Рынок ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Описание

Основные принципы функционирования биржевых и внебиржевых торговых систем в России. Биржевой рынок ценных бумаг в России. Торговля государственными ценными бумагами на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

профессионального участника при торговле акциями  в ходе привати-зационных аукционов;

регулятора при  написании законодательства и подзаконных  актов;

верховного арбитра  в спорах между участниками рынка  через систе-му судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг -- это регулирова-ние со стороны  общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

государственные и иные нормативные акты;

государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить  на:

прямое, или административное, управление;

косвенное, или  экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

установления  обязательных требований ко всем участникам рынка

ценных бумаг;

регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

лицензирования  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг;

обеспечения гласности  и равной информированности всех участников рынка;

поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или  экономическое, управление рынком ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономи-ческие рычаги и капиталы:

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные  от них);

денежную политику (процентные ставки, минимальный размер зара-ботной платы и др.);

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

государственную собственность и ресурсы (государственные  пред-приятия, природные ресурсы  и земли). «Концепции развития рынка  ценных бумаг в Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008., Гл. 7.

Структура органов  государственного регулирования российского  рынка ценных бумаг в настоящее  время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно мед-ленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель -- осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство -- выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг мини-стерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много  полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установ-ления квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации, имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в программе по выводу из кризиса. В частности, Комиссия установила единый для всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий регламент торгов в зависимости от его изменения.

Министерство  финансов РФ -- министерство в составе  Правительства -- до последнего времени  регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулиру-ет их обращение.

Центральный банк РФ -- федеральный орган, действующий  на основа-нии закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных  организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимо-нопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сдел-кам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых  компаний.

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995--1996 гг.);

Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

Закон «О Центральном  банке Российской Федерации» (1995 г.);

Закон «О приватизации государственных и муниципальных  предпри-ятий в РСФСР» (1991 г.);

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

Закон «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);

Закон об акционерных  обществах (1996 г.)

Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Положения и  постановления, принимаемые Федеральной  Комиссией по ценным бумагам и  фондовому рынку.

Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает исключительным правом лицензирования деятельности организаторов торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их поведение на рынке. Основополагающими здесь являются Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые 19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются:

Биржевая или  внебиржевая система должна быть организована в форме некоммерческого  партнерства;

Организация торговли - исключительный вид деятельности, т.е. организатор торговли на рынке  ценных бумаг не имеет права совмещать  данный вид деятельности ни с какой  другой. До принятия Временного положения  фондовая биржа или организатор  внебиржевой торговли имели право заниматься, например, клиринговой деятельностью. Так на ММВБ обслуживанием взаиморасчетов по государственным ценным бумагам занимался Депозитарий ММВБ, однако сейчас, после вступления данного положения в силу ММВБ вынуждена была сменить обслуживающий депозитарий на Национальный Депозитарный Центр.

Определены требования к минимальному собственному капиталу и количеству членов для получения  организатором внебиржевой торговли или фондовой биржой лицензии;

Введены основные положения листинга и делистинга ценных бумаг.

Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в  России.

2.1. Торговля  государственными ценными бумагами  на

Московской  Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Российская Федерация  в лице Министерства финансов Российской Федерации является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996 годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство планирует продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ.

Основные задачи государства по определению объемов  и сроков заимствований на рынке  ценных бумаг включают в себя:

расширение практики заимствований на рынке ценных бумаг  для покрытия дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых долгосрочных программ и обслуживания накопленного государственного долга;

стабилизация  режима привлечения средств в  государственные ценные бумаги (обеспечение  планового характера поступлений  в общем контексте бюджетной  политики) и рынка ценных бумаг;

целенаправленная  последовательная работа по снижению стоимости заимствований на рынке ценных бумаг;

функциональное  разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного  рынка (краткосрочные государственные  бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного гола, выпускаемые для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных программ);

выпуск широкого спектра финансовых инструментов для  удовлетворения потребностей различных  групп инвесторов (население, институциональные  инвесторы, банки и другие группы), выпуск дисконтных ценных бумаг и ценных бумаг с купоном, выпуск купонных бумаг как с фиксированным процентом, так и с плавающей ставкой; последовательная либерализация допуска нерезидентов на рынок государственного долга;

обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по привлечению заемных средств через механизмы рынка ценных бумаг.

В целях поддержания  надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:

осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание государственной долговой книги и обеспечит возможность  прямого владения ценными бумагами любым группам инвесторов;

не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски  третьих лиц в связи с хранением  и обслуживанием государственных  ценных бумаг;

будет стимулировать  развитие механизмов, обеспечивающих доступ максимально широкому кругу  инвесторов на рынок государственных ценных бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций.

Государство также  будет активно способствовать развитию и использованию расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая  использование платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации). Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008., Гл. 9.

Государственный долг, выраженный в государственных  облигациях, требует как и любая  другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая позволяла бы заинтересованным сторонам - в данном случае государству  и инвесторам - заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила к подготовке организационно-технической базы рынка. ММВБ - вчера и сегодня. Князев В.И.//Рынок ценных бумаг. № 86, март 1997. - с. 34-38.   

 В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78 от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).      

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России