Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Малый бизнес в России 4
1.1. Определение малого бизнеса 4
1.2 Функции малого предпринимательства в России 5
1.3 Этапы становления малого предпринимательства в России 7
1.4 Масштабы малого бизнеса в России. 9
Глава 2. Малое предпринимательство 11
2.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 11
2.2 Роль малого предпринимательства в экономике 14
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура 18
Глава 3. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 21
3.1 Состояние и тенденции развития малого бизнеса Санкт-Петербурга 21
3.1.1Оценка общей тенденции развития предприятий 22
3.2. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 23
Глава 4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 26
4.1.Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации. 26
4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 29
4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Российский малый бизнес7.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ” 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО ОБЩЕЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 

на тему:

Российский малый бизнес 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент Миронов Николай Игоревич, группа №111

Научный руководитель: Бородина Татьяна Сергеевна                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 год

Содержание 
 

 

 

Введение

 

     Среди главных ресурсов стратегического  значения, позволяющих стране выйти  из кризиса и вступить на путь стабильного  развития, следует выделить предпринимательство, как структуру, гибко встроенную в социально – экономическую систему стран мира.

      В последние годы малое предпринимательство  стало играть все более заметную роль в подъеме различных отраслей экономики. Предпринимательский потенциал России велик и многообразен, однако он мало задействован в современной рыночной экономике. Теоретическая и методическая база, устанавливающая возможность влияния предпринимательства на ход проведения экономической реформы с целью повышения её эффективности и действенности, разработана еще слабо.

     Малый и средний бизнес – это сфера  приложения труда и источник доходов  значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

     По - этому я считаю целесообразным развитие малого бизнеса в России. В дальнейшем я рассмотрю проблемы и особенности регионального развития малого бизнеса на примере Санкт-Петербурга в своем реферате. 

Глава 1. Малый бизнес в России

1.1. Определение малого бизнеса

     В процессе проведения рыночных реформ малым предприятиям отведена роль катализатора пробуждения частной инициативы граждан, важнейшего элемента для формирования конкурентной производственной среды, стабилизатора занятости для населения, аккумулирующего работников, высвободившихся с государственных предприятий в процессе приватизации и структурных сдвигов.

     В России отсутствуют единые научные  критерии отнесения предприятия  к группе «малые предприятия». Действующее законодательство и статистика противоречивы. В период 1991-1995 годов к малым предприятиям относили предприятия с численностью работающих до 15-200 человек в зависимости от сферы деятельности. В последние года основными критериями являются:

  1. ценз по численности работающих: в промышленности до 100 человек, науке и научном обслуживании – до 30 человек, общественном питании и отраслях непроизводственной сферы (здравоохранение, образование и так далее) – до 50 человек;
  2. ценз по собственности: а)доля участия в уставном капитале государства и общественных организаций: менее 25%, б)доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства: менее 25%. После долгих споров по поводу определения «малого предприятия» было решено, что с точки зрения налогообложения малыми могут считаться предприятия, в которых трудится меньше 100 сотрудников и у которых годовой доход не достигает 15 млн. руб. Это определение нашло воплощение в федеральном законе N 104-ФЗ от 24 июня 2002 г., вступившем в силу 1 января 2003 г.

     К субъектам малого предпринимательства  относятся также фермерские хозяйства  и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

1.2 Функции малого  предпринимательства  в России

     В развитых странах повышенный интерес к малому предпринимательству с конца 1970-х годов связан с венчурным научно-техническим инновационным процессом создания и внедрения новых технологий, просто технических новшеств. Центральным отличием малого бизнеса России от малого предпринимательства развитых стран является третьестепенность научно-технической венчурной инновационной составляющей. Малопродуктивный труд в простой мелкой торговле, в мелком посредничестве и услугах, в сопутствующих полукустарных производствах и в технологически простом строительстве это наиболее распространенная область деятельности малых предпринимателей России. Простота позволяет малому предпринимательству снижать хозяйственные риски. А сложно организованный - «интеллектоемкий» малый бизнес оказывается крайне неустойчивым. Его губит слабость инфраструктуры и низкая дееспособность российского законодательства и судебной системы. В том числе отсутствие эффективной защиты прав собственности, коррупция, неисполнение судебных решений, неразвитость контрактного права, влияния на бизнес разветвленной сети криминальных структур и тому подобное.

    В отличие от западных стран в России трудно налаживается кооперация между  малыми предприятиями. В этом проявляется  свойственные отечественному социуму  ненадежность партнерских отношений и дефицит доверия к институтам государства и рынка. Специфической чертой российского малого бизнеса является и то, что его субъекты практически не имеют собственности и основного капитала. Абсолютно доминирующая часть субъектов малого предпринимательства ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений и оборудования. В этом смысле российские субъекты малого предпринимательства ближе к слою наемных работников, чем к слою крепких собственников.

      Но  если говорить о сугубо экономических функциях малого предпринимательства, то можно отметить следующие:

  1. функция работодателя (в России создание одного рабочего места на малом предприятии обходилось в 1998 году в 15 раз дешевле, чем на крупном);
  2. производителя продукции и услуг;
  3. катализатора научно-технического прогресса;
  4. налогоплательщика;
  5. агента рыночных отношений.

Не менее значимы  функции социальные:

  1. во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
  2. во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и так далее), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;
  3. в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

      Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах  с развитой рыночной экономикой. А  именно создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий.

