кубометров (11% общероссийских запасов).
190 предприятий производят пищевую продукцию, 130 заняты в металлургии, 115 - в легкой промышленности, на изготовлении строительных материалов специализируются 64 фирмы. Практически во всех сферах деятельности Иркутская область имеет своих собственных производителей. Большинство предприятий создаются людьми, которые имеют профессию, не связанную с родом их бизнеса. Бытовой сервис представляют 384 организации.
По территории области малое предпринимательство развито неравномерно. Около 90 % малых предприятий сосредоточено в городах, при этом 40,5% в Иркутске, 9% - Ангарске, 26,5% - в Братске.
Рис. Распределение малых предприятий по отраслям экономики в Иркутской области
Паспорт областной государственной целевой программы |
Наименование программы | «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 гг.» | ||||||||||||||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы | Распоряжение губернатора Иркутской области от 24 июня 2005 года № 217-р | ||||||||||||||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы | Распоряжение губернатора Иркутской области от 24 июня 2005 года № 217-р | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Основание для разработки программы | 1. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». | ||||||||||||||
Государственный заказчик программы | Администрация Иркутской области | ||||||||||||||
Ответственный исполнитель | Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области | ||||||||||||||
Основные разработчики программы | Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области при участии: | ||||||||||||||
Основная цель Программы | Повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области | ||||||||||||||
Цели Программы | Экономические цели1. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Иркутской области за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательской среды. Социальные цели6. Снятие социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями в территориальном развитии муниципальных образований Иркутской области. Организационные цели8. Создание эффективной рыночной консультационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. | ||||||||||||||
Основные задачи Программы | 1. Структурные изменения в предпринимательской среде. Увеличение доли малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг. 2. Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных предпринимателей к консалтинговым и/или образовательным услугам. 3. Усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей. 4. Изменение отношения населения к предпринимательской деятельности. | ||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2010 годы | ||||||||||||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
1. Законодательство и административные барьеры. | ||||||||||||||
2. Повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в МО и исследования рынка | |||||||||||||||
3. Помощь начинающим предпринимателям. | |||||||||||||||
4. Повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства и привлечение инвестиций в региональный бизнес. | |||||||||||||||
5. Ресурсная поддержка малого предпринимательства. | |||||||||||||||
6. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. | |||||||||||||||
7. Развитие человеческого ресурса. | |||||||||||||||
8. Усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей. | |||||||||||||||
9. Развитие малого предпринимательства в приоритетных отраслях, в том числе: | |||||||||||||||
10.Информационное обеспечение и формирование положительного имиджа предпринимателя. | |||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы(тыс. руб.) |
| ||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты Программы | 1. Увеличение до 6 единиц числа малых предприятий в расчете на 1000 жителей. | ||||||||||||||
Система организации и контроля за исполнением Программы | 1. Координацию и организация реализации мероприятий Программы осуществляет департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, Совет по предпринимательству при губернаторе Иркутской области. |
Развитие малого и среднего предпринимательства является ключевым фак-тором экономического роста регионов, городов, в том числе и Братска, обеспе-чивая решение проблем занятости, оказания услуг населению и крупным пред-приятиям, а также являющееся одним из основных источников пополнения бюджета города. Сегодня в Братске действует почти 1400 организаций малого бизнеса, которые обеспечивают работой около 19 тысяч братчан. Всего в сфере малого и среднего бизнеса, с учетом индивидуальных предпринимателей, за-нято более 35 процентов работающего населения, то есть свыше 36 тысяч брат-чан. С 2009 года в Братске осуществлялась работа по выполнению мероприятий долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Братске на 2009-2011годы». Одним из основных направлений долгосрочной целевой программы является оказание консульта-ционной и организационной поддержки малому и среднему бизнесу. За 2009 год в комитет потребительского рынка товаров и услуг поступило 2425 обра-щений, из них:
-по вопросам осуществления розничной и оптовой торговли – 624 (25,7%);
-по оказанию услуг общественного питания – 32 (2,3 %),
-по вопросам бытового обслуживания населения – 28 (1,2%);
- по вопросам организации деятельности в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности – 11 (0,4%);
-по торговому обслуживанию ярмарок и городских мероприятий – 471 (19,4%);
-по деятельности садово-огороднических и гаражных кооперативов – 243 (10,0%);
-по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности (в том числе роз-ничной торговли алкогольной продукцией) –553 (22,8%);
-по вопросам организации своего бизнеса – 203 (8,4%);
-по вопросам кредитования субъектов малого бизнеса – 25 (1,0%);
-по вопросам участия в городских конкурсах – 228 (9,4%);
-по вопросам защиты прав предпринимателей – 7 (0,3%).
