Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 08:38, контрольная работа

Описание

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.

Содержание

Введение.

I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.

1.1.системный кризис и его последствия.

1.2.необходимость реформирования российской экономики.

1.3.основные направления и результаты реформирования российской экономики.

II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.

2.1.условия и предпосылки необходимые для развития рынка.

2.2.рыночный механизм и проблемы его формирования в российской экономике.

2.3.роль государства в совершенствовании рыночных отношений.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Кафедра экономической теории 
 
 

Контрольная работа 

По экономической  теории

Тема: Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ. 
 
 

                                                                   
 

                Выполнил: студент ФВ и ЗО

                Курс 1 группа З09 МО(у)

                Специальность МО

                Заочной формы обучения

                Никитина  М. А.

                Проверил: к.э.н., доцент Хисамутдинов Р.Н.

. 
 
 
 

                          

  

Оренбург 2010г. 
 

      План.

    Введение.

    I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.

    1.1.системный кризис и его последствия.

    1.2.необходимость  реформирования российской экономики.

    1.3.основные  направления и результаты реформирования  российской экономики.

    II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.

    2.1.условия  и предпосылки необходимые для развития рынка.

    2.2.рыночный  механизм и проблемы его формирования  в российской экономике.

    2.3.роль  государства в совершенствовании  рыночных отношений.

    Заключение.

    Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.

    Именно  ее, так упорно, вот уже 19 лет наше государство пытается развивать. В пути к новой системе регулирования национального хозяйства в России встречались различные проблемы. Традиции командно-административной системы плохо заменялись  рыночными традициями. Но даже сам выбор рыночной экономики как альтернативы плановой системы вызвал жаркие споры у экономистов и государственных деятелей.

      Именно о проблемах перехода  и развития рыночной экономики  в России будет идти речь  в данной курсовой работе. Также  будут отмечены условия необходимые для перехода к рынку, созданные и не созданные, роль государства в совершенствовании рыночных отношений. А так же возвращаясь назад, отметим, а так ли была необходима реформирования российской экономики.

    Итак, мы выяснили, что объектом данного исследования будет рыночный механизм. А так же проблемы его формирования в России.

    Основной  целью работы является: показать какие проблемы встретились на пути к рынку в нашем государстве, а какие еще ждут своего решения. Проблемы, а так же их решения не возникают на пустом месте, нужно найти причины их возникновения, чтобы они возникли, и была возможность их решить. Но мы всего лишь найдем проблемы и посмотрим, откуда они взялись – это будет задачей данной курсовой работы.

    Данная  тема очень актуальна в данное время, так как даже 19 лет спустя, имея совсем другое государства, мы имеем проблемы, которые тянутся за государством «шлейфом» из прошлого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Необходимость и основные направления

    реформирования российской экономике.

    § 1 Системный кризис и его последствия. 

    Командно- административная система управления – это централизованное государственное  управление, которое заставляет все  предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с  помощью приказов и других неэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в следующей схеме.

      Суть данной системы - в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное.

    Для того чтобы лучше разобраться  и понять данную систему приведем следующую таблицу.

    Основные  черты
  • господство государственной собственности;
  • диктатура государственного плана в экономике;
  • административные методы управления экономикой;
  • финансовая диктатура государства;
    Основные  плюсы     + более стабильная экономика;

    + больше уверенности людей в экономике;

    + меньше неравенства в обществе;

    + гарантия минимального жизнеобеспечения  всем;

    + нет проблем трудоустройства;

    + удобный для многих государственный  патернализм;

    Основные  минусы     - неудовлетворительная работа госсобственности;

    - нет стимулов к усердному труду;

    - безынициативность и безответственность  работников;

    - неэффективность экономики и  всеобщие дефициты;

    - диктатура производителей над  потребителями;

    - низкий уровень жизни людей.

    Эта таблица показывает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов административной власти. А это сводит «на нет» самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно - распорядительных методов. Тем самым подрывается свободная предприимчивость работников и их материальная заинтерисованость  в результатах труда.

    Приказное управление в полной мере утверждается, когда происходит огосударствливание экономики. Такая мера оправдано применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой и голодом. Командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В крайних условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.

    В нашей стране административное управление хозяйством была установлена в конце 1918г., когда начались гражданская  война и иностранная интервенция. Нужды обороны потребовали централизации  управления страной. Была введена продразверстка . промышленность на выпускала товаров для населения и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.

    Значит, командно-административную систему  управления можно признать нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй страны и её граждан находится под угрозой.

    Когда же война заканчивается, командное  управление экономикой изживает себя и, как правило, устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921г., чисто командная система была упразднена. Однако в конце 20-х – начале 30-х годов 20 века вновь произошло полное огосударствливание  экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась система командования народным хозяйством.

    В начале хозяйственного строительства сверхцентрализованое управление давало определенный результат, ибо объём выпуска всей продукции был ещё очень невелик, а структура промышленности была сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если  в 1920-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 1990-х годах имелось свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства более 45 тыс. крупных предприятий промышленность выпускала свыше 24 млн. наименований видов продукции.

    Но  не возможность, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных задач, связанных с развитием такого хозяйства привила в результате к огромным проблемам в экономике.

    Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь  путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным  причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные, производственные мощности, сырьё, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план постоянно перекраивался. Его окончательная доводка и исправления осуществлялись в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять «любой ценой».

    За  более чем 50-летние существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис. Именно это породило необходимость реформирования российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2 необходимость  реформирования российской экономики. 

    Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

    Административно-командная  система имела два существенных недостатка. Первый- это её негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорции близка к критической точке. Второй недостаток- это крайне низкая производительность впоследствии тотального подавления хозяйственной инициативы.

Информация о работе Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