Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 08:38, контрольная работа

Описание

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.

Содержание

Введение.

I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.

1.1.системный кризис и его последствия.

1.2.необходимость реформирования российской экономики.

1.3.основные направления и результаты реформирования российской экономики.

II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.

2.1.условия и предпосылки необходимые для развития рынка.

2.2.рыночный механизм и проблемы его формирования в российской экономике.

2.3.роль государства в совершенствовании рыночных отношений.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

    2) там, где ранее товарные экономические  отношения не возникали. Это  касается рынка недвижимости, жилья,  финансовых, денежных ресурсов;

    3) формирование новых рынков, которые характеризуют новое направление развития – возникновение рыночных отношений труда и капитала, становление рынков рабочей силы и капиталов, генезис, который являлся специфической чертой переходной экономики. 

    В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах бывшего социалистического лагеря, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризацией экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствие в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистической психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может быть более длительным и болезненным, чем в других странах.

    Специфику вхождения России в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования определяют следующим: относительно низким уровнем развития производственных сил; ослабленностью  мировых хозяйственных связей; сохранением элементов административно-командной системы хозяйствования; высоким уровнем концентрации производства при незначительном противовесе в виде сферы малого и среднего бизнеса; монополизированной структурой экономики и основных рынков; оторванностью от человека (отчуждением от производства); необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов; сочетанием противоречивых процессов «регионализации» рынков  и усиления хозяйственной взаимозависимости экономик отдельных республик и регионов, районов и т.д., необходимости единого экономического пространства.

    Вопрос  перехода общества к рыночным структурам не прост. Трудность понимания проблемы заключается в том, что теоретические воззрения и общественная практика не всегда совпадают, а для некоторых авторов они прямо противоположны. Одни в рынке видят главный путь выхода из кризиса, другие утверждают, что именно рынок загнал наше общество в тупик.

    Формирование  рыночной экономики – сложный, противоречивый процесс. Рынок как социальная форма  организации экономики, с одной  стороны, вызывает в человеке активность, а с другой – порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ в России должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику.

    Таким образом, экономические реформы в России должны быть «настроены»  на человека, на удовлетворение его потребностей, на развитие его как личности. Но все это хорошо выглядит в теории, на практике же порождает множество проблем, об этих проблемах будет идти речь в следующем параграфе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Рыночный механизм хозяйствования

    и проблемы его формирования в России.

       На пути России к рыночной  экономике все время становились  непреодолимые препятствия, так  было во время первой попытки  перейти к рынку в конце 19 века, так случилось и в 90-х годах 20 века. Но если процесс становления рынка в 1917 году остановила идеология, в которой не было место рынку то в 90-е и по наши дни  на пути рынка становится грязные игры политиков, чиновничий произвол и олигархи. Так называемые особенности  развития российского рынка, среди которых можно перечислить безалаберность и бессистемность, половинчатость и медлительность, а то и просто торможение или полное отсутствие реформ обеспечивались противниками перемен. Они в своей борьбе за власть скрывали их, спекулируя на объективных трудностях перехода к рынку. В результате подрывались сами идеи рыночных и демократических преобразований.

       В результате искажения и отсутствия  реформ  не были  обеспечены  необходимые условия для развития рынка и его механизмов, многие авторы считают, что наибольший урон российской экономике только становившейся

    на  путь рыночной стали следующие факторы:

    1. не была обеспечена полноценная  частная собственность, являющаяся  гарантом свободы действий и стимулом для энергичных хозяев-предпринимателей.

    2. не была произведена реформа  налоговой системы в интересах  производителей. Огромные налоги  и проценты за кредит наносили  урон инвестиционным ресурсам  и вовсе не стимулировали потенциальных  инвесторов.

    3.свирепствовавшие бюрократизм, воровство и коррупция, бессилие судов и правовой беспредел, терроризм и нестабильность политической обстановки способствовали оттоку отечественных капиталов за рубеж и незаинтересованности иностранных инвесторов во вложение своих капиталов в экономику России.

    4.из-за  низменных пороков многих российских  политиков не были проведены   полноценные реформы. Главными  импульсами их деятельности являлись  жадность, корыстное использование  общей собственности, озабоченность  устройством своего быта, наслаждение властью и созданными для себя привилегиями. Мудрости же, бескорыстия и искренней заботы об интересах всего общества и страны, к сожалению, очень недостает.

