Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:38, реферат
Основные принципы функционирования биржевых и внебиржевых торговых систем в России. Биржевой рынок ценных бумаг в России. Торговля государственными ценными бумагами на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).
Оплата акций и перерегистрация прав собственности совершаются контрагентами сделки самостоятельно, РТС никаких услуг в этом отношении в настоящее время пока не предоставляет. Однако понимание того, что подобное функционирование негативно сказывается на организации торговли, руководство РТС и НАУФОР в последнее время стали искать пути соединения торговой системы с обслуживающими клиринговыми и расчетными организациями. Организацией, претендующей в данный момент на роль обслуживающего клирингового центра является Депозитарно-Клиринговая Компания (ДКК), крупнейший в России депозитарий-хранитель. На данной стадии всего около 10% сделок в РТС проходят через ДКК, однако согласно многостороннему соглашению между ДКК, РТС, НАУФОР и рядом крупных инвестиционных компаний в течение ближайших полутора лет все сделки должны будут проходить через данную депозитарную систему. РТС не поднимала ещё на рассмотрение участников вопроса об организации расчетного центра по деньгам, однако вероятна возможность появления и подобного образования в инфраструктуре торговой системы. Все это, как представляется автору данной работы, может привести в скором времени к фактическому переходу РТС от статуса внебиржевой структуры к статусу биржи, так как появление нормально функционирующих расчетных центров по деньгам и по бумагам является главным условием для организации гарантирования исполнения сделок.
Таким образом, РТС в современном виде -- это своеобразная доска объявлений, доступ к которой регламентируется определенными правилами.
Членами ПАУФОР разработан пакет нормативных документов, регулирующих торговлю через РТС (правила, типовой договор купли-продажи, меры ответственности). В соответствии с Положением ФКЦБ созданы органы, контролирующие и регулирующие деятельность участников РТС -- торговый комитет, дисциплинарный комитет (контролирующий соблюдение правил торговли), третейский суд (разбирающий спорные вопросы и конфликтные ситуации) Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Утверждено ФКЦБ 19.12.96..
Летом 1997 года РТС совместно с НАУФОР, ПАУФОР приступило к созданию торговой системы РТС-2. РТС-2 - это точно такая же электронная система для акций эмитентов, так называемого «второго эшелона» с более мягкой процедурой листинга ценных бумаг. Появление РТС-2 была вызвана тем, что многие предприятия понимая необходимость котирования своих ценных бумаг в каких-либо торговых системах не могли пройти достаточно жесткую процедуру листинга в РТС-1. РТС-2 зарекомендовала себя как система с большим потенциалом. И хотя объемы торгов в РТС-2 значительно уступают объемам в РТС-1, -это во многом связано с общим осенним фондовым кризисом-, у РТС-2 есть огромный потенциал для развития и её существование несомненно необходимо.
Ключевые моменты правил торговли в РТС:
все предложения (котировки), введенные в систему, являются «твердыми», т.е. обязательными для исполнения;
Это принципиальное
отличие РТС от подобных ей электронных
систем, не являющихся по сути торговыми,
а лишь информационными. Примером такой
системы может служить система
электронных котировок «АКМ-
минимальный объем лота, выставляемого в системе, -- 10 тыс. дол. США;
Минимальный размер лота однако не означает, что сделка не может быть заключена на меньшую сумму. Следует отметить также, что в РТС-2, минимальный размер лота составляет 5 тыс. долларов.
участники торговой системы разделены на несколько категорий, среди которых выделяются
Члены торговой системы с просмотровым режимом; члены РТС со статусом просмотрового члена торгуют на общих основаниях, однако лишены возможности самостоятельно выставлять котировки. Для получения данного статуса необходимо выполнить минимальные требования по минимальному ограничению уставного и ликвидного чистого капитала, наличия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
Члены торговой системы с торговым режимом, отличие от просмотрового режима заключается в возможности самостоятельно выставлять котировки; однако для получения торгового статуса необходимо соблюдать более жесткие условия касательно минимального размера ликвидного чистого капитала и наличия в персонале компании профессиональных прошедших аттестацию НАУФОР трейдеров.
