И напротив, подорванное
доверие заставляет людей продавать
по явно заниженным ценам ценные бумаги
реально действующих предприятий.
Такое явление, как скупка акций,
является, наверное, уникальным и никогда
не имело подобного аналога ни в одной
стран. Появившись в начале 1997 г. этот российский
феномен в течение лета и осени захлестнул
всю страну. Многочисленные крупные и
мелкие инвестиционные компании и даже
частные лица, большей частью без наличия
соответствующих лицензий, занимались
тем, что выкупали по ценам ниже примерно
на 15-20% реальных цен биржевых мелкие пакеты
акций у физических лиц, получивших их
во время приватизации. Мелкие акционеры,
не получавшие ни дивидендов, не представлявшие
о реальной стоимости своих бумаг, с радостью
продавали казалось бы уже ненужные им
«бумажки». А покупатели формируя в течение
недолгого времени крупные пакеты, стандартные
биржевые лоты, перепродавали их крупным
институциональным, очень часто зарубежным
инвесторам. Что характерно, именно под
воздействием этого процесса Российская
торговая система вынуждена была открыть
РТС-2, систему с упрощенной процедурой
листинга ценных бумаг, где стало возможной
торговля акциями безызвестных на тот
момент предприятий, скупкой которых занимались
многочисленные региональные брокеры.
Учитывая огромный интерес инвесторов
и постоянный рост котировок сильно недооцененного
на тот момент российского рынка ценных
бумаг такая спекулятивная деятельность,
к тому же не облагаемая никакими налогами
засчет манипуляций, давала фантастические
прибыли. Доходность по таким операциям
не опускалась ниже 1 000 % годовых. Стоит
отметить тот факт, что такая деятельность,
не регулировавшаяся никоим образом, так
как органы государственной власти просто
не были готовы к подобным явлениям была
откровенным нарушением всех существовавших
на тот момент законов о деятельности
на рынке ценных бумаг и плодотворной
почвой для криминализации данного сектора
фондового рынка. Подобная практика, хотя
государство в лице Федеральной Комиссии
по ценным бумагам взялось за наведение
порядка в данной сфере, была реально остановлена
лишь осенним общемировым фондовым кризисом.
Еще одним из
секторов российского фондового
рынка на данный момент являются так
называемые информационно-торговые системы.
Основным их отличием от рассмотренной
выше Российской Торговой Системы является
полное отсутствие хоть какой-то системы
гарантии исполнения сделок. «АКМ-лист»,
старейшая и самая известная из подобных
систем, представляет из себя специализированно
подключающийся терминал, на который любой
входящий в систему участник может выставить
любые котировки любых акций; это могут
быть как акции общепризнанного эмитента,
так и любого другого акционерного общества.
Подобные системы возникли в результате
все того же бума летом 1997г. на российском
фондовом рынке, когда многие, в том числе
зарубежные инвесторы открыли для себя
новый «появляющийся» (emerging market) рынок
и были заинтересованы в инвестировании
в акции малоизвестных предприятий, которые
на тот момент не котировались ни на биржах,
ни в Российской Торговой Системе, так
как процедура листинга даже в РТС не может
занимать меньше одного-двух месяцев.
Основными недостатками информационных
систем является их абсолютная непрозрачность,
так как не ведется никакого учета проходящих
сделок или выставленных котировок. Кроме
того, все выставляемые котировки являются
индикативными, то есть возможность заключения
или не заключения сделки зависит исключительно
от того, смогут договориться заинтересованные
стороны, или нет. Появление РТС-2 решила
проблему торговли акциями «второго эшелона»
и свела практически на нет значимость
информационных систем.
Последним сектором
российского неорганизованного
внебиржевого фондового рынка, представленного
на данный момент, являются так называемые
«брокерские площадки». Этот своеобразный
вариант «телефонного» внебиржевого рынка
представляет собой следующую систему:
институциональные брокеры, официально
работающие в РТС или на бирже, получая
заказы от своего клиента, не выставляют
котировку в соответствующую систему,
а обращаются к «телефонному» маклеру
с тем, чтобы он подыскал соответствующего
контрагента на сделку. Брокеры прибегают
к такому варианту в случае, когда приходят
крупные заказы, а они хотят максимально
скрыть настроения инвесторов и не показать
ни в какой системе проходящие через данного
брокера заказы. Особенно оживляется торговля
через «площадки» в периоды биржевых кризисов,
когда вследствие обвалов фондовых рынков
и резкого падения значения фондовых индексов
официально действующие биржевые и внебиржевые
площадки закрываются в соответствии
с постановление ФКЦБ, торговля полностью
уходит из под контроля органов государственной
власти и организаторов торговли и перетекает
на «телефонный» рынок. Маклеры «брокерских
площадок» ищут сами или предлагают заказчику
уже имеющиеся заявки, сводят контрагентов
между собой, а за подобного рода услуги
берут комиссионные. Такого рода «брокерских
телефонных рынков» на данный момент около
дюжины, они общеизвестны и объемы торговли,
проходящие через них гораздо меньше,
чем в РТС, однако сопоставимы с объёмами
торгов на ММВБ и МФБ. Подобная практика
также, по мнению автора данной работы,
не может быть признана цивилизованной,
так как это делает рынок непрозрачным,
а следовательно усиливает инвестиционный
риск. Ни один из представителей органов
государственной власти, официально не
высказывался на тему существования «брокерских
площадок» и, насколько известно автору
данной работы, ФКЦБ, ответственная за
регулирование деятельности организаторов
биржевой и внебиржевой торговли, не предпринимает
никаких шагов по урегулированию существования
таких структур. Поэтому, решение данной
проблемы представляется автору, делом
первоочередной важности.
