Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 08:38, контрольная работа
Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.
Введение.
I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.
1.1.системный кризис и его последствия.
1.2.необходимость реформирования российской экономики.
1.3.основные направления и результаты реформирования российской экономики.
II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.
2.1.условия и предпосылки необходимые для развития рынка.
2.2.рыночный механизм и проблемы его формирования в российской экономике.
2.3.роль государства в совершенствовании рыночных отношений.
Заключение.
Литература.
Отвергая принципы рынка и демократической организации общества, социализм выдвигал вместо них внешне привлекательные идеи, которые позволяли некоторым экономистам выделять одной из главных черт социализма сознательное регулирование жизни общества и каждого человека со стороны государства.
В разрезе экономической практики это не что иное, как планирование народного хозяйства. Планирование вначале действительно может дать
неплохие результаты, ведь нельзя
отрицать достижения советской
экономики, особенно в 1930-
Но
своими успехами социализм обязан огромной
концентрации усилий и ресурсов на
развитие тяжелой и военной
Например, в послевоенный период потребление сырья и энергии на одну единицу конечного продукта в СССР превосходило аналогичный показатель в США - в полтора-два раза. Средний срок строительства промышленного предприятия составлял около 15 лет по сравнению с менее чем двумя годами в США. В 1960-1980-е гг. как минимум 15% рабочей силы в промышленности было избыточным, администрация держала их «на всякий случай» или не имело возможности их уволить. Избыточной было и примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции, т. е. она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из-за низкого качества, стремления предприятия иметь запасы на случай перебоя в поставках сырья или просто из-за несовпадения спроса и предложения.
И
все же наиболее характерной чертой
советской системы был
Недостатки советской системы особенно ярко проявились в 1970-1980-е гг., когда СССР не смог в массовом порядке освоить достижения научно-технической революции и тем самым проиграл историческое соревнование с капитализмом. Только в оборонных отраслях, которые пользовались абсолютным приоритетом в снабжении ресурсами, оборудованием и кадрами, Советскому Союзу удалось сохранить научно-технический приоритет. В остальных же отраслях предприятия не только не были заинтересованы в использовании новой техники, но и активно сопротивлялись этому, потому что любая реорганизация предприятия мешала выполнять план. Не случайно в СССР получил распространение термин «внедрение», имевший смысловой оттенок насильного навязывания промышленности достижений НТР. Советская экономическая система отторгала научно-технический прогресс. Другая причина отставания в НТР состояла в крайней неповоротливости советских предприятий, которые не имели возможности права без длительных бюрократических согласований менять технологию или ассортимент.
Опасаясь
утраты контроля над народным хозяйством,
советское руководство упорно отгораживало
страну от мирового хозяйства. СССР был
лишен такого важного фактора
современной хозяйственной
Все это оборачивалось растущим отставанием от стран с рыночной экономикой, замедлением научно-технического прогресса и крайне низким уровнем жизни населения. Согласно оценкам, в 1980г. ВВП СССР на душу населения составлял только 37% от показателя США. По мнению ряда исследователей, в начале 1980-х годов прекратился и реальный рост советской экономики – в дальнейшем статистика регистрировала увеличение совокупного производства только за счет скрытого роста цен.
Постепенно командно- административная система изживала себя и все сильнее была необходимость реформирования экономики. То наследие, которое оставила данная система, делало реформирование особенно трудным:
-отсутствие
частной собственности и
-доминирование государства в хозяйственной жизни страны;
-монополизация
всей хозяйственной
-отсутствие коммерческих банков, финансовых и валютных рынков;
-изолированность от мировых экономических и научно-технических процессов;
-неравномерное развитие отдельных секторов и отраслей народного хозяйства;
-доминирование в структуре производства крупных, негибких и технически устаревших предприятий.
С
развитием электронно-
Но,
даже объективная информация, поступающая
в плановые органы для принятия решений,
в современную эпоху устаревает необычайно
быстро. Стремительно меняется спрос и
другие условия производства. Возникают
новые технологии, которые не могут быть
заранее спрогнозированы и включены в
план. Отсутствие быстрой реакции на новшества
и отсутствие достоверной и актуальной
информации было одной из важнейших проблем
командно-административной системы. Все
это стало необходимостью реформ, которыми
в дальнейшем и занялось правительство
уже новой страны, выделив три ее главных
направления: либерализацию, приватизацию,
стабилизацию.
§ 3 Основные направления и результаты реформирования
российской экономики.
За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов:
-
институциональные,
-
вещественно-структурные,
Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институтов и глубокому кризису с точки зрения институтов и глубокому кризису с точки зрения объёма и структуры экономики.
Такое
сочетание не противоречит идее о
том, что институциональная
Одной из первых реформ в России была проведена либерализация. Эксперты отмечают, что прошедшая в России либерализация экономики проходила довольно тяжело, так данные реформы сталкиваются с широким социальным недовольством.
В
России основная часть мероприятий
по либерализации экономики
Среди рыночных реформ ведущее место занимает приватизация. Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.
Независимость участников рынка от государства – очень важный признак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и банков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и государство.
Значение приватизации состоит ещё и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т.е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности.
Приватизация началась в 1993 г. До середины 1994 г. она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам. Отсутствие у населения денежных средств делало не возможным другую схему приватизации, т.е. продажу. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х гг.было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системы.
В
результате ваучерной приватизации
к середине 1994г. примерно 60% бывших государственных
предприятий перешли в
В процессе приватизации благодаря отношению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы.
К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов в государственный бюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство её правовой базы обуславливали запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях – сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление.
В 1995г. правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализовывалась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация главным образом осуществлялась в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государственной собственности. Банки получали государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в последствие, как правило, превратились в собственного этого имущества.
Укрепление
финансовых возможностей негосударственного
сектора позволило
Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основой стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности – это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
Информация о работе Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