Консультации по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности оказываются при личной беседе, по телефону «Горячей линии» 349-142, электронной почте, а также через официальный сайт администрации города. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпри-нимательства осуществлялось через СМИ и сайт администрации города. В разделе «поддержка предпринимательства» размещены материалы, помога-ющие руководителям предприятий и предпринимателям ориентироваться в изменениях законодательства, в конкурентоспособности своего бизнеса, в решении финансовых и кадровых проблем. Проведены презентации: - автома-тизированной информационно - измерительной системы коммерческого учета энергоресурсов ( электроэнергетики, теплоэнергии, воды, газа), с целью внедре-ния систем энергосбережения на предприятиях малого бизнеса; - Байкальской международной бизнес школы Иркутского государственного университета «Бизнес-образование-
Организовано и принято участие в работе 7 круглых столов по проблемным вопросам в сфере малого предпринимательства, в том числе с представителями Законодательного собрания Иркутской области и депутатами Думы города Братска по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в усло-виях финансового кризиса. Для создания благоприятных условий осуществле-ния внешнеэкономической деятельности организовано участие руководителей малых предприятий в рабочей встрече с администрацией Братской таможни. В целях активизации работы по развитию въездного туризма проведен круглый стол «Въездной туризм - как фактор экономического развития территорий. О проблемах развития туристического потенциала города Братска». Принято участие в обучающем семинаре «Организация работы по развитию туристско-рекреационного комплекса на территориях муниципальных образований», организованном Управлением туризма министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области совместно с НОУ ВПО Иркутский институт международного туризма. Создан Координационный совет по туризму при администрации муниципального образования города Братска. Проведено расширенное заседание Совета по малому и среднему предпри-нимательству при мэре города Братска, 10 заседаний координационных групп Совета по направлениям оказываемой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Особое внимание, в сложившихся кризисных условиях было уделено развитию инфраструктур поддержки предпринимательства: создан «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства города Братска», Ассоциация «Бизнес-инкубатор города Братска». В целях развития предпри-нимательского потенциала подрастающего поколения, в рамках празднования Дня российского предпринимательства проведена акция «Дни предпринима-тельства в братской школе». В рамках реализации мероприятий Программы , в целях расширения деловых связей, рынка сбыта товаров, поддержки местных производителей оказана информационно-организационная поддержка субъек-там малого и среднего предпринимательства по участию в городских, реги-ональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях: - в ме-ждународной выставке туристических услуг «Байкалтур-2009»; - в областной выставке «Земля Иркутская»; - организовано и проведено 2 выставки - продажи с дегустацией молочной продукции производителей городов Братска, Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Братского, Куйтунского районов; ярмарка-про-дажа товаров местных товаропроизводителей на «Празднике кулича», «Хлебосольный Братск»; ярмарка–продажа «Все для сада, огорода» с участием сельхозтоваропроизводителей города Братска, Братского района, садоводческих товариществ; 8 ярмарок «выходного дня»; выездная торговля местных сельхоз-производителей - 99 выездов. Организовано участие СМСП в торговом обслу-живании городских праздников: «Масленица», «Родительский день», «День Победы», «Троица», «День защиты детей», «День молодежи». Предприниматели приняли активное участие в городских благотворительных мероприятиях: в благотворительном марафоне « Помоги ребенку, и ты спасешь мир», в оказании адресной и шефской помощи многодетным , малообеспе-ченным семьям, ветеранам ВОВ и инвалидам. С целью формирования положительного имиджа предпринимательства, развития предпринимательства в социально-значимых сферах деятельности, повышения профессионального мастерства, улучшения качества предоставляемых услуг населению в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Братске на 2009-2011годы» проведено 7 городских конкурсов: «Лучшее предприятие бытового обслуживания», «Лучшие товары и услуги города Братска», конкурс на лучший объект сезонной торговли и бытового обслуживания «Сибирское лето», «Братская уха», «Луч-ший предприниматель города Братска», городской конкурс среди журналистов печатных средств массовой информации на лучшую публикацию о малом и среднем бизнесе, городской студенческий конкурс «Лучший предпринима-тельский проект». На реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Братске на 2009-2011годы» использовано из бюджета города 584,32 тыс. руб.