Маркет-мейкеры, одной из основных задач которых является поддержание ликвидности рынка. В обязанности маркет-мейкеров входят постоянное поддержание двусторонних котировок (на покупку и на продажу) по акциям как минимум трех эмитентов и односторонних котировок (либо на покупку, либо на продажу) как минимум двух эмитентов; объем выставляемых ими лотов должен быть не менее 30 тыс. дол. США. Маркет-мейкеры имеют определенные льготы. Так, им предоставляется право, если к ним обратится «простой» участник торгов, потребовать совершения сделки на условиях предоплаты вместо стандартных условий предпоставки. Правила торговли некоммерческого партнерства «Торговая система РТС». Утверждено решением собрания учредителей 31 января 1997.
Необходимо отметить также, что достаточно жестко регламентирован сам доступ к торговле в РТС: любая компания, желающая присоединиться к системе торговли должна прежде всего быть членом НАУФОР (Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка) и присоединиться к торговому соглашению Партнерства, в котором раскрываются основные принципы торговли через РТС и любой член Партнерства, присоединившийся к нему обязан неукоснительно следовать им. Ключевыми в данном документе являются
положения об обязанности исполнения и гарантий сделки на определенных условиях;
Данное положение, хотя не в состоянии гарантировать, призвано максимально защитить участников Партнерства от рисков, связанных с неисполнением сделки.
положение о претензионном урегулировании споров через Третейский Суд НАУФОР. Торговое соглашение «Некоммерческого партнерства РТС». Утверждено решением собрания учредителей 31 января 1997.
Оно гласит о том, что все участники обязуются все противоречия решать путем первоначального обращения в Третейский Суд НАУФОР; таким образом, РТС берет на себя роль арбитра в урегулировании спорных моментов.
В соответствии
с Временным положением о требованиях,
предъявляемых к организаторам
торговли на рынке ценных бумаг, в
структуре РТС присутствует постоянно
действующий котировальный
Начиная с момента начала торговли в РТС в 1995 был введен индекс РТС, сводный показатель деловой активности и настроения рынка, рассчитывающийся по средневзвешенным ценам дневных сделок по акциям, входящим в котировальный лист первого уровня. Индексы, удобные и привычные для всех фондовых рынков индикаторы, позволяют участников торговли оценить картину происходящую на рынке в целом. Стоит отметить, что индекс РТС оставался до последнего времени единственным в России нематериальным базисным активом, на основе которого торгуются фьючерсы.
Проблемой фондовых индексов, методикой их расчета заинтересовалась и Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг. В связи с осенним кризисом на всех фондовых рынках, когда цены на акции понижались на десятки процентов течение нескольких часов, перед ФКЦБ встал вопрос о том, как именно рассчитывать фондовые индексы. На основе изменения именно фондовых индексов организаторы торговли или органы государственной власти принимают решение о приостановлении торгов, что является мировой общепризнанной практикой. В начале ноября ФКЦБ разработала и утвердила собственную методику расчета фондового индекса, которую организаторы торговли обязаны стали использовать для определения изменения значения фондовых индексов.
В соответствии с Распоряжением ФКЦБ Распоряжение ФКЦБ № 1536, от 14.11.97. Некоммерческое партнерство «РТС» разработала и утвердила методику расчета сводного индекса РТС, который представляет из себя отношение суммарной рыночной капитализации акций, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации этих же акций на начальную дату, умноженное на значение индекса на начальную дату. Этим же распоряжением ФКЦБ ввела ограничение на регламент торгов:
в случае снижения Сводного индекса открытия по сравнению со Сводным индексом закрытия предыдущего дня более, чем на 15%, торги следует прекратить и обратиться в ФКЦБ России за дальнейшими указаниями;
в случае снижения Сводного индекса открытия по сравнению со Сводным индексом закрытия предыдущего дня менее, чем на 15%, торги следует продолжать до момента снижения текущего сводного индекса более, чем на 7,5% по сравнению со Сводным индексом открытия текущего дня;
в случае снижения Текущего сводного индекса по сравнению со Сводным индексом открытия текущего дня более, чем на 7,5% торги следует прекратить; торги возобновляются только на основании распоряжения ФКЦБ России.
