Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:30, курсовая работа
Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда…….4
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе………………………………………………………….16
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………….27
3.1 Перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения……………………………………………………………………………27
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………....…51
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ………………………………….......4
1.1 Основные направления
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда………………………9
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА……………………………....16
2.1 Приоритетные направления
государственного
2.2 Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости…….21
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РФ:
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………………
3.1 Перспективы реализации
государственной политики в
3.2 Пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ……….36
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема государственного регулирования рынка труда - одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения.
Актуальность рассмотрения государственного регулирования рынка труда продиктована рядом объективных обстоятельств: во-первых, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, когда часть граждан оказались в трудной жизненной ситуации, утратили либо работу, либо значительную часть своего заработка, во-вторых, переходом России на инновационный путь развития, что требует структурной перестройки и диверсификации экономики, а, следовательно, радикальной трансформации рынка труда и структуры занятости населения России. Реализация государственной политики в сфере занятости со всевозрастающей очевидностью входит сегодня в число приоритетных направлений модернизации страны.
Цель исследования – анализ государственного регулирования рынка труда.
Задачи: охарактеризовать основные направления государственного регулирования рынка труда; изучить методы регулирования рынка труда; раскрыть приоритетные направления государственного регулирования рынка труда РФ на современном этапе; исследовать результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости; раскрыть перспективы реализации государственной политики в сфере занятости населения; наметить пути повышения эффективности регулирования рынка труда в РФ.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
1.1 Основные направления
государственного
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство1.
К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.
Государственное регулирование
занятости представляет обширный спектр
методов и инструментов государственного
воздействия на труд, рынок труда,
оплату труда, трудовые отношения в
целях повышения
Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.
В этом свете превратно представление о рыночной экономике как о системе свободного, самопроизвольного, нерегулируемого извне найма и увольнения работников с установлением цены рабочей силы на основе только согласования спроса и предложения, т.е. свободной рыночной цены. В действительности имеется множество внешних и внутренних регуляторов как в самой среде трудовой деятельности, так и в системе трудоустройства, сдерживающие такие социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.
Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда.
Под проблемой занятости населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.
Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.
Рыночные начала в
формировании трудового сектора
экономики тесным образом сочетаются
с государственно-
Государственное регулирование занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России.
Конечно, при всех различиях есть и ключевые положения, на которых строится механизм государственного регулирования рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.
Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости включает в себя комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости)2.
Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1) содействие трудоустройству
через государственные и
2) развитие системы
профессиональной подготовки и
переподготовки как
3) организация общественных
работ, включая работы по
4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5) содействие занятости
социально слабозащищенных
Из большого спектра
проблем государственного регулирования
занятости и рынка труда
• регулирование развития системы рабочих мест;
• регулирование спроса на рабочие места;
• государственная политика в развитии системы образования,
профессиональной подготовки и переподготовки кадров3.
Обобщая сказанное выше, выделим следующие ключевые направления государственного регулирования занятости:
— установление системы свободного выбора труда;
— законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
— установление минимального размера оплаты труда;
— функционирование государственных служб занятости;
— содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
— выплата государственных пособий по безработице;
— государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
1.2 Методы государственного регулирования рынка труда
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов: