Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов. Он является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Малый бизнес в России 4
1.1. Определение малого бизнеса 4
1.2 Функции малого предпринимательства в России 5
1.3 Этапы становления малого предпринимательства в России 7
1.4 Масштабы малого бизнеса в России. 9
Глава 2. Малое предпринимательство 11
2.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 11
2.2 Роль малого предпринимательства в экономике 14
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура 18
Глава 3. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 21
3.1 Состояние и тенденции развития малого бизнеса Санкт-Петербурга 21
3.1.1Оценка общей тенденции развития предприятий 22
3.2. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 23
Глава 4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 26
4.1.Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации. 26
4.2.Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 29
4.3.Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Российский малый бизнес7.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    Если  дать анализ развития малого предпринимательства по отраслям экономики, то их доля наиболее высока в торговле и общественном питании (44,5%), в промышленности (15,7%), в строительстве (15,8%). В остальных отраслях экономики роль малых предприятий незначительна.

    В региональном разрезе малое предпринимательство в стране получило наибольшее развитие в Центральном районе 30,7% всех малых предприятий страны, их них 20,2% приходится на Москву, в Северо-Западном районе – 14,9%, из них 12,9% приходится на Санкт-Петербург, в Поволжском районе – 9%, в Северо-Кавказском районе – 9,2%, в Уральском районе – 9,9%, в Западно-Сибирском районе – 8,7%. В остальных регионах малое предпринимательство развито значительно слабее и соответствующее количество малых предприятий, расположенных на их территории меньше. Так, в Северном районе находится 2,4% всех малых предприятий страны, в Волго-Вятском – 3,1%, в Центрально-Черноземном – 3,0%.

    Основными факторами, препятствующими нормальной работе малых предприятий, остаются высокие налоги, недостаток собственных оборотных средств, административные барьеры (38 организаций могут в любой момент закрыть любое предприятие), коррупция (по некоторым подсчетам, мелкие предприниматели по всей стране тратят на взятки чиновникам ежемесячно примерно 15% своего дохода), сложность и дороговизна получения банковских кредитов (в 1999 г — до 50% годовых), высокая арендная плата и неразвитость структуры сбыта.

     Малый бизнес в России, хотя и не очень  быстро, но развивается. В последние  годы намечается процесс более тесной производственной кооперации малых предприятий и крупных предприятий, и также идет процесс более тесной кооперации малых предприятий между собой. В свою очередь государство разрабатывает целый пакет крупных программ и мер по поддержанию малого бизнеса.

Глава 2. Малое предпринимательство

2.1 Преимущества и  недостатки малого  предпринимательства

    Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. Эти  особенности отражают как преимущества, так и недостатки бизнеса. Сначала рассмотрим преимущества, который дает малый бизнес.

  • В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
  • Второе преимущество - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
  • Третье - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
  • Четвертое - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
  • Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
  • Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
  • Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала,  то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и так далее).

      Конечно же, как и в любой не только экономической, но и жизненной сфере деятельности, у малого предпринимательства существуют недостатки. Исследователи и политические обозреватели, занимающиеся вопросами малого бизнеса, выделяют следующие недостатки, плавно переходящие в проблемы предпринимательства:

    1. Отсутствие эффективных и реальных инструментов государственной поддержки. Декларативный характер преференций для малого бизнеса. Фактически государство сейчас делает только первые подходы к комплексному решению проблем малого бизнеса.
    2. Действия контролирующих структур. Здесь безусловный лидер – налоговая полиция. Даже правоохранительные структуры - постоянная головная боль предпринимателей - отошли на второй план. Нерешенной остается проблема коррупции в разрешительных, надзорных, правоохранительных органах. 
    3. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке, громоздкость системы бухгалтерского учета и отчетности. Принцип “одного окна”, призванный ослабить административное давление на малый бизнес, на практике реализуется слабо. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени.
    4. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования. Слабая имущественная база, а также несправедливость приватизационных процедур, лишающих малые предприятия возможности получить в собственность арендуемое государственное (муниципальное) имущество. 
    5. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, установление связей с поставщиками. Проблема кредитной необеспеченности стоит очень остро. Большинство предприятий малого бизнеса нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности. Однако как частные, так и государственные финансовые структуры выделяют кредиты крайне неохотно. Доступность банковского кредитования подтверждают лишь 16 процентов предпринимателей. 24 процента пытались взять кредит в банке, но либо получили отказ, либо сочли условия крайне невыгодными.
    6. Отсутствие однозначной “экономической ниши”, закрепленной за малым бизнесом. Большинство малых предприятий занимается предоставлением услуг и розничной торговлей, и только немногие заняты в сфере материального производства. Однако развитие крупных торговых сетей вытесняет с рынка розничной торговли малые предприятия. Выходом может быть переориентация малого бизнеса на сферу материального производства. Но здесь предпринимательство сталкивается с проблемой чрезмерной монополизации экономики России, доминирования крупного бизнеса, который вытесняет малый бизнес с рынков.
    7. Нехватка информационных ресурсов. Государственные органы часто скупы на предоставление информации, которая могла бы способствовать развитию малого бизнеса. Поэтому задачей некоммерческих организаций, помогающих малому предпринимательству, является восполнение возникшего информационного дефицита.

2.2 Роль малого предпринимательства  в экономике

     Специальное научное направление – экономика  предпринимательства получило в последние годы заметное развитие. Основополагающее значение в раскрытии взаимосвязей экономики и предпринимательства имеет положение о целесообразности включения в теоретический багаж современной науки о предпринимательстве в России такого емкого научного понятия, как «предпринимательская функция экономического развития». Теоретический смысл и значение этой дефиниции был выявлен в ряде работ представителей западной экономической мысли, и прежде всего Й.Шумпетера.

