Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа
В первой части контрольной работы мы рассмотрим само понятие рынка его содержание, функции и типы рынков.
Во второй части контрольной работы мы дадим определение конкуренция, совершенная конкуренция, детально рассмотрим понятие «Невидимая рука» А. Смита в которой он называл те экономические силы, которые мы называем спросом и предложением
Введение 3
Теоретическая часть вариант 7
1 Рынок: содержание, функции, типология 5
1.1 Содержание и структура рынка 5
1.2 Сущность и функции рынка 15
1.3 Типология рынков 19
2 «Невидимая рука рынка» А. Смита: конкуренция и экономическая эффективность 22
2.1 Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка 22
2.2 Условия возникновения совершенной конкуренции 27
2.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 31
2.4 Предложения конкурентной фирмы 33
2.5 Общественная эффективность совершенной конкуренции 38
Заключение 43
Практическая часть вариант 2 46
Список использованной литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Рынок: содержание, функции, типология. «Невидимая рука рынка» А. Смита: конкуренция и экономическая эффективность.
|
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть вариант 7
1 Рынок: содержание, функции, типология 5
1.1 Содержание и структура рынка 5
1.2 Сущность и функции рынка 15
1.3 Типология рынков 19
2 «Невидимая рука рынка» А. Смита: конкуренция и экономическая эффективность 22
2.1 Определение
конкуренции и «невидимая рука»
2.2 Условия возникновения совершенной конкуренции 27
2.3 Равновесие
конкурентной фирмы в
2.4 Предложения конкурентной фирмы 33
2.5 Общественная эффективность совершенной конкуренции 38
Заключение 43
Практическая часть вариант 2 46
Список использованной литературы 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
Введение
Актуальность темы теоретической части контрольной работы: «Рынок: содержание, функции, типология. «Невидимая рука рынка» А. Смита: конкуренция и экономическая эффективность» объясняется тем, что конкурентная борьба на современном рынке России является наиболее острой и актуальной для современных предпринимателей и потребителей.
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) важны для России и потому их изучение для нас важно и актуально.
Цель исследования - изучить рынок, его содержание, функции, типологию, конкуренцию и «невидимую руку» рынка А. Смита, и эффективность совершенной конкуренции.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1Определить, в чем заключается сущность и содержание рынка, его основные черты, функции;
2 изучить типологию рынка, его структуру;
3 рассмотреть и дать определение конкуренции «невидимой руки рынка»;
4 рассмотреть понятие совершенной конкуренции, равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах;
5 определить общественную эффективность совершенной конкуренции;
4 сделать выводы по результатам исследования.
Объектом исследования являются рынок и его содержание функции и типология, конкуренция, «невидимая рука» рынка и эффективность.
Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка, и совершенной конкуренции.
Теоретико-методологическую
основу и информационную базу теоретической
части работы составляют научные
труды российских и зарубежных авторов
в области экономической
В первой части контрольной работы мы рассмотрим само понятие рынка его содержание, функции и типы рынков.
Во второй части контрольной работы мы дадим определение конкуренция, совершенная конкуренция, детально рассмотрим понятие «Невидимая рука» А. Смита в которой он называл те экономические силы, которые мы называем спросом и предложением.
Также во второй части контрольной работы мы рассмотрим равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, предложение отрасли долгосрочном периоде, а также рассмотрим расчет общественной эффективности совершенной конкуренции.
Структура и
объем теоретической части
Текст контрольной работы изложен на 55 страницах и содержит 6 рисунков, 9 формул.
1Рынок:содержание,функции,
1.1 Содержание и структура рынка
Рыночная экономика — это, прежде всего производство товаров. Товарное производство и рынок возникли тысячелетия назад, в период разложения первобытной общины. Из поколения в поколение люди пытались решить извечную экономическую проблему: как ограниченными ресурсами удовлетворить растущие потребности. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам, факторам производства — труду, земле и ее ископаемым, средствам производства — свойственна, как уже отмечалось, ограниченность. Их количество фиксировано и имеет пределы. Ограниченность экономических ресурсов выступает одной из причин общественного разделения труда и специализации отраслей и видов человеческой деятельности1.
Общественное разделение труда — первая общая предпосылка появления обмена и рынка. Без общественного разделения труда не могло возникнуть товарное производство.
Второе условие развития рынка — экономическая обособленность производителей. В рамках общины или большой патриархальной семьи не мог возникнуть обмен, так как собственником произведенного была община или семья. Первоначально обмен возникал между общинами, выступавшими экономически обособленными собственниками. В условиях развитого рынка каждый производитель и каждое предприятие само распоряжается основными факторами производства (землей, трудом, капиталом), само решает, что производить и в каком объеме, само распоряжается результатами труда. Наилучшим образом этому условию отвечает частная собственность.
Третье условие функционирования рынка -— самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе.
Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
2 Важнейшим объектом рыночной экономики выступает товар. Товар — это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Он обладает двумя свойствами: удовлетворять потребность людей и обмениваться. Способность товара удовлетворять потребность человека есть потребительная стоимость. Например, хлеб, масло, одежда удовлетворяют личные потребности человека, а станок, инструменты — производственную потребность. Потребительная стоимость товара связана с его полезными свойствами.