Заключение
Над данном этапе
развития рынка ценных бумаг в
России сформировались и оформились правовые,
экономические и организационные основы
для его планомерного развития, в том числе:
приняты федеральные
законы, формирующие нормативную
правовую основу рынка;
издан ряд указов
Президента Российской Федерации и
постановлений Правительства Российской
Федерации, способствующих быстрому развитию
нормативной правовой базы рынка;
создан единый
орган государственного регулирования
рынка - Федеральная комиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку
при Правительстве Российской Федерации
(ФКЦБ России), которая в соответствии
с Федеральным законом "О рынке ценных
бумаг" преобразована в Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг;
появилось значительное
количество профессиональных участников
рынка, имеющих опыт практической работы
на нем;
создан определенный
задел в развитии инфраструктуры рынка,
сформированы
основы для развития коллективных инвестиций;
разработана Комплексная
программа защиты прав акционеров и
вкладчиков.
Вместе с
тем остается нерешенным ряд значительных
проблем. сновными из которых являются:
низкий уровень
капитализации рынка и ликвидности
ценных бумаг мелких и средних
эмитентов;
высокая стоимость
заимствований на рынке государственного
долга;
отставание
в развитии инфраструктуры рынка, в
том числе информационной и телекоммуникационной
систем, недоиспользование возможностей
отечественных систем в этой сфере, недостаточный
уровень развития инфраструктуры с точки
зрения снижения рисков и их качества,
а также комплекса предоставляемых услуг;
слабое развитие
нормативной правовой базы, устанавливающей
ответственность за правонарушения на
рынке, недостаточность полномочий органов
государственного регулирования по привлечению
к ответственности организаций и лиц,
нарушающих законодательство Российской
Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность
вопросов взаимодействия регулирующих
органов с правоохранительными органами
и судебной системой.
В ракурсе данной
дипломной работы, посвященной инфраструктурному
развитию рынка, а именно деятельности
на рынке ценных бумаг организаторов
торговли хотелось бы выделить следующие
стоящие перед органами государственного
регулирования и профессиональными участниками
проблемы:
Улучшение работы
расчетно-клиринговых систем, обслуживающих
организованные биржевые и внебиржевые
рынки ценных бумаг.
В этой связи
со стороны государства необходимо
обеспечение нормативно-правовой базы,
регулирующей деятельность таких систем,
которая на данный момент не является
достаточной. Позитивным фактором была
и попытка решения на основе четырёхстороннего
взаимодействия государства, участников
рынка, профессиональных саморегулируемых
организаций и обслуживающих систем такой
проблемы, как стандартизация деятельности
расчетно-клиринговых систем ( депозитарных
и расчетных фирм). Логичным завершением
построения общероссийской системы учета
прав по ценным бумагам стало бы создание
национального общероссийского депозитария.
Эта задача, давно уже обозначенная, не
может быть решена без соответствующего
участия государства.
Упорядочивание
работы неорганизованного внебиржевого
рынка ценных бумаг.
В даннном секторе
рынка действия регулирующих органов
должны быть направлены на решение
таких целей, как достижение максимально
возможной прозрачности рынка, снижение
рисков, связанных с полным отсутствием
какого-либо контроля за совершением и
исполнением сделок, для участников, в
большинстве своём частных мелких инвесторов
и акционеров. Из мер, которые необходимо,
по мнению автора, принять для достижения
вышеуказанных целей следует выделить:
принудительное преобразование или запрещение
деятельности телефонных «брокерских»
площадок, проверка деятельности не лицензированных
участников рынка, занимающихся как торговлей
через «брокерские» площадки, так и организацией
скупки акций у акционеров.
Налаживание цивилизованного
рынка производных ценных бумаг.
Для этого следует
принять жесткую нормативно-правовую
базу, регулирующую деятельность организаторов
торговли производными финансовыми
инструментами. В связи с повышенными
рисками в данном секторе рынка
ценных бумаг ФКЦБ, на взгляд автора,
следует более жестко подойти к стандартизации
деятельности именно этих биржевых площадок.