     Рассмотрим  роль малого предпринимательства в экономике на примере Российской Федерации. Углубленное толкование политико-экономического значения предпринимательства в экономической системе, среди российских экономистов было предпринято Автономовым В.С., который связал «предпринимательскую функцию» с некоторыми основными категориями политической экономии: формами собственности, монополией, конкуренцией.

     Если  оценить значение предпринимательской  функции в экономических системах, исходя из потребностей экономического реформирования  России, то можно  выявить некоторые ее новые, важные содержательные стороны, позволяющие подойти к выводу о фундаментальном влиянии предпринимательства на структуру, механизм, другие важные атрибуты современной российской экономики.

     Предпринимательская функция в специфических условиях России приобретает ряд общеэкономических признаков и свойств, определяющих ее универсальное, интегральное и ситемореформирующее значение в построении эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.

     Универсальность, как общее свойство предпринимательства, наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое разнородные структурные образования, принадлежащие к различным формам собственности (частная, коллективная, государственная), обладающим различным набором способов, форм и методов ведения хозяйства.

     На  ранних этапах формирования и развития рыночной экономики предприниматели  выступают инициатором укрепления и вызревания рыночных отношений. На более поздней стадии развитый рынок сам способствует качественному и количественному росту предпринимательства. Для экономики России, характеризующейся многообразием форм собственности и огромным различием степени вызревания рыночных отношений, особое значение имеет то принципиальное положение, что предпринимательство генетически больше связано не столько с капитализмом, сколько с рынком. Он объединят, а не разъединяет два основополагающих момента – политико-экономический и общечеловеческий в эффективной деловой деятельности людей, что особенно важно для России, где до сих пор велика политизация общества. Тем не менее, именно при рыночной организации предпринимательская функция становится естественным и необходимым атрибутом экономики.

     Еще Р.Катильон отмечал: «… если нет предпринимателя, то не и рыночного равновесия». Рынок координирует потребности и производство через механизм спроса и предложения, который приводится в действие именно предпринимателями. Чутко и своевременно отслеживая динамику спроса, предприниматели, в зависимости от него, строят маркетинговую систему предложения своих товаров.

     Предпринимательство не препятствует, а, наоборот, способствует осуществлению дальновидных проектов и планов, требующих длительного  сотрудничества различных хозяйственных  субъектов. Тем самым оно является естественным союзником государства, заинтересованного в реализации долговременных стратегических направлений реформирования экономики.

     Системоформирующая  роль предпринимательства в современной  экономической системе России определяется тем, что оно оказывает глубокое и всестороннее воздействие на весь экономический строй, экономические структуры, отраслевые, межрегиональные и региональные комплексы.

     На  каждом новом этапе социально-экономического развития страны такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюнктурной экономической ситуации.  Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения общественно-экономической ситуации путем ее слома, переделки и перестройки, то есть революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности, среди которых достойное место занимает предприимчивость, выразителями и носителями которой является как российские промышленники, предприниматели, так и российское государство – инициатор и организатор крупных предпринимательских начинаний и проектов планомерной предпринимательско-хозяйственной деятельности, имеющей общенациональное значение.

     Предпринимательство способно объединить в единое целое  разнообразные комбинированные  структуры экономики (чисто государственные, чисто рыночные, государственно-рыночные, корпоративно-государственные и так далее),обеспечивая единство цели – построение конкурентоспособной экономики и способов ее реализации на практике, в широко и повседневно осуществляемой предпринимательско-хозяйственной деятельности на всех уровнях (государство , субъекты Федерации, корпорации, фирмы, арендные предприятия и так далее).

     Государство и предпринимательство в настоящее  время – два основных «полюса» концентрации экономических ресурсов, сил и способов организации хозяйства, которые противопоставлены друг другу. Для их сближения целесообразно, чтобы государство, организующее процесс становления рыночных отношений само перешло на эффективный режим функционирования, предполагающий широкое применение комбинированных государственно-предпринимательских рычагов, способов, форм и методов решения крупных стратегических общенациональных задач.

     В настоящее время в России, как и в ряде других стран, государство функционирует как «надсистема», неся универсальную ответственность за социально-экономическое развитие страны, однако имеет весьма узкое поле реального воздействия на эффективность этой сферы. Данное поле в основном ограничивается рамками государственного сектора экономики, который, кстати говоря, меньше всего охвачен эффективными преобразованиями по сравнению с другими секторами экономики, и поэтому все больше сдает позиции.

     Переход экономики предпринимательства  к предпринимательской экономике, когда экономика и предпринимательство формируются и развиваются как единая система – закономерный этап. Он связан с трансформацией роли предпринимательства как отдельного, так называемого «предпринимательского сектора» экономики в качественно новое состояние, когда предпринимательство становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России. Следовательно, можно говорить о том, что появились первые признаки формирования предпринимательской экономики России, использующей достижения и учитывающей  просчеты «рыночной» и «переходной» моделей экономического развития страны. [9, стр.9-15]

2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфрастуктура

     Особую  роль в поддержке малого предпринимательства  играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать и о том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования.  А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия.

     Рассмотрим  направления решения проблем развития малого предпринимательства программными методами на федеральном уровне:

  1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства;
  2. Совершенствование мер по государственной поддержке и защите малого предпринимательства; 
  3. Разработка механизмов финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения малого     бизнеса, в том числе:
  • cоздание и развитие системы финансирования малого предпринимательства на основе предоставления государственных гарантий через максимальное привлечение, банковских и частных инвестиционных ресурсов;

Информация о работе Российский малый бизнес