Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Малый бизнес в России 4
1.1. Определение малого бизнеса 4
1.2 Функции малого предпринимательства в России 5
1.3 Этапы становления малого предпринимательства в России 7
1.4 Масштабы малого бизнеса в России. 9
Глава 2. Малое предпринимательство 11
2.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 11
2.2 Роль малого предпринимательства в экономике 14
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура 18
Глава 3. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 21
3.1 Состояние и тенденции развития малого бизнеса Санкт-Петербурга 21
3.1.1Оценка общей тенденции развития предприятий 22
3.2. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 23
Глава 4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 26
4.1.Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации. 26
4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 29
4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Российский малый бизнес7.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     Безусловно, кризис повлияет не на все малые  предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов  малого предпринимательства будет  не очень сильным.

К таким предприятиям прежде всего относятся:

  • предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
  • предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
  • предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
  • предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
  • предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

     Для решения указанных проблем и  предотвращения негативного влияния  кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

     Возможными  мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут  выступать:

  1. меры в области увеличения финансовой поддержки;
  2. меры в области имущественной поддержки;
  3. меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
  4. меры в области информационной поддержки.

      

     Необходимо  принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки  малого предпринимательства.

    • Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.
    • Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ (победителями данного конкурса), а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.
    • Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.

     Второй  группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

     Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на

     стимулирование  спроса на товары и услуги малых  предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий.

4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса"

     Меры, направленные на развитие малого предпринимательства  в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

  1. меры в области налогового регулирования;
  2. меры в области сокращения административных барьеров;
  3. меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
 

     Меры  в области налогового регулирования  могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь  образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений.

     Например, временное освобождение от налогов  на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе  налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения.

     С целью высвобождения у малых  предприятий дополнительных средств  целесообразно сократить общую  налоговую нагрузку на малые предприятия  за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

     Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия.

     Прежде  всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса.

     Необходимо  также упростить доступ малых  компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

     Учитывая  высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних  и крупных предприятий, можно  предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников  на малые предприятия и тем  самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

Заключение

     В процессе исторического развития отношение  и к фигуре предпринимателя и  к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в  формировании и развитии рыночных отношений  была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса.

     За  последние годы в России в сфере  малого бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной  поддержки и развития малого бизнеса, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

      Развитие малого бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

     Я думаю, что надо делать ставку на малый инновационный бизнес, ориентировать регионы на становление малого инновационного бизнеса. Также необходимо придавать особое значение формированию треугольника наука-образование-бизнес, чтобы малые инновационные компании могли легче образовываться при вузах и институтах, чтобы и молодые люди, которые заканчивают вузы, работают в институтах, могли начать свое дело, воплотить в жизнь все инновационные идеи, которые у них есть.

     Специфика поддержки малого бизнеса и состоит  в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы. Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Так как, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

     

Список  использованной литературы

 
  1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: Изд. «Наука», 1993.
  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: основной курс: - М.: ИНФРА, 2003г.
  3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: учебник для вузов. – М.: Изд. Академический проект, 2000.
  4. Криворучко О.Н., Зайцев А.А., Лобанов С.Н. Становление предпринимательской экономики в России. – М.: Изд. «Экономика», 2000.
  5. Малый бизнес России / Под ред. к.ф.н. Ершова Ю.С. - М.: РАРМП, 2000г.
  6. Никитина С.К. История Российского предпринимательства. – М.: Изд. «Экономика», 2001.
  7. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. Каганова В.Ш. - М.: Академия менеджмента и рынка, изд. Перспектива, 2002 г.
  8. Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов. - Мир России.1994,№1.
  9. Условия развития и современное состояние предпринимательской деятельности в России / Под ред. Л.С. Тарасевича, К. Эклунд, А.И. Муравьева – Спб.: Изд. СпбГуэф, 2000. – 182 с.
  10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Изд. «Международные отношения», 1993.
  11. Вакарев А. Малое предпринимательство как элемент функционирования регионального хозяйства в период чрезвычайных ситуаций//Предпринимательство №2, 2008г.
  12. Литвак Е. «Аналитическая записка» -М.: АНО "НИСИПП" 2008г.
  13. http://os.bishelp.ru

                 

Информация о работе Российский малый бизнес