На взгляд автора, данное распоряжение является достаточно неуклюжей попыткой ФКЦБ хоть как-то контролировать ход торгов и резкие изменения конъюнктуры рынка, и в случае резкого падения попытаться остановить его. Однако данный нормативный акт не в состоянии в полной мере решить эту проблему, так как при наличии достаточно развитого неорганизованного и неконтролируемого рынка корпоративных ценных бумаг, в кризисных ситуациях, как это уже не раз случалось, операторы рынка сразу же после закрытия официальных торговых площадок (РТС, ММВБ, МФБ) переходят на всевозможные «брокерские площадки» и другие «телефонные» рынки и падение рынка продолжается.
3.2. Внебиржевые неорганизованные рынки ценных бумаг,
особенности их функционирования.
Биржевой фондовой бум начала 1990-х в России не привёл к тому, что биржи заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994--1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро российского рынка корпоративных ценных бумаг. Попытки ныне существующих бирж, уже укрепившихся в других секторах фондового рынка, занять эту нишу, отобрав её у организаторов внебиржевой торговли, не приводят пока за редким исключением к серьезным результатом. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.
Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществлялось в процессе общероссийской приватизации преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике. Вообще, приватизация была и остается ключевым и определяющим фактором в развитии всего российского фондового рынка. Ведь только с появлением в 1993 году такого явления, как приватизационный чек, в России реально стало говорить о таких общепринятых для любого рынка понятиях как акция, акционерное общество, корпоративная ценная бумага.
Именно с приватизационным чеком или ваучером связано появление первой в России некого подобия торговой системы ценными бумагами. Таким первым прообразом таковой системы стала государственная аукционная сеть, состоявшая из центров приватизации Государственного комитета по имуществу РФ и центров кассового союза, задачей которой являлась организация аукционов по обмену ваучеров на акции приватизировавшихся тогда предприятий. Несмотря на все недостатки всей системы государственной приватизации, основная задача - создание широкого класса собственников -, поставленная государством была выполнена.
Подобная организация
торговли ценными бумагами носила скорее
социальный нежели рыночный характер,
и ни в коей мере не представляла
из себя аналог цивилизованного
Кроме того, по мнению автора, подобная форма распространения ценных бумаг, как это ни кажется странным, явилась ещё и фактором благотворно сказавшимся на последующем буме купли-продажи суррогатных ценных бумаг, явившемся следующим шагом в становлении российского рынка ценных бумаг. У населения, получавшего акции путем обмена на некие квази-ценные бумаги, сложился определенный откровенно неправильный стереотип торговли ценными бумагами. Вкупе с общим незнанием людьми рыночных законов и полным отсутствием государственного регулирования сложилась крайне благоприятная среда для появления и расцвета всевозможных «пирамидальных» структур, торгующих акциями мифических корпораций, сулящие баснословные дивиденды и прибыли. АО «МММ», «Хопер», «Русский Дом Селенга» и многие, многие другие - компании, сумевшие аккумулировать огромные денежные ресурсы, однако изначально направленные лишь на обман доверчивых и непросвещенных вкладчиков, сумели надолго подорвать доверие населения к инвестированию. И это пожалуй самое болезненный урон, который смогли нанести экономике России, эти многочисленные псевдофинансовые махинаторы. Владельцы тех десятков и сотен миллионов долларов, которые так нужны сейчас экономике России в виде инвестиций, ещё не скоро вновь обратят своё внимание на фондовой рынок. Этим же объясняется и тот факт, что очень немногочисленная группа людей занимается таким распространенным на Западе видом вложения собственного капитала, как биржевые спекуляции.