Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 08:38, контрольная работа

Описание

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.

Содержание

Введение.

I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.

1.1.системный кризис и его последствия.

1.2.необходимость реформирования российской экономики.

1.3.основные направления и результаты реформирования российской экономики.

II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.

2.1.условия и предпосылки необходимые для развития рынка.

2.2.рыночный механизм и проблемы его формирования в российской экономике.

2.3.роль государства в совершенствовании рыночных отношений.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

    Вплоть  до середины 1998г. другим бесспорным успехом  реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение, прежде всего в предопределении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до 11%, в 1997г. обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

    Антиинфляционная  политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994г. закона «о Центральном банке России». Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительство теряло доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.

    Только  в первой половине 1997г., когда рост цен снизился до уровня менее 20%  в годовом исчислении, ЦБ стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая роль в оживлении производства.

    Финансовый  кризис в Юго-Восточной Азии и  падение мировых цен на нефть  привели к бегству спекулятивных  иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующего дефолта привел к всплеску  инфляции на 30% в сентябре 1998г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.

    Самый неблагоприятный ход реформ –  в сфере реального производства. Как уже говорились, по формированию с началом 1990-х г. объём производства сократился в более чем в два  раза. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

    За  годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли  обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности , которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности, и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры.

    Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997г. упали при мерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-х гг. Это делало преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций,  причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформировались в прирост реальных производственных мощностей – станков, оборудование и т.д.

    Кризис 1998г. подвёл черту под начальным  периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2001гг. можно отнести следующее:

  1. девальвация российского рубля  почти в 3 раза после финансового кризиса 1998г. привела к эффекту импортозамещения, дала толчок экономическому росту ряда отраслей  отечественной промышленности, не выдерживавших ранее конкуренции с импортными товарами. Годовые темпы прироста ВВП составляли в 1999г. 4,5%, в 2000г.-8,3%, в 2001г.-5,7%. Согласно данным Госкомстата, значительный вклад в экономический рост 2001г. внесли такие отрасли, как легкая промышленность (5%), пищевая (8%), машиностроение и металлообработка (7,8%), сельское хозяйство (6,8%);
  2. важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса; вклад спроса, предъявляемого домашними хозяйствами, в экономический рост в 2001г. составил 50%;
  3. благоприятная внешнеэкономическая конъектура, прежде всего, рост цен на нефть, достигавших рекордных отметок за баррель, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и свести его в 2000 и 2001гг. с профицитом, чего не наблюдалось за все предшествующие годы реформ.

    Однако, темпы экономического роста с  конца 2001г. стали замедляться, и причина здесь не только в изменении положения дел на мировом рынке энергоресурсов после трагических событий в США 11сентебря 2001г. Многие проблемы российской экономики по-прежнему ждут своего решения.

    Прежде  всего, следует отметить, что инфляция по-прежнему остается весьма высокой (12-18%), если сравнивать ее годовые темпы с аналогичными показателями в странах Европейского Союза и США. Неопределенность, сознаваемая неустойчивыми и непредсказуемые темпами инфляции (правительственные оценки, закладываемые при составлении государственного бюджета в 2000 и 2001гг. оказались ниже фактических), препятствует осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов, подрывает доверие субъектов рынка к правительству и его мероприятиям.

    Так и не начавшаяся, по существу, реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других естественных монополий  (МПС, РАО ЕЭС, Газпром) по-прежнему остаются нерешенной и особо болезненной в социальном отношении проблемой российской экономики.

    Сохраняется так называемый фрагментарный характер российской экономики. Различные сектора, отрасли и подотрасли развиваются в автономном режиме, слабо связанные друг с другом.  В современной российской хозяйственной жизни отсутствует то, что принято называть целостной экономической системой, сбалансированной во всех своих составляющих. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую коньюктуру;  инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе так же весьма значительны.

    Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая  система России характеризуется  высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, препятствующего осуществлению подлинных рыночных реформ и обеспокоенных лишь извлечением статусной, или административной ренты. Не случайно для правительства РФ стала насущной проблемой разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

    Устойчивость  рыночных институтов является важнейшим  фактором роста. Таким образом, необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции  государства, поскольку неисполняемость  законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования рынка в России. Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприятий, проведения антимонопольной политики, создание экспортных картелей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпоративного управления и т.д.

    Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играет промышленная, или структурная политика (долгосрочный экономический курс государства, направленный на создание финансовых, организационных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики).

    Её  долгосрочная цель - структурная перестройка  экономики, формирование субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных  производств и переход к устойчивому росту. Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции  на небольшом количестве наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо прежде всего восстановить банковскую систему, которая послужит инструментом рыночного перераспределения ресурсов на приоритетные с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику нужно сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов.

    Если  развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать  перехода к устойчивому росту  в ближайшем обозримом будущем. Именно экономический рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирование накоплений человеческого капитала и создание механизмов социального партнерства с тем, чтобы сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период. Об этом пойдет речь далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Формирование рыночных отношений в российской

    экономике.

    §1. Условия и предпосылки необходимые для развития рынка.

    Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать  безработицу, инфляцию, экономическую  нестабильность, необходимо создать  условия для перехода к рыночному  хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

    -наличие  в экономике разнообразных форм собственности и хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции (если 4-5 – это олигополия, если 1-2 – монополия, что может сдерживать развитие рынка). Опыт России показал, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы происходило  довольно медленно. Результатом был экономический спад.

    - обеспечение свободы хозяйственной  деятельности, выбора партнеров  по хозяйственным связям, самостоятельности,  независимости и ответственности  за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способности свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа. Несмотря на быструю либерализацию экономики в России, рыночные регуляторы долго не могли стать преобладающими в поведении экономических субъектов. Своеобразным анклавом административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям осуществлялся с немалыми трудностями, оставалась крупная государственная промышленность, а так же сельское хозяйство.

    - формирование механизма свободного  ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок сам задает цену покупателю и продавцу. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которые не устраивают рынок. В России после начала реформ, некоторое время сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные услуги, энергоносители). В остальных же случаях свободное ценообразование привело к резкому скачку цен.

    -свободное  маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающие мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития.  Возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики.

    - полнота и доступ к информации  о состоянии рынка всех хозяйственников. Ведь именно недостаток объективной, своевременной информации  стало одной из главных причин кризиса плановой экономики.

    -наличие  рыночной инфраструктуры, т. е.  комплекса отраслей, систем, служб,  предприятий, обслуживающих рынок.

    - сохранение нерыночного сектора  экономики, при распространении  рыночных отношений.

    -последовательная  интеграция национальной экономики в систему мировых связей.

    -обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

    К сожалению, эти условия в течении  первых десяти лет перехода к рынку  в России так и не были созданы. Развитие рынка в переходной экономике  России осуществлялось по трем направлениям:

    1) в рамках корпоративно-монополистических  форм крупных хозяйственных систем. Именно эти системы являются действительно независимыми, экономически обособленными, осуществляющими хозяйственную деятельность на свой страх и риск. Взаимодействие между ними носит действительно рыночный характер, хотят оно подчинено соображениям извлечения монопольной сверхприбыли  и обеспечение устойчивости этих номенклатурно-правовых групп. Важнейшая задача продвижения к рыночной экономике состоит в сломе этой корпоративно-монополистической власти и развитие реальной самостоятельности для всех хозяйственных организаций и мелких предпринимательских структур, различных форм свободного ассоциирования;

Информация о работе Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