Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:34, курсовая работа
Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Введение 3
Глава 1. Малый бизнес в России 4
1.1. Определение малого бизнеса 4
1.2 Функции малого предпринимательства в России 5
1.3 Этапы становления малого предпринимательства в России 7
1.4 Масштабы малого бизнеса в России. 9
Глава 2. Малое предпринимательство 11
2.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 11
2.2 Роль малого предпринимательства в экономике 14
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура 18
Глава 3. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 21
3.1 Состояние и тенденции развития малого бизнеса Санкт-Петербурга 21
3.1.1Оценка общей тенденции развития предприятий 22
3.2. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 23
Глава 4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 26
4.1.Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации. 26
4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 29
4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Если дать анализ развития малого предпринимательства по отраслям экономики, то их доля наиболее высока в торговле и общественном питании (44,5%), в промышленности (15,7%), в строительстве (15,8%). В остальных отраслях экономики роль малых предприятий незначительна.
В региональном разрезе малое предпринимательство в стране получило наибольшее развитие в Центральном районе 30,7% всех малых предприятий страны, их них 20,2% приходится на Москву, в Северо-Западном районе – 14,9%, из них 12,9% приходится на Санкт-Петербург, в Поволжском районе – 9%, в Северо-Кавказском районе – 9,2%, в Уральском районе – 9,9%, в Западно-Сибирском районе – 8,7%. В остальных регионах малое предпринимательство развито значительно слабее и соответствующее количество малых предприятий, расположенных на их территории меньше. Так, в Северном районе находится 2,4% всех малых предприятий страны, в Волго-Вятском – 3,1%, в Центрально-Черноземном – 3,0%.
Основными факторами, препятствующими нормальной работе малых предприятий, остаются высокие налоги, недостаток собственных оборотных средств, административные барьеры (38 организаций могут в любой момент закрыть любое предприятие), коррупция (по некоторым подсчетам, мелкие предприниматели по всей стране тратят на взятки чиновникам ежемесячно примерно 15% своего дохода), сложность и дороговизна получения банковских кредитов (в 1999 г — до 50% годовых), высокая арендная плата и неразвитость структуры сбыта.
Малый бизнес в России, хотя и не очень быстро, но развивается. В последние годы намечается процесс более тесной производственной кооперации малых предприятий и крупных предприятий, и также идет процесс более тесной кооперации малых предприятий между собой. В свою очередь государство разрабатывает целый пакет крупных программ и мер по поддержанию малого бизнеса.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. Эти особенности отражают как преимущества, так и недостатки бизнеса. Сначала рассмотрим преимущества, который дает малый бизнес.
Конечно же, как и в любой не только экономической, но и жизненной сфере деятельности, у малого предпринимательства существуют недостатки. Исследователи и политические обозреватели, занимающиеся вопросами малого бизнеса, выделяют следующие недостатки, плавно переходящие в проблемы предпринимательства:
Специальное
научное направление –
Рассмотрим роль малого предпринимательства в экономике на примере Российской Федерации. Углубленное толкование политико-экономического значения предпринимательства в экономической системе, среди российских экономистов было предпринято Автономовым В.С., который связал «предпринимательскую функцию» с некоторыми основными категориями политической экономии: формами собственности, монополией, конкуренцией.
Если
оценить значение предпринимательской
функции в экономических
Предпринимательская функция в специфических условиях России приобретает ряд общеэкономических признаков и свойств, определяющих ее универсальное, интегральное и ситемореформирующее значение в построении эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.
Универсальность, как общее свойство предпринимательства, наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое разнородные структурные образования, принадлежащие к различным формам собственности (частная, коллективная, государственная), обладающим различным набором способов, форм и методов ведения хозяйства.
На
ранних этапах формирования и развития
рыночной экономики предприниматели
выступают инициатором
Еще Р.Катильон отмечал: «… если нет предпринимателя, то не и рыночного равновесия». Рынок координирует потребности и производство через механизм спроса и предложения, который приводится в действие именно предпринимателями. Чутко и своевременно отслеживая динамику спроса, предприниматели, в зависимости от него, строят маркетинговую систему предложения своих товаров.
Предпринимательство не препятствует, а, наоборот, способствует осуществлению дальновидных проектов и планов, требующих длительного сотрудничества различных хозяйственных субъектов. Тем самым оно является естественным союзником государства, заинтересованного в реализации долговременных стратегических направлений реформирования экономики.
Системоформирующая
роль предпринимательства в
На
каждом новом этапе социально-
Предпринимательство
способно объединить в единое целое
разнообразные комбинированные
структуры экономики (чисто государственные,
чисто рыночные, государственно-рыночные,
корпоративно-государственные и так далее),обеспечивая
единство цели – построение конкурентоспособной
экономики и способов ее реализации на
практике, в широко и повседневно осуществляемой
предпринимательско-
Государство
и предпринимательство в
В настоящее время в России, как и в ряде других стран, государство функционирует как «надсистема», неся универсальную ответственность за социально-экономическое развитие страны, однако имеет весьма узкое поле реального воздействия на эффективность этой сферы. Данное поле в основном ограничивается рамками государственного сектора экономики, который, кстати говоря, меньше всего охвачен эффективными преобразованиями по сравнению с другими секторами экономики, и поэтому все больше сдает позиции.
Переход
экономики предпринимательства
к предпринимательской
Особую роль в поддержке малого предпринимательства играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать и о том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования. А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия.
Рассмотрим направления решения проблем развития малого предпринимательства программными методами на федеральном уровне: