Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:34, курсовая работа
Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Введение 3
Глава 1. Малый бизнес в России 4
1.1. Определение малого бизнеса 4
1.2 Функции малого предпринимательства в России 5
1.3 Этапы становления малого предпринимательства в России 7
1.4 Масштабы малого бизнеса в России. 9
Глава 2. Малое предпринимательство 11
2.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 11
2.2 Роль малого предпринимательства в экономике 14
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура 18
Глава 3. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 21
3.1 Состояние и тенденции развития малого бизнеса Санкт-Петербурга 21
3.1.1Оценка общей тенденции развития предприятий 22
3.2. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 23
Глава 4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 26
4.1.Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации. 26
4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 29
4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
4. Развитие и повышение эффективности инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства в регионах РФ;
Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно
широкое развитие получили организуемые
государственными органами и частными
предприятиями специальные
Это лишь некоторые из мер, поддержки малых предприятий, которые могут реально повысить уровень развития последних. Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении мер поддержки. Нельзя допустить, чтобы все новации свелись к очередной волне бюрократической регламентации, наращиванию полномочий и штатов контролирующих органов!
Удельный
вес малых предприятий Санкт-
За 1992-1999 годы число малых предприятий увеличилось более чем в 10 раз. Насыщенность экономики Санкт-Петербурга малыми предприятиями составила в 1997 году 20 малых предприятий, а в 1998 году - 22 малых предприятия в расчете на 1000 человек населения, что более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России.
В начале 2000 г. в городе осуществляло свою деятельность 108,7 тыс. малых предприятия, объем произведенной продукции (услуг) которых составил 36020,7 млн. рублей. В 2002 г. действовало 131,447 тыс. предприятий. Затем, однако, произошел спад, и на 01.01.2003 г. в городе было зарегистрировано только 89,94 тысячи малых предприятий и 113,0 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.
По состоянию на 01.01.2005 в Санкт-Петербурге осуществляло свою деятельность 105,75 тысяч малых предприятий и 140 тысяч предпринимателей без образования юридического лица, которые обеспечивали занятость 1048,5 тысячи человек, что составляет 42% от экономически активного населения. Таким образом, к 2005 г. количество малых предприятий почти достигло уровня 2000 г. За два года (2003-2005) число субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге увеличилось на 42,9 тысячи и составляет 245,8 тысяч субъектов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на сегодня в Санкт-Петербурге на 1000 человек населения приходится 23 малых предприятия, что по прежнему более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России, однако не более, чем в 1998 г. Таким образом, нельзя не отметить некоторую стагнацию в развитии МБ в нашем регионе.
Объем произведенной субъектами малого предпринимательства продукции (услуг) за 2004 год составил 133 миллиарда рублей, а объем инвестиций в основной капитал составила 3,96 млрд. рублей. При этом инвестиции в основной капитал увеличились по сравнению с 2003 годом более чем на 1,5 миллиарда рублей. Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга оценивается в 20%. В 2005 г. хозяйственный оборот малых предприятий Санкт-Петербурга в 2005 г. составил 188,3 млрд. рублей, или 27,5% от общего оборота предприятий города. Доля малых предприятий в общем объеме производства составила около 20%.
Предприятия малого бизнеса концентрируются в сферах деятельности с низкой фондоемкостью и высокой трудоемкостью: в сфере услуг (в основном посреднического характера), торговле. За 1992-1999 годы удельный вес малых предприятий торговли вырос с 19,4% до 50,0%.
Наука традиционно была одна из ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга как крупнейшего научного центра страны. Не случайно удельный вес малых предприятий данной отрасли в 1992 году был довольно высоким: 19,2%, что более чем в 3 раза превышало средний показатель для России. Однако в 1999 году он уменьшился до 5,0% (в России - 3,4%). Удельный вес малых предприятий промышленности в 1999 году составил 18,6%, науки - 4,3%, торговли - 49,4% в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями всех отраслей экономики.
По данным на 2005 г., 52,9 % малых предприятий создано в сфере торговли и общественного питания, 11,3% предприятий осуществляют свою деятельность в сфере промышленности, 10,8% - в сфере строительства, 5% - в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, 3,3% - осуществляют операции с недвижимостью, 3,3% - в сфере транспорта и связи, 2,8% - в сфере науки и научного обслуживания, 2,5% - в сфере здравоохранения, 2,2 % - в сфере услуг, 5,9% - другие виды деятельности.
Отраслевая
структура малого бизнеса в последние
годы формировалась под воздействием
исключительно рыночных механизмов,
что свидетельствует о
Начиная с 2000 года, в бюджете Санкт-Петербурга выделяются средства на цели поддержки и развития малого бизнеса в соответствии с Программами государственной поддержки малого предпринимательства.
Так,
в соответствии с законом Санкт-Петербурга
«О программе государственной
В рамках трехгодичной Программы было создано 16 районных Центров делового развития, 6 инновационно - технологических Центров, организован гарантийный фонд микрокредитования малых предприятий. В Санкт-Петербурге, за счет средств городского бюджета, совместно с Департаментом федеральной службы занятости, восстановлена программа подготовки начинающих предпринимателей из числа граждан ищущих работу с предоставлением услуг по регистрации предприятия.
За два года по данной программе создано более 500 новых предприятий. На базе одной из налоговых инспекций города организован единый Центр регистрации предприятий, работающий по принципу «одного окна», что позволило значительно упростить и ускорить до пяти дней процедуру регистрации предприятия. Впервые в рамках Программы создана система финансово-экономического мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства, позволяющая вести наблюдение за работой 2500 предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая теневую составляющую бизнеса.
Значительную часть Программы составляют обучающие семинары, в которых за три года приняли участие более 5500 предпринимателей. Создан единый электронный информационный ресурс для малого бизнеса, объединяющий более 80 партнеров, работающих в сфере поддержки малого предпринимательства.
В 2004 году Правительством Санкт-Петербурга утверждена Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, которая является базовым документом, определяющим политику Санкт-Петербурга в сфере развития данного сектора экономики. В том же году была разработана Программа государственной поддержки кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1676 «О мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге»). Данная Программа была направлена на развитие производства и повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, а также обеспечение доступности банковского кредита более широкому кругу субъектов малого предпринимательства.
В основу Программы был заложен принцип возмещения из бюджета Санкт-Петербурга суммы страховой премии при страховании кредитного риска коммерческого банка при предоставлении им кредита субъектам малого предпринимательства, в случае неполного залогового обеспечения.
Основные отрасли малого бизнеса участвовавшие в Программе 2005 года: промышленное производство, строительство, транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание, розничная и оптовая торговля. На реализацию Программы было предусмотрено 25 млн. рублей.
Данная Программа позволила, при сравнительно небольшой величине бюджетных средств, предложить субъектам малого предпринимательства значительную массу недорогих кредитных ресурсов при недостаточности залогового обеспечения. К реализации Программы, по договорам с банками, были привлечены организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающие первичный отбор заемщиков, соответствующих критериям, установленным Федеральным законом от 14.06.95 № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно отметить, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, хочу подчеркнуть, что в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях.
Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров. Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.