 

1.3 Этапы становления  малого предпринимательства  в России

    Легальный малый бизнес начал возрождаться в нашей стране в конце 80-х годов  в форме «кооперативов» (по сути частных предприятий). В годы перестройки малое предпринимательство включалось в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс развития кооперативного движения. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства. В целом неплохое положение дел в экономике обусловило отношение к данному периоду как к “золотому веку” малого предпринимательства.

    Первый  этап (1987—1991) был этапом динамичного  развития малого предпринимательства  в производстве дефицитных потребительских товаров, в сфере бытовых услуг, а главным образом — в посреднической торговле. Возможности игры на огромной разнице сравнительно низких государственных и быстро возраставших рыночных цен создавали благоприятные условия для быстрого первоначального накопления капитала. Стала образовываться нормальная конкурентная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за  выживание на основе повышения качества, разнообразия товаров и услуг или снижения цен на них. Падение потребительского спроса на товары отечественного производства малое предпринимательство компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с “челночной” деятельности. Для первого этапа характерен первичный передел государственной собственности на основе проведения ваучерной приватизации, представляющий путь разгосударствления собственности, включающий как бесплатную ее раздачу, так и продажу объектов производственной деятельности, но не по рыночной стоимости, а на основе ее балансовой оценки в ценах 1991 г.

    К концу этого этапа в России насчитывалось 268 тыс. малых предприятий. Росту малого предпринимательства способствовало льготное налогообложение: кооператив платил в первый год своей деятельности 3% валового дохода.

    Второй  этап (1992-1993) был периодом грюндерства  — массового учреждения новых  предприятий малого бизнеса. В 1992 г. число малых предприятий выросло в 2,1 раза, в 1993 г. — в 1,54 раза. Бурный рост малого бизнеса был вызван временным ослаблением административного нажима и возможностями получения доходов в период высокой инфляции.

    Третий  этап (1994-1998) характеризовался стагнацией и даже сокращением числа малых предприятий. В 1995—1998 гг. их количество колебалось в пределах 850—870 тыс. Одновременно произошло сокращение числа занятых в малом бизнесе более чем вдвое. После бурного роста резкая остановка в развитии малого предпринимательства имела эффект абсолютной неожиданности. Это явилось результатом раздела и частично монополизации основных рынков товаров и услуг ограниченным числом крупных фирм, сохранением высоких барьеров для вхождения в этот сектор экономики, а также постепенным исчерпанием психологических ожиданий быстрого и легкого обогащения. Резко возросло налоговое бремя, что повлекло за собой уход все большего числа малых предприятий в теневой сектор экономики.

    Тогда в полную силу шли разговоры и  дискуссии о том, как скоро численность российских малых предпринимательств достигнет 2-3 миллионов с объемом продукции в 35-45% от ВВП. То есть о том, когда российское малое предпринимательство достигнет мировых стандартов. Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. В данном случае оптимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями. Процесс приватизации вызвал изменения в сфере занятости. Если в 1990 г. свыше 80% занятого населения России работало на государственных и муниципальных предприятиях, то к 1998 году свыше 61% занятого населения трудилось либо на предприятиях, находящихся в частной собственности, либо в смешанной собственности. При этом около 2% занятого населения работает на предприятиях находящихся в собственности иностранных юридических и физических лиц. И хотя процесс приватизации сопровождался большими социальными издержками, криминализацией экономике, а сложившаяся структура собственности отнюдь не оптимальная для России, тем не менее, в стране заложен фундамент для построения эффективной рыночной экономики. 

      Четвертый этап (с 1998 г.) начался  в обстановке острого финансового кризиса. В августе — сентябре 1998 г., по оценке, около 30% мелких предпринимателей были вынуждены приостановить свою деятельность, и впоследствии около 10% малых предприятий так и не приступили к работе. К наиболее пострадавшим сферам относятся туризм, рекламный бизнес, привязанные к торговле виды транспорта. В целом к 2000 году более 90% предприятий и организаций уже не являются государственными, а стали либо частными, либо находятся в совместной форме собственности. [11]

1.4 Масштабы малого бизнеса в России.

    Масштабы  мелкого бизнеса в России хотя и значительны: около 12 % объема производства это продукция мелких предприятий, на них занято около 8% работающих в народном хозяйстве, но все же меньше чем предполагали разработчики экономической реформы, и намного меньше, чем в развитых странах.

    Максимальный  всплеск развития малого бизнеса был в 1993-1995 годах, в этот период доля малых предприятий в выпуске товаров и услуг составлял 15% от всего народнохозяйственного выпуска (1993г.), их число достигло 900 тысяч (1994 г.), численность работающих достигла почти 9 млн. человек, то есть 13% от всех занятых в народном хозяйстве России. После 1995 года произошло уменьшение доли и роли сектора малого предпринимательства в экономике страны.

    В 1999 г. в России действовало 890 тыс. малых  предприятий. Требуемая критическая масса малого бизнеса в международной практике определяется из расчета: одно малое предприятие на 30-50 жителей страны (региона). Следовательно, для России такая критическая масса должна колебаться в пределах 3,5—5 млн. предприятий малого бизнеса. Доля малого предпринимательства в ВВП в 1999 г. едва достигала 10% (в 1997 г. — 12%). Достижение критической массы малого бизнеса могло бы увеличить его вклад в ВВП до 20-25% (по мнению ряда экспертов, для нормального функционирования рыночной экономики в этом секторе должно производиться не менее 50% ВВП).

Информация о работе Российский малый бизнес