В условиях рыночного хозяйства потребительная стоимость товара, во-первых, удовлетворяет потребность не самого производителя, а других людей — общественную потребность. Во вторых, потребительная стоимость товара поступает в потребление через обмен, посредством купли-продажи. Следовательно, товар обладает другим важным свойством — способностью в определенных пропорциях обмениваться на другие товары.
Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары, есть его меновая стоимость. Эта способность товара обусловлена тем, что в нем воплощены затраты физического и умственного труда, что составляет его стоимость. На рынке стоимость проявляется в форме меновой стоимости, в виде определенных пропорций обмена.
Товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Потребительная стоимость характеризует особенность, неповторимость товаров, стоимость — их однородность. С развитием рыночных отношений из всего многообразия товаров выделяется особый товар — деньги. На них можно обменять или приобрести любой товар. Деньги, обладая способностью обмениваться на все другие товары, выполняют роль всеобщего эквивалента.
3 Неотъемлемым атрибутом товарного производства является рынок. Существуют различные дефиниции рынка в качестве экономической категории, например, как системы экономических отношений между продавцами и покупателями; механизма взаимодействия продавцов и покупателей; совокупности сделок купли и продажи товаров и услуг. Из последних предложенных учеными определений можно выделить следующее: рынок — это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги.
В приведенных и других многочисленных определениях рынка, отражающих его как объективную реальность, важно выделить для последующего подключения к нему механизмов правового регулирования следующие существенные моменты.
Прежде всего, все сходятся на том, что рынок есть определенная система общественных отношений, а именно последние составляют предмет любой отрасли права. Далее, субъектами рынка являются продавцы и покупатели, которые, как правило, на рынке выступают одновременно в обоих качествах. Наконец, объектами рынка являются товары и деньги. При этом товары олицетворяют не только произведенную продукцию, но и факторы производства, работы, услуги.
Развитой рынок характеризуется неограниченным числом участников купли-продажи, свободным доступом на рынок.
Производители выбирают любой вид деятельности (производство, фондовые операции, банковскую деятельность и т. п.).
В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что нужно им. Следовательно, у производителей и потребителей имеются равные права, т. е. налицо экономическая свобода, в результате чего достигается мобильность ресурсов, полная информация о предложении, спросе, ценах и т. п.
4 Рыночная цена — это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. Основу цены составляют общественно необходимые затраты труда на тот или иной продукт — стоимость товаров. Цена является денежной формой стоимости товара. В результате колебания спроса и предложения цены отклоняются от действительной стоимости в ту или другую сторону. Исходя из способов регулирования цен различают свободные цены, которые формируются в зависимости от состояния рынка, на основе свободной договоренности продавца и покупателя. На отдельные товары государство устанавливает регулируемые цены, определяя, например, их верхний предел. Это касается, в частности, таких жизненно важных товаров и услуг, как энергоносители, потребительские товары первой необходимости, тарифы на транспорт, лекарственные средства. Государственные цены, твердофиксированные в государственных документах, ни производители, ни продавцы не имеют права изменять.
Цены находятся под существенным воздействием спроса и предложения. В свою очередь, цены закономерно влияют на положение продавцов и покупателей, на их заинтересованность в купле-продаже товаров, на спрос и предложение. Спрос — это форма платежеспособной потребности, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары. Он находится под воздействием таких рыночных факторов, как доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, цена на данный товар и на сходные товары и т. п. Чем выше цены на товары, тем ниже спрос, и наоборот. Количественное изменение спроса в зависимости от изменения цены характеризует эластичность спроса.
Цены воздействуют не только на спрос, но и на предложение. Предложение — это количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по существующим ценам.
Продавцы одного и того же вида товаров устанавливают оптимальную цену, с одной стороны, ниже которой им невыгодно торговать, с другой — выше которой не будет спроса на товар. По мере увеличения цены предложение товаров растет, и наоборот. Таким образом, цена оказывает регулирующее воздействие на соотношение спроса и предложения, а следовательно, на экономическое положение производителей и потребителей. Рост рыночной цены ведет к снижению спроса и увеличению предложения, стимулирует расширение производства, что в конечном счете вызывает эффект, обратный исходному, — снижение цены и сокращение производства.
В результате колебания цены под воздействием спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена равновесия выгодна как для продавцов, так и для покупателей, устраивает и тех и других. При такой цене достигается равенство спроса и предложения, поэтому она называется равновесной ценой. Если же она будет изменяться, то нарушится равновесие: при росте предложение будет расти, а спрос падать; при снижении спрос будет расти, а предложение падать. Конечно, такое равновесие или баланс существуют как идеальный момент рыночных отношений. В реальной действительности трудно добиться строгого равенства спроса и предложения, а в рыночных ценах — цены равновесия. Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. При равновесной цене не обнаруживается ни избытка товаров, которые не может приобрести население при данном уровне доходов, ни дефицита, нехватки материальных благ.
5 Структура рынка складывается объективно как следствие сложных и многообразных взаимоотношений между его субъектами по поводу покупки и продажи разнообразных товаров.
Знание и
учет этой структуры необходимы не
только непосредственно самим