       Однако нравственное нездоровье  властных структур вовсе назначит, что эти структуры   вовсе ненужны. Необходимость регулирования национального хозяйства и главная цель регулирования - упорядочение экономики с пониманием характера объектов управляющего взаимодействия, была всегда.

    Объектами же управления экономикой являются 3 макроэкономических фактора, на которых держится вся национальная экономика. Во-первых, макроэкономическим объектом управления является совокупное производство. Под ним подразумевается все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги. Во-вторых, объектом общенационального регулирования является совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и продавцы реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется следующими факторами:

    - уровнем рыночных цен;

    - потенциально возможным объём  изготовления благ в стране;

    - уровнем  издержек производства  продукции;

    - коммерческой выгодой её производства.

    В-третьих, регулирующему воздействию подлежит совокупный спрос – сумма денег, которую члены общества готовы заплатить за покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить свои потребности.

      Объем совокупного спроса зависит  от ряда факторов:

    - уровня цен;

    - величины доходов населения;

    - распределение доходов  на  потребление (текущий спрос) и  накопление (спрос, отложенный на будущее);

    - налогов (части доходов, отданных  государству);

    - государственных закупок (спроса  государства);

    - предложения денег со стороны  кредитных учреждений.

      Все регулируемые объекты внутренне  взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливается прямые связи: совокупное производство непосредственно предопределяет суммарное предложение товаров и услуг на рынке, а предложение во  многом предопределяет совокупный спрос. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него – на суммарное производство.

       Наконец, между объектами регулирования  существуют необходимые объемные  соотношения. При  их нарушении  возникает народно-хозяйственное  неравновесие. Допустим, что производство  оторвалось  от учета объема всего покупательского спроса и создало благ больше чем это, нужно для общественного потребления. Тогда возникает, как известно кризис перепроизводства. Если же производство произвело существенно меньше продуктов, чем нужно для потребления людей, то налицо кризис недопроизводства.

       Из этого можно сделать вывод,  что главное условие нормального  развития макроэкономики – такое  состояние национального хозяйства  , при котором оно может полностью  удовлетворить весь покупательский  спрос.

      Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает, что равенство объёмов суммарных величин производства, предложения и спроса и соответствие друг другу структур этих макроэкономических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон выражает условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структур совокупных величин производства, предложения и спроса,    

       Объективные требования этого  закона учитывается  при составлении  национальных счетов, при разработке  долгосрочной  экономической политики  государства, при формировании  прогнозов и планов хозяйственного  развития и др.

    Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных видах неравновесия:

    А) структурных кризисах (несоответствие элементарного состава производства и совокупного спроса);

    Б) кризиса перепроизводства (превышение объема всего производства и предложения  над совокупным спросом);

    В) массовой безработицей (уменьшение спроса на рабочую силу по сравнению с  её предложением на рынке труда);

    Г) инфляция (превышение предложения денег  над их спросом).

      Для постоянного поддержания  общей пропорциональности национального хозяйства нужен регулятор всей макроэкономики – «хозяйственный механизм».

    Макроэкономический  регулятор – это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет  следующую роль: объединяет все хозяйство  нации в единую систему, направляет деятельность всех низовых звеньев экономики, распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными предпринимательства.

    Регулятор макроэкономики начинает действовать  при  определенных предпосылках, а именно в условиях единого национального хозяйства, впервые такие условия создали развитое товарное производство и рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный. Но кроме этого без вмешательства государства в дела рынка и его участников не возможен цивилизованный рынок, и ни какие макрорегуляторы здесь не помогут. Об этом речь будет идти ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §3. Роль государства в совершенствовании  рыночных отношений.

    Роль  государства и способность его регулировать экономические прочесы зависят от связи экономики и политики, от разработки государством экономической политики. Государство представляет собой существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов,  формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

    Поэтому возникновение и существование  государства является не только исторически  необходимым, но и общественно прогрессивным  и значимым фактором развития. С  возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном  и необходимым элементом рыночной системы.

    В последнее время доля государства  в валовом  национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись  с 60-х годов. Государство  всё больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и др. странах.

Информация о работе Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